Проезд:
Координаты: 56.66095, 40.32119
Фотографии: Александр Богданов (16 июля 2015 г.).
**************************************************
ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА, 2-я пол. 18 в.
Поставлена на левом берегу р. Нерль, в центре древнего села, которое до 1764 г. было вотчиной суздальского Спасо-Евфимьева монастыря. Сооружена из кирпича в 1786 г. Стены побелены по обмазке. В 19 в. была сделана западная пристройка к трапезной, охватившая своим объёмом нижний четверик колокольни; при этом проёмы между его пилонами были расширены, а часть западной стены трапезной разобрана. В последней трети 19 в. священником этой церкви был дед М.И. Цветаевой. Окружающая храм новая металлическая ограда поставлена на цоколе старой кирпичной. Характерный для суздальского региона небольшой сельский храм в традициях местной архитектуры кон. 17 - 1-й пол. 18 в. Двусветный основной четверик, чуть растянутый по продольной оси, завершён четырёхскатной кровлей. Её венчает луковичная чешуйчатая главка с перехватом, основанием для которой служат поставленные друг на друга небольшой восьмигранный барабан и цилиндрическая шейка. К четверику примыкают сильно пониженные объёмы полукруглой, чуть суженной апсиды и квадратной, равной четверику по ширине трапезной, над которой возвышается восьмигранный столп колокольни. Шатёр последней прорезан двумя рядами слухов и завершён маленькой чешуйчатой луковичной главкой.
Декоративное убранство фасадов включает огибающие лопатки на углах, раскрепованные над ними широкие карнизы, перспективные порталы боковых входов и нарядные наличники с профилированными подоконниками, колонками по бокам и фигурными килевидными завершениями. На углах столпа колокольни также поставлены лопатки, арки звона завершены килевидными архивольтами. О древнерусских традициях свидетельствует также не подчинённое строгой симметрии расположение оконных и дверных проёмов и их не совсем одинаковые размеры. На фасадах западной пристройки воспроизведены элементы декора старой части здания. Над входом в пристройку сохранился металлический зонт кон. 19 в. на ажурных кронштейнах.
Внутри четверик, хорошо освещённый двумя ярусами окон и световым кольцом барабана, перекрыт четырёхлотковым сводом (с промежуточными диагональными гранями), алтарь - цилиндрическим, переходящим в конху, трапезная - полулотковым. В первом ярусе колокольни свод сомкнутый; перекрытия окружающей части пристройки - стропильные деревянные с подшивным потолком. На колокольне храма вывезенный из с. Быково Суздальского уезда колокол с орнаментальными фризами, отлитый в 1873 г. на нижегородском заводе купца С.Д. Чарышникова.
Клеевая живопись кон. 18 - нач. 19 в. в четверике и трапезной - выразительный памятник стиля барокко, в котором наряду с сюжетными композициями большая роль отведена гризайльному декору. Поновлена маслом во 2-й пол. 19 в., композиции в нижнем ярусе западной стены выполнены заново.
В центральной части свода написана орнаментальная розетка, от которой к углам расходятся декоративные полосы с изображением евангелистов в медальонах, зрительно расширяющие узкие диагональные грани. На лотках традиционно расположены "Преображение", "Воскресение", "Вознесение" и "Вознесение Богоматери". В основании свода - гризайльный карниз. На западной стене в верхнем ярусе помещены евангельские сцены "Исцеление расслабленного" и "Изгнание торгующих из храма", отличающиеся динамичностью композиционного построения. Между ними гризайлью изображён ангел на постаменте с крестом и потиром в руках. Композиции "Лепта вдовицы" и "Христос и самаритянка" в нижнем ярусе выполнены в позднеакадемической манере. В своде трапезной - роспись на слова "Отче наш".
Трёхъярусный главный иконостас 1780-х гг. - один из лучших памятников барокко в Ивановской области. В его структуре присутствуют царские врата с исключительно редким по композиции изображением "Тайной вечери" в сочетании с "Благовещением", развёрнутая композиция "Распятия" с предстоящими, орудиями Страстей и четырьмя жертвенными чашами. О высоко профессиональном архитектурном и орнаментальном оформлении иконостаса свидетельствует строгая соподчинённость элементов композиции, высокое качество выполнения резных и живописных работ, разнообразие форм иконных досок. Всё это дает основание предположить, что в качестве образца для провинциальной церкви был использован очень качественный столичный иконостас стиля барокко. Вместе с тем чистота стилевых форм здесь утрачена, в орнаментике прослеживаются элементы рококо (букеты, цветочные гирлянды, измельчённый характер резьбы) и в меньшей степени - классицизма (розетки, вазы, иконы округлой формы). В скульптуре и особенно в резьбе царских врат заметны черты примитива. Иконостас в девять осей усложнён двумя парами ризалитов по сторонам центральной оси. Его боковые крылья выходят на северную и южную стены храма. Нижний ярус объединяет местные, праздничные и тумбовые иконы. В нём наиболее ярко выражены принципы барокко. Эта часть композиции насыщена архитектурным и орнаментальным декором. На ризалитах по сторонам царских врат расположены иконы Богоматери и Христа с резными навершиями. Тумбовые и праздничные иконы в форме квадрифолиев заключены в широкие резные рамы. Над праздничными образами помещены резные полукруглые в плане балдахины с раздвинутыми завесами, увенчанные прорезными кокошниками треугольных очертаний с ликами херувимов, акантовыми листьями и коронами. На капителях колонн, фланкирующих иконы, помещены коленопреклоненные ангелы. На диагональных выступах карниза со стороны центральной оси установлены скульптурные изображения двух сидящих евангелистов, а на выступах к северу и югу от балдахинов - ангелы с рипидами, украшенными ликами херувимов.
Откосы царских врат декорированы накладным объёмным орнаментом, составленным из крупных акантовых листьев. На уровне карниза орнамент переходит в поясные изображения двух ангелов с обнажёнными торсами и с плащами на уровне пояса. Ангелы в третьем ярусе по сторонам Распятия представлены в набедренных повязках. Выбор таких неканонических облачений для ангелов следует отнести к особенностям данного иконостаса.
Два верхних яруса иконостаса однотипны. Центростремительная динамика их композиции проявляется в живописи: одиночные фигуры представлены в поворотах к центру, а фланкирующие главную ось иконы - трёхфигурные. Основная сюжетная нагрузка ложится на скульптурные композиции страстного цикла - от "Тайной вечери" до "Распятия". Тема небесного предстательства обозначена в живописи фигурами апостолов и пророков, а в скульптуре - евангелистами, ангелами и херувимами. Идея Царствия небесного показана через изображения небесных сил, балдахинов с венчающими коронами, а также венцов на иконах с ликами Христа и Богоматери.
Иконостас частично переделан: утрачены две из четырёх скульптур евангелистов и икона Вседержителя из апостольского чина. Икона Богоматери перенесена из пророческого яруса в апостольский, а композиция "Распятие с предстоящими" - из венчающей части в третий ярус. Верхний осевой балдахин первоначально располагался над царскими вратами и т.д.
Одноярусный иконостас в стиле классицизма в южном приделе трапезной характерен для 1-й пол. 19 в.: он решён в виде четырёхколонного портика с фронтоном, с тремя овальными иконами в завершении. Над довольно скромными царскими вратами - скульптурное изображение Св. Духа в виде голубя.
Березин, Добронравов, 1896, с. 248-249. **************************************************
Храм Иоанна Богослова
(Ивановская область, Тейковский район, село Стебачёво)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 288-292.
Храм Иоанна Богослова
(село Стебачёво)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|