Проезд: От Иваново через Шую движемся в направлении Нижнего Новгорода. В деревне Окульцево Палехского района, сразу после въезда, поворачиваем направо. Едем асфальтом разного качества, не самым плохим, 2,7 км. Потом асфальт переходит в грунтовку (хороший грейдер), едем этой дорогой 3,8 км. Перед деревней Яковлево поворачиваем налево и едем 1,9 км до кладбища. Дорога здесь грунтовая, предполагалось использование шлака или асфальтовой крошки, которую завезли, насыпали на дорогу, а разровнять грейдером забыли. Объехать эти кучи можно с обеих сторон, колеи уже накатаны. Церковь Троицы Живоначальной видна с грунтовки.
Координаты: 56.794587, 42.275271
Фотографии - Александр Богданов (6 октября 2013 г.).
Ссылки по теме: "Уходящая натура"
***************************************
Спас-Шелутино — село в Палехском районе Ивановской области, в 25 км к востоку от Палеха, на берегу реки Лух. Село расположено в Пеньковском сельском поселении. Сохранилось почти два десятка домов, которые составляют целую улицу, однако все строения брошенные.
Имеется плохо сохранившийся недействующий каменный храм Живоначальной Троицы XVIII века (построен в 1797 году). Росписи были выполнены палехскими иконописцами. Церковь закрыта властями в 1961 году. До революции приход храма состоял из села Спас–Шелутино, хутора Давыдовского и деревень Рыбино, Барская, Юркино, Бражново, Шихари, Пеньки, Ратово, Добрячиха, Петрово, Окульцево, Привалье, Починок, Константинцево, Соймицы, Городилово, Ульяниха. Общее население по клировым ведомостям насчитывало 1063 души мужского пола и 1202 души женского пола (1898 год). С 1889 года в Спас-Шелутине действовала церковно-приходская школа.
***************************************
СПАС-ШЕЛУТИНО, ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ, кон. 18 в. Расположена на окраине села, на высоком берегу р. Лух. Построена в 1797 г. из кирпича на месте прежней деревянной на средства местных помещиков. Портики на южном и северном фасадах и завершение колокольни утрачены. Вариант храма типа восьмерик на четверике с необычным пятиглавым завершением, по композиции и пропорциям близок некоторым ярославским церквям. Соединяет стилистические приёмы барокко (в трактовке венчающей части и особенно в композиции колокольни) с классицистическими элементами декора.
Двусветный грузный основной объём представляет собой приземистый четверик, на который водружен массивный, равный ему по ширине восьмерик с более узкими диагональными гранями. Выше расположен аттиковый ярус, повторяющий форму восьмерика, но меньший его в плане, служащий основанием для высокой гранёной купольной кровли, увенчанной пятью близко сдвинутыми главами на цилиндрических барабанах (центральный световой, боковые врезаны в узкие диагональные грани кровли). Широкая одноэтажная трапезная соединяет четверик с трёхъярусной с полуярусом колокольней, завершённой вогнутой четырёхскатной кровлей и восьмигранным барабанчиком.
Боковые фасады четверика завершаются широким гладким поясом, а в нижней части членятся лопатками, причём крайние значительно отступают от рустованных углов. Огибающие лопатки на рёбрах восьмерика и горизонтальные тяги образуют крупные ниши на его гранях с окнами: по три — в широких и по одному ложному - в узких. Арочные окна четверика и с лучковым верхом — восьмерика завершены архивольтами, с дугами которых перекликаются стилизованные кокошники аттикового яруса. Стены восьмерика венчает многопрофильный карниз с зубчиками. Интересна композиция четвериковой колокольни: ярус звона здесь состоит из двух частей. Нижняя - тяжёлый полуярус с крупным рустом, круглыми окнами и изгибом карниза над ними - является как бы постаментом для верхней, повторяющей композицию второго яруса - с высокими арочными проёмами, фланкированными пилястрами, и врезанными в углы колоннами.
Основное пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом на ступенчатых тромпах со световым кольцом в центре. В двустолпной трапезной - система коробовых сводов. Сохранившаяся роспись маслом - характерный для 2-й пол. 19 в. памятник с сюжетными сценами в духе позднего академизма и псевдобарочным орнаментом. Композиционным схемам присуща архаичность, в изображении фигур - отголоски иконописной манеры. В глухом колорите преобладают локальные красные, синие и зелёные тона. На стенах живопись частично утрачена. Свод занят единой многофигурной композицией "Небесная литургия"; в её основании проходит гризайльный антаблемент. Нетрадиционно - на гранях восьмерика и в тромпах - расположены сцены на тему евангельских блаженств. Между окнами восьмерика помещены изображения святых. На стенах четверика евангельские композиции расположены в два яруса, их иконографический состав традиционен для 2-й пол. 19 в. В построении росписи на западной стене в рудиментарном виде сохранился один из характерных приёмов композиций монументальной живописи 1-й пол. 19 в. — раскрепованный карниз.
Иконостас 2-й пол. 19 в., выполненный в духе классицизма, сохранился фрагментарно. Его основу составляли фронтонные портики в двух ярусах, внизу фланкировавшие царские врата с выдвинутым вперед полукруглым навершием. В завершении композиции - треугольный пологий фронтон с завитками-волютами в тимпане. На тёмно-красном фоне выделяются позолоченные белые и синие детали. В трапезной - остатки невысоких придельных иконостасов, одновременных главному, - бирюзовых, с редкими белыми деталями.
Березин, Добронравов, 1898, с. 405-407
***************************************
Храм Троицы Живоначальной
(Ивановская область, Палехский район, село Спас-Шелутино)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 705-707
Храм Троицы Живоначальной
(село Спас-Шелутино)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|