Назад На главную страницу

Храм Троицы Живоначальной
(Ивановская область, Палехский район, село Спас-Шелутино)

Проезд: От Иваново через Шую движемся в направлении Нижнего Новгорода. В деревне Окульцево Палехского района, сразу после въезда, поворачиваем направо. Едем асфальтом разного качества, не самым плохим, 2,7 км. Потом асфальт переходит в грунтовку (хороший грейдер), едем этой дорогой 3,8 км. Перед деревней Яковлево поворачиваем налево и едем 1,9 км до кладбища. Дорога здесь грунтовая, предполагалось использование шлака или асфальтовой крошки, которую завезли, насыпали на дорогу, а разровнять грейдером забыли. Объехать эти кучи можно с обеих сторон, колеи уже накатаны. Церковь Троицы Живоначальной видна с грунтовки.

Координаты: 56.794587, 42.275271

Фотографии - Александр Богданов (6 октября 2013 г.).

Ссылки по теме: "Уходящая натура"

***************************************

Спас-Шелутино — село в Палехском районе Ивановской области, в 25 км к востоку от Палеха, на берегу реки Лух. Село расположено в Пеньковском сельском поселении. Сохранилось почти два десятка домов, которые составляют целую улицу, однако все строения брошенные.

Имеется плохо сохранившийся недействующий каменный храм Живоначальной Троицы XVIII века (построен в 1797 году). Росписи были выполнены палехскими иконописцами. Церковь закрыта властями в 1961 году. До революции приход храма состоял из села Спас–Шелутино, хутора Давыдовского и деревень Рыбино, Барская, Юркино, Бражново, Шихари, Пеньки, Ратово, Добрячиха, Петрово, Окульцево, Привалье, Починок, Константинцево, Соймицы, Городилово, Ульяниха. Общее население по клировым ведомостям насчитывало 1063 души мужского пола и 1202 души женского пола (1898 год). С 1889 года в Спас-Шелутине действовала церковно-приходская школа.

ВикипедиЯ

***************************************

СПАС-ШЕЛУТИНО, ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ, кон. 18 в. Расположена на окраине села, на высоком берегу р. Лух. Построена в 1797 г. из кирпича на месте прежней деревянной на средства местных помещиков. Портики на южном и северном фасадах и завершение колокольни утрачены. Вариант храма типа восьмерик на четверике с необычным пятиглавым завершением, по композиции и пропорциям близок некоторым ярославским церквям. Соединяет стилистические приёмы барокко (в трактовке венчающей части и особенно в композиции колокольни) с классицистическими элементами декора.

Двусветный грузный основной объём представляет собой приземистый четверик, на который водружен массивный, равный ему по ширине восьмерик с более узкими диагональными гранями. Выше расположен аттиковый ярус, повторяющий форму восьмерика, но меньший его в плане, служащий основанием для высокой гранёной купольной кровли, увенчанной пятью близко сдвинутыми главами на цилиндрических барабанах (центральный световой, боковые врезаны в узкие диагональные грани кровли). Широкая одноэтажная трапезная соединяет четверик с трёхъярусной с полуярусом колокольней, завершённой вогнутой четырёхскатной кровлей и восьмигранным барабанчиком.

Боковые фасады четверика завершаются широким гладким поясом, а в нижней части членятся лопатками, причём крайние значительно отступают от рустованных углов. Огибающие лопатки на рёбрах восьмерика и горизонтальные тяги образуют крупные ниши на его гранях с окнами: по три — в широких и по одному ложному - в узких. Арочные окна четверика и с лучковым верхом — восьмерика завершены архивольтами, с дугами которых перекликаются стилизованные кокошники аттикового яруса. Стены восьмерика венчает многопрофильный карниз с зубчиками. Интересна композиция четвериковой колокольни: ярус звона здесь состоит из двух частей. Нижняя - тяжёлый полуярус с крупным рустом, круглыми окнами и изгибом карниза над ними - является как бы постаментом для верхней, повторяющей композицию второго яруса - с высокими арочными проёмами, фланкированными пилястрами, и врезанными в углы колоннами.

Основное пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом на ступенчатых тромпах со световым кольцом в центре. В двустолпной трапезной - система коробовых сводов. Сохранившаяся роспись маслом - характерный для 2-й пол. 19 в. памятник с сюжетными сценами в духе позднего академизма и псевдобарочным орнаментом. Композиционным схемам присуща архаичность, в изображении фигур - отголоски иконописной манеры. В глухом колорите преобладают локальные красные, синие и зелёные тона. На стенах живопись частично утрачена. Свод занят единой многофигурной композицией "Небесная литургия"; в её основании проходит гризайльный антаблемент. Нетрадиционно - на гранях восьмерика и в тромпах - расположены сцены на тему евангельских блаженств. Между окнами восьмерика помещены изображения святых. На стенах четверика евангельские композиции расположены в два яруса, их иконографический состав традиционен для 2-й пол. 19 в. В построении росписи на западной стене в рудиментарном виде сохранился один из характерных приёмов композиций монументальной живописи 1-й пол. 19 в. — раскрепованный карниз.

Иконостас 2-й пол. 19 в., выполненный в духе классицизма, сохранился фрагментарно. Его основу составляли фронтонные портики в двух ярусах, внизу фланкировавшие царские врата с выдвинутым вперед полукруглым навершием. В завершении композиции - треугольный пологий фронтон с завитками-волютами в тимпане. На тёмно-красном фоне выделяются позолоченные белые и синие детали. В трапезной - остатки невысоких придельных иконостасов, одновременных главному, - бирюзовых, с редкими белыми деталями.

Березин, Добронравов, 1898, с. 405-407
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 705-707

***************************************

Храм Троицы Живоначальной
(село Спас-Шелутино)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть