Проезд: Храм располагается рядом с автобусной станцией и железнодорожным вокзалом.
Народные названия: Собор Скорбящей Богоматери, Скорбященский собор
Фотографии - Андрей Вершинин (22.09.2007).
Памятник архитектуры начала XX века (крестовокупольный, бесстолпный, многоглавый с тремя алтарями). Площадь 10278 м². Действующая церковь.
**********************************
В 1886 году основатель мануфактур Иван Иванович Скворцов в центре фабричного населения, при Середском кладбище, решил построить храм вместимостью 200 человек. Уже 12 июня 1887 года храм был освящён Преосвященным Александром, епископом костромским.
С годами местные фабрики расширялись, количество рабочих и их семей увеличивалось, и население вокруг фабрик с каждым годом росло. Из небольших деревушек близ фабрик выросли большие слободы с общим населением до 15000 человек.
Храм был один, и не мог вместить всех желающих молиться. Этой назревшей нужде навстречу идут преемники И.И.Скворцова - дочь, её муж Петр Александрович и внук Николай Петрович Павловы. Они решают расширить храм настолько, чтобы он мог вместить 2000 человек.
С этой целью они приступают к перестройке малого храма в громадный собор, вместимостью на 2000-2500 молящихся, и закладывают его 5 июня 1897 г.
Храм строится по плану и под наблюдением московского архитектора П.П.Зыкова. 13 февраля 1905 года Преосвященнейшим Виссарионом, епископом костромским, в присутствии храмосоздателей и массы молящихся, он был освящён. Маститый владыка, всю жизнь проведший в Москве, при освящении храма сказал: "Много освящал храмов в жизни своей, но такой великолепный храм освящаю в первый раз. Поистине, стоя в нём, действительно "яко на небеси стояти мнишь".
**********************************
Находится в юго-восточной части города, неподалёку от железнодорожной станции. Первоначальный объём - небольшой храм на 200 человек - был возведён в 1886—87 г. по заказу фабриканта И.И. Скворцова. С увеличением населения Середы храм перестал вмещать прихожан и в 1897-1905 г. по заказу М.И. и П.А. Павловых был превращён в громадную церковь, рассчитанную на 2-2,5 тыс. молящихся. Проект выполнил московский архитектор П.П. Зыков. Во время строительства храма рядом с ним была поставлена маленькая каменная церковь, так называемый "малый храм", позже превращённая в усыпальницу Скворцовых (не сохранилась). Храм Всех Скорбящих Радость сооружён в лицевой кирпичной кладке с включением белого камня.
В 1938 г. в юго-западный угол встроен одноэтажный склад. Яркое произведение культовой архитектуры данного периода, отличающееся сложной объёмной композицией и насыщенным фасадным декором, основанным на формах 16 и 17 в. В объёмной композиции доминирует основной объём: центральный четверик с крупным барабаном, увенчанным огромной луковицей. С севера и юга к нему примыкают приделы с алтарями - полукруглыми внутри и шестигранными снаружи; приделы завершены пирамидами кокошников и тесно сдвинутым пятиглавием. К востоку от основного четверика выдвинут совсем небольшой кубический объём первоначальной церкви, увенчанный низким глухим шатром, заканчивающийся квадратным алтарем. Над коротким западным притвором поднимается массивная невысокая колокольня с четырьмя главками в основании тяжеловесного шатра. Фасадная пластика чрезвычайно насыщена: лопатки и пилястры, ниша и ширинки различных конфигураций, наборные наличники высоких арочных окон, килевидные и треугольные кокошники разных размеров и т.п. Этому обилию декора созвучны и богатые узорные решетки окон. Каменные ступени высоких открытых крылец ведут к широким порталам (боковые - в виде тройных висячих арок).
Внутри центральное помещение (в плане - квадрат со срезанными углами) завершено куполом со световым барабаном, покоящимся на подпружных арках. В него открываются паперть под колокольней, перекрытая крестовым сводом, крупные помещения приделов и меньший восточный объём (все с уплощёнными парусными сводами). Главный и придельные алтари перекрыты цилиндрическими сводами (главный — с лотком над восточной стеной, придельные - с конхами). По древней традиции, в каждый алтарь ведут три прохода; необычна сложная в плане форма разделяющих их столбов. В торцах паперти выделены небольшие помещения, в северном из них — чугунная лестница с узорчатыми подступенками, ведущая на хоры. Фрагменты масляной живописи кон. 19 - нач. 20 в. сохранились в барабане (фигуры святых) и на арке (орнамент в стиле модерн). Роспись была выдержана "в тёмных красках по золотому фону в русско-византийском стиле".
Три мраморных иконостаса того же периода выполнены мастером Козловым-Гладковым. Все их иконы, исполненные палехскими художниками Струнниковым, Зайцевым, Кадниковым и Антиповым во главе с Н.М. Сафоновым, и царские врата утрачены. Иконостасы храма - уникальные для Ивановской области произведения, стилизованные в духе византийских темплонов, - отличаются высоким уровнем исполнения, выразительной пластичностью композиции и изысканным резным декором. На фоне белого мрамора, из которого выполнены иконостасы, ярко выделяются более тёмные полированные колонки, что усиливает парадность их облика. Главный трёхъярусный иконостас - более скромный, небольших размеров, с выдвинутой вперёд центральной частью. В центре - полуциркульная арка с фестонами. В верхнем суженном ярусе посредине помещены три килевидные арки, по флангам - маленькие круглые медальоны. Иконостас декорирован низкими гранёными колонками, филенками в верхнем ярусе и резным растительным орнаментом. В алтаре сохранился белокаменный киот: между двумя полуколонками с византийскими капителями и на высоких постаментах перекинута арка.
Более эффектны придельные иконостасы со сложной пространственной композицией: их центр заглублён, а боковые части, изломанные уступами, заходят на прилегающие стену и пилон. Сооружения представляют собой высокие двухъярусные арочные колоннады, наложенные на кирпичную стену. Средняя повышенная часть выделена щипцовым фронтоном в первом ярусе и широкой аркой с мелкими фестонами во втором; над аркой расположен небольшой прямоугольный аттик с полукруглым подвышением. Пространство между ярусами декорировано филенками, розетками и поясом сухариков. Фронтон покрывает резьба растительного рисунка. В завершении - резной фриз, состоящий из пальметт.
На уровне первого яруса иконостасы зрительно взаимодействуют с близко поставленными киотами у пилонов и у стен, образуя развитую композицию. Наиболее интересны киоты у восточных пилонов, завершения которых повторяют формы придельных иконостасов. Частично уцелело мраморное ограждение солеи в южном приделе. Сохранились массивные чугунные решётки ограждения хор и кругового обхода в основании барабана, а также кованые створки дверей, украшенные крупными крестами. Пол выстлан метлахской плиткой.
Товарищество мануфактур, основанных..., 1913, с. 53-60;
Казаринова, 1978, с. 99-100;
По земле Ивановской, 1983, с. 257-258.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 328-331
**********************************
Храм поистине является настоящей жемчужиной и гордостью города. Он, несомненно, вызывает интерес у туристов проезжающих по Золотому Кольцу по трассе "Иваново - Кострома". Храм привлекает внимание и пассажиров поездов, следующих через Фурманов из Иваново, Санкт-Петербурга, Ярославля и Самары. Необычный, величественный силуэт храма удивляет неповторимым великолепием очертаний каждого, кому хоть раз довелось побывать в городе Фурманове.
С момента закладки первого камня храм объединил усилия лучших представителей нашего Отечества.
Проект здания разработан московским архитектором П.П.Зыковым. Каменные работы произведены иваново-вознесенским купцом М.Т.Скорыниным, а печные - Ф.К.Безруковым.
Иконостасы во всех трёх алтарях массивные, трёхъярусные из итальянского мрамора работы Козлова-Гладкова. Утеряны безвозвратно, но не забыты труды придворного живописца Н.М.Сафонова и художников Н.И.Струнникова, Зайцева, Кадникова, Антипова, резьба работы Мешкова, утварь церковная бронзовая, сплошь золочёная, художественной работы Немирова-Колодкина, колокола работы завода Самгина.
И, конечно, в памяти вечной основатель мануфактур И.И.Скворцов и его преемники – Павловы, дочь Матрёна Ивановна, её муж Пётр Александрович и внук Николай Петрович. А также ближайшие помощники их - священник о. Феодор Даниловский и управляющий фабрикой Товарищества А.П.Воловов.
Из истории храма:
5 июня 1897 года – на месте прежнего храма на 200 человек заложено основание собора, который должен будет вместить до 2500 верующих.
Конец 1904 года – строительство закончено. Истрачено в целом 425 тыс.рублей.
13 февраля 1905 года – храм освящён Преосвященнейшим Виссарионом епископом Костромским.
С 1905 года при храме учреждён второй причт, чтобы иметь возможность исполнять все службы и требы. Обеспечено его содержание. В целом на храм выделяется 6000 руб ежегодно.
До 1930-х годов в храме существует община верующих из более чем 1000 человек.
Ночь на 14 января 1931 года старое духовенство храма, остававшееся верным заветам патриарха Тихона, арестовано. Впоследствии – выслано из города, храм передали "обновленцам", и посещаемость резко упала.
Август 1932 года – храм закрыли за неуплату долгов.
Май 1934 года – Середской горисполком постановляет передать храм под ж/д вокзал.
С 1934 года – здание храма используют под зернохранилище, впоследствии передают под склад молокозаводу.
В конце 1970-х годов советская власть планирует создать в храме исторический музей.
1979 год – будущая первая староста храма К.Н.Лодыгина начинает хлопоты по передаче храма верующим.
27 июля 1988 года – зарегистрирован церковный совет («двадцатка») Фурмановского религиозного общества под председательством К.Н.Лодыгиной, что решило вопрос о передаче храма верующим. Началось реальное восстановление храма.
1988 год – тысячелетие крещения Руси. Храм обследован специалистами Ивановской специальной научно-реставрационной мастерской объединения "Росреставрация". При обследовании зафиксировано: "Обрушена кирпичная кладка, утрачены все металлические и деревянные конструкции кровли и глав, утрачены металлические покрытия, не сохранилась роспись храма вместе с штукатурным основанием".
На сегодняшний день, не считая внутренних работ, требуют покраски (о полном перекрытии речи вообще не идёт) купола, у колокольни с юго-западной стороны подгнили стропила, необходимы печные работы. Между тем, доход храма полностью уходит на текущие платежи.
Храмы традиционно воздвигали и поддерживали всем миром. Только так возможно их существование – как свидетельство веры и изъявление общей воли народа. Состояние храмов поддерживается исключительно на пожертвования неравнодушных людей. Приход насчитывает до 150 постоянных прихожан.
Историческая ссылка по книге, изданной к 300-летию Дома Романовых. гл.7 "Духовно-нравственные учреждения при Середских фабриках".
**********************************
Храм иконы Божией Матери
"Всех скорбящих радость"
(город Фурманов)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|