Фотографии: Александр Богданов (21 июня 2012 г.)
******************************
Стоит на вершине пологого склона, в центре села, между двух порядков домов. Параллельно северному и южному фасадам церкви в ряд посажены липы. Построена в 1797 г. по заказу князя М.И. Путбольского-Шендона; кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. В сер. 19 в. трапезную расширили боковыми приделами, а к колокольне с запада пристроили гранёный притвор. Глава колокольни и покрытие трапезной утрачены. Небольшой сельский храм с характерным для местного зодчества сочетанием упрощённых форм барокко и классицизма.
В объёмно-пространственной композиции здания и в силуэтном рисунке выразительно перекликаются вертикаль трёхъярусной колокольни и куб двусветного храма с довольно крупной чешуйчатой главой на световом барабане, поднимающемся над крутой восьмигранной кровлей с широкими полицами. Расширенная приделами трапезная с западным притвором окружают нижний ярус колокольни, скрывая его внутри своих стен; с востока к четверику примыкает вытянутая полукруглая апсида. Боковые фасады четверика рассечены карнизом на два яруса в три оси проёмов. Ложные окна по средним осям на уровне первого света, рустовка в месте примыкания апсиды к четверику (без перехода на его стены), замковые камни в обрамлениях арочных окон, двухуступчатые углы четверика - всё это говорит о запоздалом использовании архитектурных форм раннего барокко. Характерной местной деталью является маленькое северо-западное окно алтаря, до недавнего времени забранное железными полосами с отогнутыми заусенцами и обрамлённое с большим отступом от проёма крупным наличником, аналогичным прочим обрамлениям этого яруса. О воздействии классицизма свидетельствуют уплощённые дентикулы под карнизными тягами храма, созвучные мерностью ритма поребрику в основании стен. Фасады колокольни, с пилястрами в обрамлении арочных проемов на прямоугольных в плане ярусах, уже почти целиком принадлежат классицизму (за исключением криволинейных накладок над арками и яйцевидной кровли - ныне утр.). Фасады пристроек повторяют формы убранства первоначальных объёмов.
Компактное основное пространство храма перекрыто сомкнутым сводом со световым кольцом и узкими диагональными гранями; в углах - двухступенчатые тромпы. В апсиде коробовым свод, переходящий в конху с распалубками, в нижнем ярусе колокольни - крестовый. Перекрытия в поздних частях здания плоские.
Сохранность росписи, поновлявшейся маслом в кон. 19 в., крайне неудовлетворительна; на лотках свода можно различить "Снятие с креста", "Воскресение", "Оплакивание", "Град Иерусалим", на западной стене четверика - "Сошествие Святого духа", в конхе апсиды - изображение Вседержителя. Сложный лепной карниз рубежа 18-19 вв. впоследствии был заменён гризайльным и фрагментарно сохранился только на восточной стене, где его закрывал иконостас.
Крылов, 1861, с. 231; Титов, 1883, с. 22; Титов, 1885, с. 176; Краткие сведения.., 1908, с. 173
******************************
Храм Космы и Дамиана
Проезд: Следуя из Москвы по шоссе М8 в сторону Ярославля свернуть направо за Ростовом по указателю "Иваново, Белогостицы". Проехав первый населённый пункт в Ивановской области (деревня Осипово), сразу же свернуть направо и ехать хорошей грунтовой дорогой 2,2 км.
(Ивановская область, Ильинский район, село Щаднево)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 301-302
Храм Космы и Дамиана
(село Щаднево)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|