Дорогами края...
(Воскресенское - Дубакино - Холуй)
Ссылка на карту http://maps.yandex.ru/?um=JctBXfh7BUbORDbLPh5aWfXPqKg-ti3M&l=sat
АЛЕКСИНЩИНА
Местность между дорогой Шуя - Ковров и рекой Тезой представляет собой равнину, где в окружении лесов и болот располагается несколько десятков деревень. Само шоссе Шуя - Ковров довольно уединённое - большая часть дороги проходит лесами, поселений немного. Сёла с храмами также встречаются нечасто. Внешне взгляду и остановиться-то не на чем. Однако именно здесь за лесами расположены интереснейшие в историческом и культурном отношении поселения, хранящие следы старины и овеянные легендами и преданиями. Тут в 13-15 веках располагалось одно из самых маленьких по площади русских княжеств - Стародубское. Особый интерес для любителей истории и церковной архитектуры, представляет 30-километровый участок дороги между шоссе Шуя - Ковров и Холуем (поворот на Южу возле деревни Дубакино).
На первый взгляд, грунтовая дорога к Холую создаёт довольно гнетущее впечатление. Возникает ощущение глубокого захолустья, заброшенности, окраины цивилизации. Дорога в основном проходит неприветливыми лесами и болотами. Признаки промышленности, цивилизации, торговли почти отсутствуют. Не сказать, что местность совсем уж необитаема - деревни попадаются, но как-то в стороне от дороги, встречая проезжих огородами, серыми покосившимися нежилыми домами и сараями. Сама грунтовая дорога местами с выбоинами и колеями в целом приемлема для неспешной езды. Машин, как и пешеходов, почти не встречается. Наиболее мрачные и зловещие картины одинокому путнику, возможно, рисуются в непогоду и с наступлением сумерек - населённых пунктов и распаханных полей вдоль дороги мало, укрыться от стихии негде.
Возникают закономерные для такой обстановки вопросы. Зачем тут вообще люди живут? Живут ли? Можно ли сюда добраться зимой и в распутицу? Интересно, а выезжают ли сюда "скорые" и пожарные? Есть ли здесь магазины, школы, интернет? Кроме навязчивой мысли о том, что эта дорога тупиковая и заканчивается в ближайшем лесу, также преследуют вопросы - зачем люди здесь селились, среди болот и дремучих лесов, чем занимались, как умудрялись кормить свои семьи?
Как ни странно, но здесь сравнительно недавно протекала вполне активная жизнь, налаженная столетиями - были почтовые станции, регулярные торги-ярмарки, возводились и украшались храмы, писались иконы. Местные крестьяне активно торговали по всей России. Местные иконы распространялись в огромных количествах по России и православным странам.
Несмотря на нынешнюю отдалённость и внешнюю захолустность этих мест маршрут Воскресенское - Дубакино - Холуй представляет значительный интерес как со стороны специалистов - историков, археологов, так и туристов, художников, фотографов, интересующихся местной историей, живописными видами, архитектурой и древними тайнами.
Ключевыми словами, кратко характеризующими историю данной местности будут дороги, иконы и офени. Все названные слова взаимосвязаны и без их упоминания история местности будет неполной.
Историки не обижают данную местность невниманием (значительное количество информации о местных сёлах представлено в историко-краеведчекой литературе, Интернете), но из-за недостатка документов и древнего происхождения местных поселений часть местной истории сохранилась лишь в устной, легендарной форме.
Эта земля (части современного Савинского и Южского районов Ивановской области) - родина православных миссионеров, распространяющих православие среди жителей российских окраин. Село Шапкино - родина Святителя Макария (Невского), митрополита Московского, митрополита Алтайского (1835 - 1926); село Холуй - родина епископа Мефодия Астраханского и Ставропольского (1700 - 1776). Не так уж далеко от этих мест - в селе Антилохово - родился Святитель Митрофан Воронежский. Каждый из этих выдающихся, активных и энергичных людей внёс свой вклад в историю Русской православной церкви. Парадоксально то, что все они какой-то из этапов своего служения занимались общим делом - распространяли и укрепляли православие в отдалённых уголках Российской империи, в том числе среди язычников, раскольников и иноверцев (святитель Макарий - на Алтае, Мефодий - в Астраханском крае, Митрофан - в Воронежских степях).
Важнейшие поселения данной местности - сёла Воскресенское, Лучкино, Алексино, Шапкино, Холуй - отличаются своим старинным происхождением. Владельцами этих сел в 13-17 веках были представители княжеских династий (Стародубские, Мезецкие, Ковровы, Пожарские). Владельцами местных сёл также были и крупнейшие русские монастыри - Троице-Сергиева лавра и суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Интересно, что в некоторых сёлах (Алексино, Хотимль, Воскресенское), возможно, не слишком-то и крупных, существовало несколько отдельных церковных приходов с церквями, прихожанами и священниками. Интересно, что на этой сравнительно небольшой территории, в прошлом относящейся к Стародубскому княжеству, несколько храмов посвящены празднику Рождества Пресвятой Богородицы (в Алексино, Воскресенском, Шапкино).
Эта местность, центром которой в далёкие времена Стародубского княжества было село Алексино, называлось Алексинщиной, Алексинским станом. Такое именование сохранялось и позже.
"В Алексинщине везде встретите крестьян опрятно и чисто одетых, но безо всякого излишества, не свойственного сельскому быту; особливо в праздничные дни, взор и душа невольно радуются, глядя на них. Присовокопутие к тому расторопность, живость и весёлость людей этих, а важнее всего цветущее здоровье. Самый даже способ постройки домов в описываемых селениях отличается какою-то удобностью и прочностью. Поля у них обработаны также, как видно, с особою рачительностью и усердием". (В.Борисов)
Определяющую роль в жизни местных сёл и деревень в прошлом играли дороги. Сейчас сложно представить, что упоминаемые здесь поселения периферии Ивановской области когда-то располагались на перепутье оживлённых торговых дорог. Но именно здесь пересекались важнейшие в регионе пути (на Ростов, Нижний Новгород, Вязники, Холуй, Муром, Шую, Владимир, Москву). Роль дорог, проходящих здесь в 12-13 вв. была особенно важна тем, что иных путей, соединяющих древнерусские центры в местности вокруг не было. Возможно, этими дорогами несли тело Александра Невского из Городца во Владимир; возможно, здесь проезжал святитель Алексий митрополит Московский по пути в Золотую Орду.
Появление первых дорог на данной территории относят к середине 12-го века. Одна из них шла из Владимира через Большие Всегодичи, Шапкино, Лучкино, Изотино, Холуй, Мугреево, Нижний Ландех, Пестяки на Балахну и Нижний Новгород. По этой дороге в 1263 г. везли тело Александра Невского из Городца во Владимир. В 1221 году через Холуй проходила дорога Владимир - Нижний Новгород (от Холуя дорога проходила через Вязники, Гороховец, Горбатов, Богородск). Эта дорога активно использовалась до второй половины 19-го века, в том числе для отправки осуждённых из центра страны на каторгу или ссылку в Сибирь. По реке Тезе и по её левому берегу шли рядом водный и сухопутный пути Шуя - Холуй - Вязники - Муром.
Значение указанных дорог в крае стало снижаться с середины 19 века (в 50-х гг. 19 века построили новую шоссейную дорогу Владимир - Нижний Новгород, вскоре появилось железнодорожное сообщение). С конца 18 века уездные центры Владимирской губернии Шуя и Ковров соединились почтово-торговым трактом (прошедшим по исторической столбовой дороге Шуя - Вязники). Дорога начиналась от шуйского Воскресенского собора, далее в пределах города шла по прямой (ныне ул. Свердлова). У деревни Клочково дорога сворачивала к Тезе, где у деревни Якушево (почтовая станция) была переправа. Далее дорога шла к селу Алексино, где расходилась - на Вязники и на Ковров (через Шапкино).
Современная асфальтированная дорога Шуя - Ковров построена в стороне от прежних старинных дорог в 1940-х гг. (строительство началось в 1938 г., расширение и реконструкция дороги выполнены в 1978 г). Дорога соединила между собой районные центры соседних областей, но при этом в стороне остались процветавшие веками за счёт торговли старинные села Алексино, Шапкино, Лучкино.
Важнейшей деятельностью, отличающей алексинских жителей было офенство. Местные предприимчивые крестьяне, неспособные прокормиться на родных хлебах отправлялись в длительные торговые путешествия по всей стране. Именно из местных (алексинских) крестьян пошли офени - розничные торговцы мелочным товаром. Наиболее успешные местные офени строили в родных деревнях новые щёгольские дома, украшали храмы. Расцвет офенства приходится на 17-18 вв., затем с появлением железных дорог и развитием промышленности в 19 в. спрос на их товар снизился.
"Побудительною причиною к занятию крестьян Алексинской волости такого рода промышленностию была крайняя бедность; ибо они не имели достаточно земли и населены были весьма тесно, так, что четыре села (Алексино, Лучкино, Шапкино, Хотимль) и пятьдесят деревень занимали пространство не более десяти или двенадцати квадратных вёрст, притом земли более болотистой, песчаной и неудобной для хлебопашества. Алексинцы придумали отделять от семейств своих лишних работников для промыслов и посылать их в соседственные хлебородные места с мелочным крестьянским товаром. Такая мелочная торговля с каждым годом возрастала более и более, так что в 1780 году уже составляла большие артели, образовались торговые компании и капитал у всех был общий, паевой... В самом цветущем состоянии офенская торговля находилась по 1820-й год. Но с этого времени начала постепенно упадать, потому что многие крестьяне-капиталисты записались в купечество и переселились на житьё в разные губернии". (В.Борисов)
Знакомство со старинными селами возможно начать от села Воскресенского Савинского района (расположено на шоссе Шуя - Ковров километрах в 20 от Шуи), затем свернуть после деревни Дубакино на Южу и двигаться по грунтовой дороге до Холуя (около 30 км). Дорога проходит параллельно Клязьме, на удалении около 5 км. от русла и около 3 км. от борта речной долины, занятой бесчисленными старицами, притоками, мелкими озёрами.
ВОСКРЕСЕНСКОЕ
ВОСКРЕСЕНСКОЕ (до революции - Ковровский уезд Владимирской губернии, ныне - Савинский район Ивановской области). Село расположено в месте примыкания дороги от Савино к дороге Шуя - Ковров. Прежде существовало два отдельных села "Воскресенское 1-е" и "Воскресенское 2-е", разделённых рекой Шижегдой (приток Клязьмы). Разделение, видимо, было связано и с принадлежностью земель разным владельцам. Село упоминается с 16 столетия, как вотчина князя Ивана Васильевича Гундорова (половина села с церковью Рождества Пресвятой Богородицы). В 1572 г. князь пожертвовал свою половину села Спасо-Евфимиеву монастырю. Первым на въезде в село со стороны Шуи находится часть села, именуемая прежде "Воскресенское 2-е" с церковью Воскресения Христова. Пятиглавая церковь с колокольней в камне построена в 1812 г. Церковь была трёхпрестольной - главный (холодный) престол в честь Воскресения Христова, тёплые - во имя Святителя и Чудотворца Николая и Фёдора Стратилата (устроен в 1893 г. купцом Р.Т. Селиверстовым). В Воскресенском приходе в конце 19 века числилось около 1000 человек из села Воскресенского и ближайших деревень. В советское время колокольня, купола и ограда были разрушены. Церковь на данный момент отремонтирована и действует.
На противоположном берегу Шижегды у развилки дорог на Ковров и Савино стоит каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с тёплыми приделами Петра и Павла и Преподобной Марии Египетской (центральная часть храма построена в 1823 г., приделы и колокольня устроены в 1874-1876 гг). В конце 19-го века в Рождественском приходе числилось около 1300 человек из села Воскресенского и ближайших деревень. Колокольня при церкви разобрана в советское время. В последние годы начался ремонт храма - положена новая кровля, закрыты проёмы окон и дверей.
АЛЕКСИНО
АЛЕКСИНО (до революции - Ковровский уезд Владимирской губернии, ныне - Савинский район Ивановской области). Добраться до старинного села Алексино сейчас непросто - оно находится в стороне от основных местных дорог. Необходимо, свернув с шоссе Шуя - Ковров на дорогу к Юже, объехать с восточной стороны деревню Горячево и по грунтовой дороге с колеями миновать небольшой лес и поле.
Село окружено с трёх сторон полями, с четвёртой (восточной) прямо к селу примыкает поросшее лесом болото. О былом величии села напоминают два храма с колокольнями, расположенные на заросшей травой крупной торговой площади. Панорама села живописно открывается при подъезде через поле со стороны Горячева.
Прошлое села весьма примечательно. Это одно из старейших поселений Ивановской области, игравших во времена удельных княжеств роль важного административного центра (существует мнение, что Алексино даже было когда-то городом). В 15 веке село упоминается под названием Алексинского стана, относящегося к Стародубскому княжеству (предполагается, что село существовало до 15 века). Стародубское княжество существовало в 13-15 вв., пока не раздробилось на отдельные уделы и не вошло в состав Московского княжества. Татаро-монгольское разорение, которому подвергся Стародуб с окрестностями в 1238 г., вероятно, не обошло стороной и Алексино. Жители стародубского княжества были свидетелями княжеских междоусобиц, татаро-монгольского нашествия. Стародубские дружины, несмотря на небольшие размеры княжества, участвовали во многих исторических битвах того времени (с татарами на реке Сить и на Куликовом поле, с немецкими рыцарями на Чудском озере, с дружинами русских князей в междоусобных войнах). Алексино до 1764 г. входило во владения Троице-Сергиевой лавры, затем перешло государству (возможно, именно в связи с принадлежностью села к лавре, здесь были церковные приделы Живоначальной Троицы и Сергия Чудотворца; жители Алексино, подобно жителям другой монастырской вотчины - Холуя, также занимались иконописью).
Возможно, с Алексином связано захоронение князя Фёдора Ивановича Стародубского, причисленного к святым (возглавлял Стародубское княжество в 1313-1330 гг). В эпоху татарского ига и постоянных междоусобных войн между русскими княжествами князь Фёдор стремился сохранять хрупкий мир с могущественными и агрессивными соседями. Удачная дипломатическая деятельность князя при выборе союзников и переговорах с татарами позволяла длительное время сохранять независимость его небольшого княжества. Князь Фёдор был убит во время визита в Золотую Орду по приказу хана Узбека. Причина его убийства окончательно неясна. Предполагается, что в Орде, куда князь приехал добровольно по дипломатическим делам, был получен ложный донос на его имя от одного из русских князей. Донос мог исходить и от московского князя Ивана Даниловича Калиты и от суздальско-нижегородского князя Александра Васильевича. Смысл доноса состоял в утаивании князем дани от татар, что считалось непростительным преступлением. Перед умерщвлением князя Фёдора пытали и предлагали отречься от православия (принять ислам). Князь отказался, приняв мученическую смерть. За перенесённые перед смертью страдания Фёдор Иванович Стародубский получил прозвище Благоверный. Тело князя было увезено стародубскими боярами из Орды в дубовой колоде-гробу. Князя похоронили в его вотчинном селе Алексино в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Это произошло около 1330 г. Память его регулярно отмечалась до 18-го века 23 июля. Место погребения князя было обнесено специальной решёткой и служило объектом паломничества окрестных крестьян - у гробницы убиенного князя происходили чудесные исцеления, которые фиксировались в церковной летописи. Отношение русской православной церкови к Фёдору Благоверному было неоднозначным. В середине 18 века (почти через четыреста лет после гибели) популярность святого князя Фёдора Благоверного в народе существенно возросла. К гробнице местночтимого святого стекались богомольцы (преимущественно окрестные крестьяне, а также помещики и купцы), отмечались и фиксировались случаи исцеления у его мощей. Святой Фёдор Благоверный в народе был признан покровителем коробейников-офеней, торговавших по всей России (родиной офеней как раз считался и Ковровский уезд и само село Алексино). Были написаны иконы Святого князя Фёдора (упоминались минимум два образа святого князя - на раке с мощами и у северных дверей Богородице-Рождественской церкви, в которой был похоронен князь), были составлены тропарь и кондак. На пике народной популярности князя Фёдора было назначено официальное расследование правомерности почитания князя. Результаты следствия не убедили в то время епархиальную власть ни в святости князя Фёдора, ни в том, что он действительно погребён на указанном месте. В итоге в 1746 году последовал Указ о деканонизации святого Благоверного Фёдора Стародубского, было запрещено служить по нему молебен и панихиду, икону св. князя Фёдора Благоверного забрали в Суздаль (к настоящему времени она так и не найдена), а в церкви уничтожили все видимые следы его могилы. В 1982 году по инициативе архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) был установлен собор Владимирских святых 23 июня/6 июля в день празднования Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В составе собора канонизированным оказался и князь Фёдор Стародубский Благоверный. Относительно места захоронения Фёдора Благоверного единого мнения нет. В разных источниках приводятся разные указания на этот счёт. По одним данным следы захоронения исчезли при деканонизации святого князя еще в 18 веке, по другим - мощи сгорели при пожаре церкви в начале 19 века. Есть версия, что гробница с мощами уцелела после пожара, но захоронение уничтожено при разорении храмов в 1930-х гг. Оптимистична легенда о том, что захоронение князя находится в подземных катакомбах под Рождественской церковью и до сих пор сохранилось без повреждений.
Алексино считается родиной бродячих торговцев-офеней. По природно-историческим причинам (высокой концентрации населения на малоплодородных землях, невозможности обеспечивать большие крестьянские семьи, удалённость промышленных сёл и фабричных городов) местные жители искали заработков в мелко-розничной торговле. Большой подмогой в торговле жителям Алексинских окрестностей были дороги, по которым из родных мест можно было добираться до российских столиц, крупных городов, промышленных центров, ярмарок. Удачными ступенями карьеры для офени было строительство дома, выкуп из крепостной зависимости, увеличение оборотов и географии торговли, организация собственных артелей.
Интерес к истории и формированию русского языка, своеобразие офенской жизни, интересной исследователю, привлекли в эти края знаменитого языковеда и писателя, составителя "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля. Писатель прожил в Алексино в середине XIX столетия два месяца, останавливался в доме волостного управления (дом сохранился). К достижениям офеней, кроме очевидной экономической деятельности в 17-19 вв. относят их существенный вклад в формирование русского языка. В целях не всегда светлых и благородных ими был создан собственный "тайный" офенский язык, впоследствии ставший основой языка общения криминального мира ("фени"). Смысл создания особого языка был в обмене информацией между самими торговцами, при непонимании его со стороны покупателей или прохожих.
В центре Алексино на обширной торговой площади проходили ярмарки (дважды в год, на Петров день и на Масленицу). Продавали местные текстильные товары; дуниловские дублёные овчины, шубы, полушубки, меховые шапки; дешёвые иконы (из Холуя, Мстеры, самого Алексина); металлические изделия из Павлово. В конце XIX века в Алексине на центральной площади было не менее 50 торговых рядов и лавок. Сохранившиеся каменные храмы на центральной площади подтверждают значительность и богатство села в прошлом. Немного в окрестностях таких крупных сёл, где существовало несколько самостоятельных церковных приходов (из ближайших - Дунилово и Холуй). В Алексино же до начала 19-го столетия было целых три деревянных храма с отдельными приходами и причтами - Предтеченский, Богородице-Рождественский и Иоакимовский. После пожара 1802 г. Предтеченская церковь утратила самостоятельность и стала придельной при церкви Рождества Пресвятой Богородицы, два прихода объединились.
Храмовый комплекс в Алексино сейчас включает два каменных храма с собственными колокольнями - Рождественскую церковь, и церковь Иоакима и Анны. Церкви поставлены на месте деревянных после пожара 1802 г. Прежде каждый храм был обнесён собственной оградой с кладбищем, западнее Рождественской церкви проходили торги.
Специалисты в области архитектуры характеризуют алексинские храмы словами: Развитая пространственная композиция, крупный масштаб и богатство форм делают комплекс значительным образцом сельского культового строительства эпохи классицизма (Свод памятников архитектуры…).
Доминирующая по размерам колокольни и исторической важности (всё же именно здесь был захоронен Фёдор Стародубский) Рождественская церковь (1806-13 гг.) имела три престола - главный Рождества Богородицы, придельные - Иоанна Предтечи (в память уничтоженной пожаром сельской церкви) и Святой Живоначальной Троицы.
Приход Рождественской церкви включал в конце 19-го века около 1300 человек из Алексино и окрестных деревень.
Более удалённая от центра села церковь Иоакима и Анны перестроена в камне в 1808 г. (в 1863-1871 гг. были последующие перестройки). В церкви было три престола - главный Иоакима и Анны, придельные - преподобного Сергия Радонежского и Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. К церкви относилась каменная часовня, устроенная в честь спасения Императора Александра II от опасности 4 апреля 1866 г. (выстрела Д. Каракозова).
Приход Рождественской церкви включал около 1400 человек из Алексино и окрестных деревень.
Обе церкви, несмотря на их близкое расположение, были обнесены отдельными каменными оградами, подчёркивающими их самостоятельность, при каждой церкви были свои отдельные кладбища со "старинными красивыми надгробиями". Среди захоронений у церквей были известные в округе основатели торговых компаний Синельниковы, и Дунаевы.
В советское время храмы были закрыты и разграблены; часовня, сторожка и ограды разрушены. Также уничтожены кладбища при храмах.
Сейчас бывшее богатое торговое село Алексино смотрится печально - самих домов осталось немного, часть из них уже покосилось и непохоже, что у них есть хозяева; постоянных жителей в селе мало, центральная сельская площадь заросла травой.
Но есть и очевидные положительные сдвиги - началось возрождение заброшенных местных храмов - с 2006 г. ведутся богослужения. Наводится порядок в открытой пока Рождественской церкви, меняется кровля церкви Иоакима и Анны, установлен крест рядом с Рождественской церковью. Церкви принадлежат Алексиевскому подворью Свято-Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря (монастырь в с. Сергеево Шуйского района). Возможно, с развитием подворья будут приведены в порядок местные храмы, появится больше определённости со святым Фёдором Стародубским, найдётся икона с его изображением, возможно прояснится и история села.
По дороге к Холую между Савинским и Южским районом находится деревня Ильинская. Дорога пересекает обширную деревенскую площадь. В центре площади рядом с дорогой стоит небольшая каменная часовня-столб конца 19-го века. Такие часовни характерны для территории современного Савинского района.
ШАПКИНО
ШАПКИНО (до революции - Ковровский уезд Владимирской губернии, ныне - Савинский район Ивановской области). Село Шапкино с крупной церковью и высокой башнеобразной колокольней стоит в стороне от дороги на Холуй (к храму ведёт узкая грунтовая дорожка). Большое поле, между дорогой на Холуй и селом, дополняет художественный эффект от восприятия местного храма, окружённого кладбищенскими деревьями.
Считается, что село здесь существовало во времена Стародубского княжества, наряду с сёлами Алексино, Лучкино и Рождественским (современным Ковровом). До середины 17-го века село являлось вотчиной князей Мезецких, затем было продано Троице-Сергиевой лавре, к которой и относилось до 1764 г., затем перешло в казенное ведомство.
Правда, названий у села было несколько - Шапкино, Васильевское, Ивановское.
Шуйский краевед В. Борисов приводит местную легенду, объясняющую происхождение, название и местоположение села. Согласно легенде, Шапкино прежде называлось Васильевским и располагалось в стороне (на возвышенности на берегу Палева озера, примерно в километре от существующего центра). Название "Шапкино" появилось после явления иконы Николая Чудотворца местному крестьянину, заготавливающему зимой дрова в ближайшем лесу. Икона была найдена крестьянином в собственной шапке, которую он снял и положил на пень во время работы. Крестьянин помолился находке и отнес домой. Икона вернулась на прежнее место - на тот же пень в лесу. Это событие повторялось несколько раз и было расценено местными жителями как особый знак свыше. На месте явления иконы возвели деревянную церковь Николая Чудотворца. Затем лес вокруг церкви был вырублен и село постепенно было перенесено к церкви (к новой Никольской церкви перенесли и бывшую сельскую Рождественскую церковь). Описываемые события происходили ориентировочно в середине 18 века. Чудотворная икона Николая Чудотворца ещё в конце 19 века находилась в храме.
Церковь в Шапкино сейчас действует, правда, внешнее состояние храма довольно плачевное (покосившиеся купола и кресты, облупившиеся стены и ржавая кровля).
Церковь Рождества Богородицы построена в центре сельского кладбища на месте двух обветшавших деревянных церквей в 1799-1804 гг. Колокольня построена в 1825. В холодной части располагался престол во имя Рождества Богородицы, в тёплой - Николая Чудотворца и Тихвинской Божией Матери. В 1899 г. в приходе числилось около 2500 жителей Шапкино и окрестных деревень.
На шапкинском кладбище, окружённом каменной оградой с воротами и угловыми башенками, сохранились старинные надгробия и столбы-часовни.
Архитектура и внутреннее убранство Рождественской церкви заслуживают внимания.
"Церковь Рождества Богородицы - монументальный храм, соединивший черты стиля барокко (фасадный декор, форма алтаря) и зодчества 17 в. (кокошники, пятиглавие с перехватами у основания глав)… Клеевая роспись выполнена во 2-й четв… Выразительный пример росписи в стиле классицизма с реминисценциями барокко. Наиболее интересны пять крупно-масштабных композиций со сложными построениями, детально проработанными фонами и разнообразными ракурсами персонажей… Большими размерами выделены три композиции среднего яруса западной стены и две крайние (западные) композиции того же яруса северной и южной стен. На своде изображена "Новозаветная Троица", в простенках верхних окон боковых стен - сюжеты ветхозаветной книги "Исход", в простенках средних окон - евангельские сюжеты. Выделяются крупные сцены "Насыщение хлебами" и "Аллегории на темы Блаженств". В центре западной стены - "Успение Богоматери" и "Страшный суд". Свод алтаря занят композицией "Да молчит всякая плоть человеческая"... Главный иконостас - великолепное произведение нач. 19 в. в стиле классицизма, отличающееся стройной композицией и пластичным декором… ("Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3", М, Наука, 2000, с. 235-240).
Приход Шапкино в конце 19 века объединял около 2600 человек из самого села и окрестных деревень (13).
Шапкино - родина Святителя митрополита Макария (Невского), митрополита Московского (1835-1926 гг). Этот ярчайший и активнейший человек значительную часть своей жизни посвятил миссионерскому служению на Алтае, в Киргизии, боролся с раскольниками, развивал учебные заведения во многих частях страны. В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых. Известно, что Макарий навещал родное село уже в сане митрополита 7-9 сентября 1913 года.
ЛУЧКИНО
ЛУЧКИНО (до революции - Ковровский уезд Владимирской губернии, ныне - Южский район Ивановской области). Старинное село Лучкино на речке Маньшинка разделяется дорогой на Холуй. Вероятно, Лучкино существовало ещё во времена Стародубского княжества, затем в конце XV века, после опалы князей Ряполовских-Стародубских, перешло вместе со своими соседями к великому князю Ивану III. В начале XVI столетия Иван III передал сёла Лучкино, Алексино, Васильевское (Шапкино) князьям Мезецким в обмен на город Мезец (сейчас - Мещевск Калужской области). В 1538-1539 годах по разделу между князьями Мезецкими Лучкино досталось князю Семёну Михайловичу Мезецкому, а от него перешло дочерям Федосье и Марии. Княжна Федосья Семёновна вышла замуж за князя Петра Борисовича Пожарского, а княжна Мария Семёновна - за князя Василия Ивановича Коврова. В 1572 году владелицы села - овдовевшие сёстры-княгини Мария Коврова и Феодосия Пожарская пожертвовали село с окрестными деревнями суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю (также поступил их родственник - в 1567 г. князь Иван Семёнович Ковров, подарил своё вотчинное село Коврово - будущий город Ковров - тому же Спасо-Евфимиеву монастырю; в Спасо-Евфимиевом монастыре были родовые усыпальницы князей Пожарских). Лучкино относилось к монастырю до 1764 г., затем перешло государству.
Сейчас разрушающаяся церковь Михаила Архангела, расположенная недалеко от дороги, является основным памятником прошлого. Церковь примыкает к заросшему деревьями сельскому кладбищу. Строительство каменной церкви на месте деревянной "тщанием прихожан" выполнялось в 1804-1812 гг. С северной стороны от церкви стояла шатровая колокольня и часовня. Храмовый комплекс окружала каменная ограда. Престол в холодной части был освящён во имя Архистратига Михаила, в тёплой - в честь Николая Чудотворца (эти же престолы в деревянных храмах упоминались и в 16-м веке).
Лучкино представляет для историков и краеведов интерес, как возможное место захоронения князей Мезецких. Определённых сведений не сохранилось, но В. Борисов в статье "Старинное кладбище в селе Лучкино Ковровского уезда" (ВГВ 1858, №4) указывает на загадки местного кладбища, называемого в народе "Княжьим". Там, якобы, когда-то было погребение князей, но уже в середине 19 века каменные надгробия пришли в ветхость - были расколоты, ушли под землю. Вокруг старинных захоронений (и поверх них) были произведены новые. Все же В. Борисов смог разобрать упоминания Мезецких на двух надгробиях с полустёршимися надписями. Кто из княжеской семьи был захоронен в Лучкино на кладбище, называемым "Княжеским", окончательно неясно.
Приход Лучкина включал около 1800 человек жителей села и окрестных деревень. Колокольня, часовня и ограда вокруг кладбища разрушены. Всего лишь лет десять тому назад в брошенной церкви находился высокий четырёхярусный деревянный иконостас в стиле барокко. Церковь в данный момент открыта и постепенно разрушается.
МОРДОВСКОЕ
МОРДОВСКОЕ, бывшее Ново-Богородское (до революции - Вязниковский уезд Владимирской губернии, ныне - Южский район Ивановской области). Село отстоит в километре к юго-востоку от дороги на Холуй. С востока село граничит с поросшими лесом болотистыми террасами и старицами долины реки Тезы. Существует легенда, что Мордовское основано переселенцами разорённого поляками села Введенского (располагавшегося выше Холуя по Тезе). Известно, что в конце 17 церковь в селе уже существовала. По названию главного престола (Казанской Божией Матери, празднование которой установлено с 1648 г.) предполагается, что возникновение села (Ново-Богородское) с церковью возможно именно в середине 17 века.
Деревянные храмы перестраивались в 18 веке (в 1742 г. местным вотчинником полковником И.М. Орловым была построена деревянная холодная Спасская церковь, в 1745 г. Казанская церковь обращена в тёплую, в 1758 г. рядом с церквями была поставлена деревянная колокольня, купленная в Холуе). В 1805-1808 гг. построен каменный храм с прежде существующими престолами - во имя Всемилостивого Спаса (холодная часть) и Казанской Божией Матери (тёплая часть).
Прихожан в конце 19 века числилось около 600 человек из окрестных деревень. В советское время разрушена ограда и часовня. Сейчас храм открыт, заброшен и постепенно разрушается.
Возможно, "наградой" за продолжительное путешествие по уединённой и мрачно-ватой дороге вдоль приклязьминских лесов будет живописный и жизнерадостный Холуй, от которого далее к Юже уже пролегает асфальт.
ХОЛУЙ
ХОЛУЙ (до революции - Вязниковский уезд Владимирской губернии, ныне - Южский район Ивановской области). На первый взгляд, Холуй мало отличается от окружающих успешных торгово-промышленных сёл. История, причины и время возникновения Холуя неизвестны и сопряжены с легендой об основании поселения беглыми суздальскими иконописцами после разорения Суздаля татарами в 1238 г. (сомнения против этой легенды связаны с более поздним - 16-17 вв. - появлением иконописи в Холуе, отсутствием необходимости и смысла для иконописцев скрываться в лесах вдали от городов). Первые документальные упоминания о Холуе встречаются в 16 веке. Также, как и соседние земли, Холуй принадлежал потомкам князей Стародубских (в том числе князю Д.М. Пожарскому) и крупнейшим русским монастырям - Троице-Сергиевой лавре и суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. В документах 16 века упоминаются соляные варницы в Холуе (правда, иных сведений о солеварении в этих местах больше не встречается). В 1613 г. слобода Холуй была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов (в то же время части Холуя относились к Троице-Сергиевой лавре и Спасо-Евфимиеву монастырю). Село принадлежало родственникам Д.М. Пожарского, князю А.А. Голицыну, князю М.И. Куракину, графу А.А. Бобринскому. Также как и большинство окрестных селений в начале 17 века Холуй разорялся польско-литовскими отрядами. Здесь в 1609 г. произошла кровопролитная битва местных жителей с польско-литовскими отрядами (предполагается установка памятного знака).
Но, несмотря на неизбежные закономерности местной истории, во многом Холуй уникален. Своеобразие Холуя связано с характером деятельности его жителей - последние лет триста большая часть жителей вместо сельского хозяйства или текстильного производства занимается исключительно художественными промыслами. Местные иконы и лаковая миниатюра широко известны и в России и за границей. До революции холуйские иконы поставляли в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Санкт-Петербургскую. Также местные иконы отправлялись в Болгарию, Сербию, Македонию.
Уникальность Холуя и в его внешнем виде, расположении и планировке. Считается, что с позиций сельского поселения Холуй расположен крайне неудачно - в окружении болот, лесов на землях малопригодных для сельского хозяйства. К тому же разливы Тезы несколько раз в год превращали село в группу разбросанных островов, между которыми возможно было перемещаться только на лодках (разливы продолжаются и сейчас; говорят, во время половодий Холуй особенно живописен). Специалисты-архитекторы отмечают необычную планировку села, присущую городам, а не сельским поселениям. Особенностью планировки Холуя является ориентация улиц и проездов на реку, а не на основные дороги. Также жилые дома обращены к реке парадными сторонами, а не дворами (как, например, в Горицах и Дунилове). Композиционным центром села служит не базарная площадь, а сама река, к которой обращены дома и выходят основные улицы. Важную роль в планировке села играют набережные, характерные для городов.
Сейчас облик центра несколько изменился. Прежде напротив комплекса Троицкой церкви на правом берегу Тезы стояла Тихвинская церковь с колокольней (разрушена в 1930-е гг). Чуть ниже по течению - в районе нынешней часовни Александра Невского существовал второй мост через Тезу. Оба церковных комплекса с колокольнями (подобно "торжественным триумфальным воротам" - Дьяков А.Б., Курышина Т.А.) на разных берегах реки взаимно дополняли друг друга, формируя центральную часть села. На площадях перед обеими церквями проходили торги.
Экономическим ростом и благополучием в 17-19 вв. Холуй был обязан выгодному географическому расположению на берегах судоходной Тезы. Через Холуй проходили тракты на Балахну (далее на Нижний Новгород), Владимир, Москву, Шую. Сочетание сухопутных и водных путей позволяло торговать в течении всего года. С середины 17 века рядом с Холуем была основана Борковская пустынь, привлекавшая паломников. В Холуе в 17-19 вв. проходили крупные ежегодные ярмарки. Важнейшими участниками ярмарок и распространителями местных товаров (преимущественно икон) по всей стране являлись торговцы - офени, проживающие в окрестностях Холуя. Расцвет холуйских ярмарок пришелся на середину 19 века - тогда вместо традиционных двух стало проводиться целых пять ежегодных ярмарок (причиной роста торговли стало строительство шлюзов на Тезе и возобновление судоходства в 1837 г). Для ярмарок был сооружён деревянный постоянный гостинный двор из 14 корпусов на 300 мест.
Холуй был крупнейшим российским центром массового производства дешёвых икон в 19-м веке (на специальных иконных фабриках изготавливалось до 1,5-2 млн. шт в год). Возможно, в Холуе массовое производство икон появилось раньше других знаменитых иконописных центров - Мстеры и Палеха. Холуй принадлежал крупнейшему русскому монастырю - Троице-Сергиевой лавре, заинтересованному в массовом производстве икон для продажи и внутреннего использования.
Упадок иконного промысла, бесперебойно обеспечивающего жителей Холуя несколько веков начался с исчезновением основных распространителей иконной продукции - офеней с середины 19 века. Продолжением кризиса в начале 20 века стало появление на рынке более дешёвых штампованных икон, вытесняющих рукописную продукцию. После революции иконный промысел совсем прекратился. Местные художники смогли сохранить общий характер производства, используя накопленные столетиями знания, навыки в лаковой миниатюре (росписи шкатулок, брошей, панно), росписи тканей. Изделия мастеров Холуя сейчас вновь широко известны как внутри России, так и за границей. В селе действует несколько предприятий по изготовлению художественных изделий. С конца 20-го столетия в селе наряду с лаковой миниатюрой снова пишут иконы. Туристы в Холуе могут посетить музей Холуйского искусства, купить изделия местных мастеров. С 2003 г. в селе вновь проходит ежегодная Тихвинская ярмарка, где продаются изделия художественных промыслов соседних областей.
Войны, революции, изменения в политике и экономике не смогли поменять традиционный многовековой уклад жизни. Здесь также как и в прежние годы, художественные навыки передаются из поколения в поколение, продолжает действовать коллективное (артельное) начало в производстве изделий лаковой миниатюры и иконописи. В селе есть художественное училище, музей лаковой миниатюры.
В центре Холуя сохранился комплекс Троицкой церкви, живописно расположенный на набережной Тезы у моста. В 17-м столетии строительство очередной деревянной Троицкой церкви финансировал сам Д.М. Пожарский. Строительство каменных храмов в середине 18-го века велось на средства прихожан и при активной финансовой поддержке уроженца Холуя - преосвященного Мефодия, епископа Астраханского и Ставропольского (1700 - 1776). Также Мефодий участвовал в строительстве каменных сооружений соседней с Холуем Борковской пустыни.
Комплекс включает Троицкую летнюю церковь (1746-1750) с престолами Живоначальной Троицы и мученика Флора и Лавра, Введенскую зимнюю церковь с приделом Николая Чудотворца (1775) в одной ограде с угловой башенкой, двумя часовнями и воротами. Внутри комплекса расположено небольшое кладбище. Интересны архитектурные особенности Троицкой церкви, отличающие её от традиционных местных храмов: Хорошая сохранность, сочетание в архитектуре традиций 17 в. с барочными формами, делают комплекс одним из наиболее интересных в области.
Церковь Троицы, согласно документам, должна была строиться по образцу Казанской церкви в Суздале, однако в действительности совершенно на неё не похожа. В её архитектуре традиционные формы 17 в. своеобразно сочетаются с барочными. Закруглённый пониженный алтарь несёт приземистый широкий восьмерик, завершенный пятью луковичными главами с глухими восьмигранными шеями и красивыми ажурными крестами. К короткой квадратной трапезной с запада примыкает ярусная колокольня с низким четвериком и восьмигранным столпом, ярус звона которого увенчан оригинальным верхом - узким усечённым шатром со слухами и поставленным на него глухим восьмериком с восьмигранным шпилем, как бы продолжающим шатёр.
В декоре храма преобладают формы сер. 17 в.: лопатки на углах объёмов, цокольный пояс с поребриком, простые карнизы из полок и пилы и ярус кокошников в верхней части восьмерика. В то же время сохранились следы первоначальных наличников с ушами и лучковыми завершениями (сбиты при растёске проёмов и заменены на рамочные килевидные наличники во 2-й пол. 19 в.)… Клеевая живопись относится к сер. 19 в., на стенах прописана маслом в кон. 19 в. Интересный пример росписи, композиции которой, выполненные в духе классицизма, имеют псевдобарочные обрамления.
В первоначальной живописи на своде ("Похвала Троице") преобладают звучные ярко-бирюзовые, синие и золотисто-охристые цвета. Колорит поновлённых композиций - более приглушённый, холодный. В парусах написаны евангелисты, в восьмерике и на стенах четверика (в два яруса) - евангельские сцены, в алтаре - "Служба Св. отец". В своде трапезной лучше всего сохранилась сцена "Страшного суда" на западном лотке, переходившая и на западную стену. В притворе на своде и стенах также изображены новозаветные сцены, среди них - многофигурная композиция, редко встречающаяся в монументальной живописи 19 в., - "Избиение младенцев"… Церковь Введения выполнена в архаических формах архитектуры середины 17-го века.
Существует версия о переносе Введенской церкви и престола Николая Чудотворца к Троицкой церкви Холуя из церкви разорённого поляками соседнего села Введенского (находилось примерно в километре к северо-западу от Холуя) в начале 17-го века. Одна из крупных ежегодных ярмарок в Холуе, кстати, была приурочена именно к празднику Введения.
В приходе Троицкой церкви состояло около 1500 жителей части Холуя и деревень Спасской и Жуково. Также в Холуе была ещё крупная каменная церковь - Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Сретения Господня и Успения Божией Матери (построена в 1739 г., перестроена в 1856 г.) и колокольней. Церковь находилась на территории современного Холуйского художественного училища на противоположном (правом) берегу Тезы. Комплекс Тихвинской церкви частично взорван и разобран в 1930-х гг. К Тихвинскому приходу относилось около 1500 человек части Холуя и деревень Селищ и Ирыхова.
На левом берегу Тезы у поворота на Южу стоит краснокирпичная часовня Александра Невского (построена в 1882 г.).
Таким образом на небольшом маршруте через Савинский и Южский районы сконцентрировано несколько старинных сёл с древним и ярким прошлым, легендами, старинными церквями и кладбищами. Многовековое процветание местности, восстановление после пожаров и разорений захватчиков объяснялось многими причинами - удачным расположением у дорог и рек, предприимчивостью местных жителей, проведением регулярных торгов и ярмарок. Сейчас будущее этих постепенно опустошающихся сёл, находящихся на отшибе, довольно туманно. Правда отмечается интерес к местной старине со стороны историков, фотографов, туристов. Открываются и восстанавливаются храмы, возрождена Тихвинская ярмарка в Холуе, местные художники продолжают писать иконы и заниматься лаковой миниатюрой.
Дмитрий Черниховский
Использованные источники:
Ильина Н. Проселки. Село Алексино http://www.iv-obdu.ru/content/view/157/46/
Фролов Н. Отдавший жизнь за родину и веру. http://www.vladregion.info/articles/otdavshii-zhizn-za-rodinu-i-veru
Летописная история нашего края. http://www.akrvo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11
Виртуальный Владимир. Интернет энциклопедия. http://vgv.avo.ru/index.htm
Монякова О.А. Святые земли Ковровской. http://www.vladkan.ru/articles/10000000k.html
Монякова О.А. "Казус" в селе Шапкино Ковровского уезда в 1913 г. / Провинциальный анекдот. Вып. VII. Шуя, 2010. 81-83c.
Дубровский П.С. Типология худож промыслов ивановского региона. лаковая миниатюра и иконопись. СПб. 2007
Неофициальный сайт города Южи Ивановской области http://yuzhanews.narod.ru/index.htm
Фролов Н.В., Фролова Э.В. История Ковровского края. Ковров: "БЭСТ-В", 1998 г. http://www.starodub.ru/history.php
Фотосайт Владимира Побединского. Холуй. http://photo-ivanovo.com/gallery.aspx?cat=309
Православие и современность. Информационно-аналитический сайт Саратовской епархии.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2916&Itemid=134
Древо. Открытая православная энциклопедия. http://drevo-info.ru/articles/6126.html
Ивановская область. Древние поселения на южской земле. http://ivregion.by.ru/city/yuzha/history.htm
Село Холуй: первые поселенцы и владельцы Холуйской земли http://yuzha.net/page/kholuy_history_1
Встреча с православием. Житие святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского http://www.pravoslavie.ru/put/061025170209.htm
Дьяков А.Б., Курышина Т.А. Опыт изучения местных преданий / Провинциальный анек-дот. Вып. VII. Шуя, 2010. 17-21c.
Дьяков А.Б., Емельянов Е.Г. Материалы к истории дороги Шуя-Ковров / Провинциальный анекдот. Вып. VII. Шуя, 2010. 162-167c.
Емельянов Е.Г., Дьяков А.Б. Страницы истории дороги Шуя-Ковров / Борисовский сбор-ник. Выпуск 1. Иваново: Референт, 2009. 129-136c.
Черненко Д.А. Села Суздальского уезда по писцовой книге 1628 - 1630 гг. http://www.opentextnn.ru/history/histgeography/?id=3118
Житие святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского http://www.pravoslavie.ru/put/061025170209.htm
Баделин В.И. Земля Иванов. Иваново, Издательство МИК, 2004. - 672 с.
Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: Т3/Редакторы-составители Е.Г.Вопилин, В.И.Баделин. - Иваново: Издательство МИК, 2005. - 784. (Алексинская волость (или нечто о трех старинных селах: Алексино, Шапкино и Лучкино). С. 60-67, Старинное кладбище в селе Лучкино Ковровского уезда С. 336-338).
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3, М, Наука, 2000
Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898.
********************************************************
Дорогами края...
(Воскресенское - Дубакино - Холуй)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|