Неизвестные страницы истории храма Вознесения Господня г. Фурманов
Выступление Анатолия Бушкова и Марии Цветковой, учащихся 10 кл. Фурмановской средней школы №7,
на круглом столе «Русь Святая, храни веру Православную», посвящённом 1025-летию Крещения Руси
Храм Вознесения Господня, в народе белая церковь, является подлинной жемчужиной культуры нашего города. Но много ли мы знаем об истории его становления? Анализ краеведческой литературы показал, что хорошо изучена история храма во второй половине 19 века. В работах Лидии Павловны Королёвой, Ильи Хохлова, Кристины Гречиной показана определяющая роль этой церкви в развитии культуры Середы. Из истории же становления храма Вознесения Господня было известно только то, что в 1727 году был подписан указ о начале строительства в Середе-Упино, в вотчине Ивана Фёдоровича Барятинского, каменного храма. Ни точный год окончания строительных работ, ни имя первого священника каменной церкви до нашего исследования не были известны.
Цель исследования – изучить неизвестные страницы становления храма Вознесения Господня в первой половине 18 века в контексте истории Середы и рода князей Барятинских, устроителей храма. В соответствии с поставленной целью мы сформулировали задачи нашего исследования: 1). Установить наиболее значимые факты из истории Середы и рода князей Барятинских до строительства храма Вознесения Господня, что может свидетельствовать о значимости церкви; 2). Рассказать о завершении строительства и освящении храма Вознесения Господня.
Источниковая база. Для характеристики социально-экономического положения Середы конца 17 - первой половины 18 веков мы использовали древние рукописи поступных грамот, хранящихся в Российской государственной библиотеке. Поступная грамота – это документ, по которому крестьянину одного землевладельца разрешалось жить на территории другого. Для этого также проанализированы материалы ревизских сказок. С целью описать экономическое положение Середы были изучены указы Петра Великого. Для определения разнообразия связей князей Барятинских с нашим краем мы изучили материалы писцовых книг. Также используются документы Сената и Синода с целью выяснить неизвестные факты становления храма Вознесения Господня.
В первой главе нашей работы мы рассказываем о наиболее значимых событиях в истории князей Барятинских и Середы непосредственно перед строительством храма. Нам удалось выяснить, что князей Барятинских с прежними владельцами Середы, князьями Черкасскими, связывали если не родство, то дружба. Судя по документам, опубликованным Константином Победоносцевым, молодой князь Иван Фёдорович Барятинский 29 ноября 1712 года принял последнее дыхание Михаила Черкасского.
Нас очень заинтересовала и семья Ивана Фёдоровича Барятинского. Он был женат на дочери государственного канцлера Гавриила Ивановича Головкина, Наталье. Участие в многочисленных походах надолго разлучали супругов. Зачастую и переписка между ними была невозможна, а военные походы были полны опасностей. В 1715 году князь Иван Барятинский участвовал в Финляндском походе, но переписка с родственниками не была организована. В дело вмешался царь Пётр. Он повелел Фёдору Апраксину наладить почту князя Ивана Барятинского с его тестем канцлером Головкиным. Изучение этой переписки позволяет представить нам Ивана Фёдоровича, как любящего мужа и отца. Семейное счастье не было достаточно долгим. 29 июня 1726 года его супруга Наталья скончалась и была погребена, как свидетельствуют материалы великого князя Николая Михайловича, в Златоустовском монастыре Москвы. Выбор данного места был неслучаен. Отец Ивана Фёдоровича Барятинского, Фёдор Юрьевич, много сделал для развития этой обители. Итак, непосредственно началу строительства храма в Середе предшествовала семейная трагедия Ивана Фёдоровича, смерть любимой супруги.
Благодаря материалам отдела рукописей Российской государственной библиотеки мы узнали, как складывались отношения у князя Барятинского с Синодом, высшим органом управления церковью. Крестьяне Ивана Фёдоровича Барятинского участвовали в перестройке дома князя Гагарина в здание Синода. В тоже время были и острые моменты. В 1723 году служитель Барятинского Пётр Беркозов жаловался на оскорбления канцеляриста Синода Льва Ражева.
Говоря об истории церкви, невозможно не сказать и о развитии населённого пункта. Ярким доказательством бурного экономического развития Середы стало строительство в ней таможни по указу Петра Великого. Быстра росла и численность населения. Если в 1719 году в Середе проживало 87 человек, то в 1744 уже 284.
Узнать точный год освящения храма, имя его первого священника нам помогло определение Московской канцелярии Синодального правления от 6 марта 1741 года. В этом важном документе разрешалось освятить в селе Середа Плёсской десятины Костромского уезда храм Вознесения Господня и выдать антиминс. В нём же говорится и о первом священнике каменного храма в Середе. Им был Симеон Иванов. Именно он хлопотал об освящении храма, и ему на руки было выдано соответствующее определение. Нами также было установлено, кто подписал антиминс для храма Вознесения Господня. Им стал епископ Тверской и Кашинский Митрофан Слотвинский. Почему именно он? Дело в том, что до 1744 года Костромской епархии не существовало, а храмы нашего края входили в состав Московской Синодальной области. С 1739 года её возглавлял епископ Тверской и Кашинский Митрофан. Митрофан Слотвинский был выдающейся личностью. Он, выпускник Киевской духовной академии, на протяжении многих лет был ректором Московской духовной академии.
Освящение храма не застали ни жена Ивана Фёдоровича Барятинского, ни его тесть канцлер Головкин, ни сам Иван Барятинский. В 1738 году князь Иван скончался. Освящали храм уже при его сыне Сергее, капитане лейб-гвардии Измайловского полка.
Храм был выстроен с очень высокой колокольней. Возведение колоколен такого размера требовало от строителей особого мастерства. Малейшее нарушение пропорций или изменение крепости раствора могли привести к разрушению. К сожалению, колокольня не сохранилась до нашего времени в первозданном виде. Уже к 1930-м годам она была полностью аварийна. В фондах государственного архива Ивановской области мы нашли справку инженера Г. Смирнова от 1 марта 1936 года о том, что из-за аварийности колокольня должна быть разобрана до 1/5 части. Судя по современным строительным работам на колокольне, данная справка отражала реальное положение дел.
Когда мы были на территории храма летом 2010 года, то заметили, что кирпичи фундамента ограды существенно отличаются от кирпичей старинной части храма. Мы предположили, что ограда была построена значительно позже. Это предположение нашло своё подтверждение. Исследователь Щёголева отмечала, что в 1827 году каменных дел мастер Владимир Петрович Воротилов подрядился построить у церкви каменную ограду с четырьмя угловыми башня и двумя воротами.
В результате нашего исследования, выявления неизвестных ранее документов мы пришли к следующим выводам. Устроителя храма Ивана Фёдоровича Барятинского связывала дружба и с князьями Черкасскими, род которых ранее владел Середой. Незадолго до начала строительства храма в Середе у князя Ивана умирает жена. Строительство храма Вознесения Господня закончилось в 1741 году. Освящение его происходило уже при сыне Ивана Фёдоровича, Сергее. Мы узнали, что первым священником каменного храма Вознесения Господня был Симеон Иванов.
|