Назад На главную страницу

Храм Покрова Пресвятой Богородицы
(Ивановская область, Юрьевецкий район, село Новленское)

Фотографии: Александр Богданов (26 июля 2006 г.)

Проезд: Дорога из Юрьевца до Пучежа проходит мимо этого храма.

Координаты: 57.143363, 42.998661

*****************************************************************

Стоит на возвышении в центре села, старыми берёзами отгорожена от окружающей застройки. Сооружена в 1806 г. на средства помещика В.Д. Каблукова. Село, перешедшее к Каблуковым в 1717 г., было крупнейшим в округе; в нём в это время существовало несколько деревянных церквей, одна из которых - выстроенная в 1645 г. первым известным владельцем Ф.Б. Карповым - была шатровой. Новый кирпичный храм, побеленный по обмазке, заменил собой эти ветхие или уже исчезнувшие сооружения. В сер. 19 в. трапезная удлинена к западу, с включением в её объём нижнего яруса колокольни. Один из наиболее выразительных храмов в районе - с барочными реминисценциями и индивидуальной разработкой фасадов в стиле классицизма, Играет важную роль в застройке села и в пейзаже.

В основе объёмной композиции - трёхсветный квадратный в плане четверик с высокой изогнутой кровлей, увенчанный пятиглавием. Луковичные с перехватом чешуйчатые главы поставлены на цилиндрические барабаны, причем четыре из них сдвинуты к углам четверика, образуя свободное пространство вокруг возвышающейся центральной световой главы. В скаты кровли по сторонам света врезаны крупные люкарны. Суженная пятигранная апсида с высоким барочным куполом и обширная трапезная (её углы скруглены) под двускатной кровлей примыкают к четверику в уровне его нижнего яруса и объединены с ним общим карнизом. Трёхъярусная колокольня состоит из четвериков: нижний ярус с полуярусом несёт два верхних, с открытыми арками звона. В завершении - крутой гранёный купол барочного силуэта с люкарнами и венчающий четырёхгранный барабан с высоким шпилем.

Декор храма отличается конструктивностью и ритмичностью. Плоскости северного и южного фасадов четверика имеют чёткую структуру, соответствующую расположению проёмов по трём осям и в трёх уровнях. В нижнем ярусе основным мотивом являются прямоугольные филёнки - горизонтальные под и над окнами, вертикальные в угловых лопатках. На средней оси - портик входа с рустованными пилястрами и фронтончиком. В верхнем ярусе рустованы угловые пилястры, а поле фасада разделено тремя плоскими арочными нишами, в которые удачно вписаны высокие прямоугольные окна второго света и круглые верхние. Такая же композиция украшает восточный и западный фасады четверика с двумя осями ложных проёмов. Элементы декора апсиды и трапезной аналогичны нижнему ярусу четверика. В карнизах применены зубчики, поребрик, сухарики. Лопатки на барабанах глав крупно рустованы. Декор колокольни, близкий по формам, выглядит более плоскостным. В верхних ярусах использованы пилястры большого и малого ордера, ниши, карнизы с зубчиками. Сохранился колокол.

Основной объём перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом; в апсиде - полуциркульный свод, переходящий в гранёную конху; в двустолпной трапезной — система пересекающихся коробовых сводов; в нижнем ярусе колокольни свод также коробовый. В северо-восточном устое её мощного основания находится ход наверх.

Клеевая живопись выполнена в нач. 19 в. и прописана маслом во 2-й пол. 19 в., композиции нижнего яруса на боковых стенах переписаны. Роспись уцелела фрагментарно на своде, южной и северной стенах. Интересный образец барочной живописи, отличающейся экспрессией композиционных решений и напряжённостью цветовой гаммы, в которой выделяются насыщенные красные, ярко-охристые, глубокие зеленью и тёмно-синие тона, усиливающие драматичность отдельных персонажей. В своде расположены наиболее выразительные композиции: "Снятие с креста" (восточный лоток), "Положение во гроб" (южный), "Воскресение" (западный), разделённые гризайльными орнаментальными полосами с розетками и кессонами в верхней части. На боковых стенах живопись размещалась в три яруса (верхний, между круглыми окнами, утр.). В среднем частично сохранились изображения святых в рост. В основании свода и под окнами второго света проходят лепные штукатурные карнизы с модульонами. В нижних ярусах в центре помещены большие композиции на тему явления и чествования иконы Казанской Богоматери, отличающиеся некоторой примитивностью исполнения. На западной стене роспись располагалась двумя ярусами; в верхнем из них - композиции; в арках, разделённых гризайльными колонками.

Беляев, 1863, с. 125; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 190, № 377.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 754-756

*****************************************************************

Храм Покрова Пресвятой Богородицы
(село Новленское)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть