Фотографии: Александр Богданов (13 апреля 2007 г. и 22 августа 2010 г.)
Проезд: На дороге Кинешма - Лух.
*****************************************************************
Находится в живописном месте на возвышении среди деревьев, замыкает перспективу главной улицы. К югу от церкви протекает река Добрица. Построена в 1827 г., кирпичные стены оштукатурены по обмазке. Вокруг церкви расположено сельское кладбище, окружённое в сер. 19 в. кирпичной оградой (сохранились её фрагменты) с воротами. Пример крупного сельского храма в стиле позднего классицизма.
Церковь. Доминирующий в композиции основной объём состоит из четверика, который несёт крупную купольную ротонду с миниатюрной главкой и четыре глухих угловых барабана с аналогичными завершениями. К четверику примыкают чуть более узкие прямоугольные объёмы: алтарь, ориентированный по оси север—юг, и большая, продольно ориентированная трапезная с притвором; последний соединён с трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем. Все объёмы подчёркнуто монументализированы широкими поясами антаблемента и высокими аттиками (кроме трапезной). В убранстве фасадов использованы формы тосканского ордера. Боковые стены четверика и восточная стена алтаря украшены крупными портиками с четырьмя трёхчетвертными колоннами и треугольными фронтонами; уменьшенные подобные двухколонные портики оформляют нижние ярусы колокольни. В интерколумниях больших портиков помещены прямоугольные проёмы (окна и боковые входы), дополненные арочными архивольтами. Между арочными окнами ротонды расставлены плоские пилястры. В тимпанах фронтонов четверика сохранились небольшие фрагменты фресковой живописи.
Внутри основной объём храма благодаря заполненным углам имеет форму восьмиугольника с узкими диагональными гранями. Он перекрыт сферическим куполом на парусах; алтарь — полулотком; трапезная - сомкнутым сводом с распалубками над окнами; притвор - коробовым сводом. В окнах сохранились кубоватые решётки, в дверных проёмах - двустворчатые решётчатые двери ампирного рисунка с крупными кругами в окружении волют на фоне вертикальных прутьев.
Клеевая живопись 1-й пол. 19 в. - характерный пример стиля классицизма. В своде фрагментарно сохранилась "Новозаветная Троица", выдержанная в фиолетово-коричневых тонах, между окнами барабана - апостолы на фоне охристых колонн. К этому же времени относятся гризайльные колонны на стенах четверика.
Во 2-й пол. 19 в. эти изображения были прописаны маслом, а композиции в четверике выполнены заново. Роспись типична для позднеакадемической манеры. В цветовой гамме преобладают бледно-голубые, ярко-синие, коричневато-серые тона. Сохранились евангельские композиции в люнетах и полуфигуры святых над окнами. Псевдобарочный орнамент украшает склоны арок и изображения евангелистов на парусах.
Ворота типичны для подобных сооружений области в формах эклектики. Их средняя повышенная часть, завершенная пологим щипцом с главкой в вершине, прорезана широкой аркой проезда. Аналогичную композицию имеют и калитки по сторонам. Фланкирующие проёмы пилоны, также завершённые щипцами, декорированы стройными рустованными лопатками, объединёнными поверху арочкой. Над проездной аркой помещен киот в наличнике с щипцовым верхом.
Беляев, 1863, с. 214.
*****************************************************************
Храм Воскресения Христова
(Ивановская область, Лухский район, село Воскресенское Новое)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 643-644
Храм Воскресения Христова
(село Воскресенское Новое)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
13 апреля 2007 г.
22 августа 2010 г.
|
|