Фотографии: Александр Витальевич Богданов (cfif) - 13 июля 2007 г.
Проезд: Хорошо видна с шоссе Иваново - Нижний Новгород. Свернуть с шоссе налево у моста через реку Люлех. До храма небольшой подъём около 200 метров
Сайты храма: www.svzn.narod.ru/, www.znamenye.ucoz.ru/
*****************************************************************
Расположена у въезда в село, на склоне холма над шоссе Шуя - Палех, на месте существовавшего здесь с 17-го века погоста с деревянной церковью. Возведена из кирпича в 1804 г. на средства помещика П.Н. Бутурлина. Возможно, в 1-й четверти 19-го века были пристроены паперть и портики с севера и юга. Вероятно, тогда же сооружены ажурная металлическая ограда на кирпичных столбах и парадные южные ворота. В юго-западном углу ограды расположен дом священника.
Живописная группа построек с подчеркнуто парадным южным фасадом образует комплекс, который является главным композиционным акцентом в панораме села и органично вписывается в окружающий пейзаж. Церковь Знамения - один из ярких образцов, характерных для центральной части области пятиглавых храмов, соединяющих принципы барочной архитектуры с традициями, восходящими к 17 в. Трёхсветный четверик с низкой полукруглой апсидой увенчан врезанным в четырёхскатную кровлю пятиглавием на стройных барабанах. Широкой низкой трапезной он соединяется с трёхъярусной шатровой колокольней и примыкающей с запада папертью, трактованной как сень. В рустованные углы четверика на уровне второго и третьего ярусов врезаны колонны. На северном и южном фасадах пилястры членят плоскость стен на три прясла с крупными арочными окнами в каждом, объединяя таким образом проёмы по вертикали. Окна заключены в барочные наличники с ушами, дополненные в третьем ярусе лепестковыми завершениями, которые напоминают стилизованные кокошники. Эти же формы, но более укрупнённые, были затем использованы в фигурных фронтонах мощных боковых портиков со спаренными колоннами. Восточный и западный фасады четверика имеют пилястры только по углам, а окна лишь в третьем ярусе. Рустованные углы трапезной и стены апсиды, а также равномерное членение пилястрами стен трапезной, прорезанных арочными окнами, перекликаются с декором основного объёма. Гладь стены восьмигранного столпа колокольни разделена межъярусными поясками и прорезана узкими окнами в основных гранях. Углы подчёркнуты огибающими лопатками. Ширинки, обрамления окон с фронтончиками, колонками и подоконными полочками, выложенный в кладке ромбовидный орнамент и карниз с сухариками дополняют пластическое убранство колокольни. Над сквозным арочным ярусом звона поднимается высокий гранёный шатер с тремя рядами слухов, завершённый вазообразной главкой.
Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом центрального барабана. В трапезной свод коробовый с лотками в торцах и распалубками над окнами.
Клеевые росписи нач. 19 в. поновлялись маслом в кон. 19 и в сер. 20 в. с искажением колорита и рисунка - особенно в нижней части четверика. Незаурядный пример живописи в стиле барокко палехского круга; стилистика росписи восходит к памятникам 18 в., но уже с определённым влиянием классицизма. В настоящее время колорит потемневший, выделяются красный и синие тона. Гризайльная живопись охристая, зеленовато-белая, серая.
Большая роль в живописном ансамбле отведена гризайльному декору. Взаимодействие реальных и написанных архитектурных форм образует сложную структуру стен, изменяя и обогащая пространство интерьера. Между окнами нижнего и среднего светов изображён сложно раскрепованный антаблемент с нарядным фризом, украшенным лирообразным орнаментом. Антаблемент "поддерживают" колонны с пышными капителями. Колонны второго яруса "несут" более простой антаблемент; наконец, над верхними окнами проходит гризайльный антаблемент с расписанными под мрамор фризом и карнизом. В построении иллюзорного пространства западной стены гризайльная живопись занимает более значительное место. По сторонам проёма в трапезную написаны сильно выступающие портики, над ними - сложная архитектурно-живописная декорация с раскрепованным антаблементом и несущими его пучками колонн. Композиции наподобие больших картин помещены перед колоннами.
Иконографическая программа росписей довольно архаична. На своде в каждом лотке написаны большие композиции (на восточном - две: "Распятие" и "Снятие с креста"). На стенах живопись расположена в три яруса. Помимо новозаветных сюжетов значительное место отведено и ветхозаветным. Редко встречающиеся сцены помещены на западной стене: "Избиение пророков Христовых в Иерусалиме", "О тебе радуется" с использованием иконографии "Службы св. отец" и "Чудо от иконы Знамения в Новгороде", где применена барочная схема композиции "Избиения младенцев". В своде апсиды изображен Саваоф, на стенах - евангельские и библейские сюжеты. Барочные черты проявляются в динамичных композициях сцен, экзотических костюмах персонажей, сложных архитектурных и пейзажных фонах, бурной жестикуляции и неожиданных ракурсах. Роспись 2-й пол. 19 в. на стенах и своде трапезной, выдержанная в духе позднего академизма, искажена поновлениями сер. 20 в.
Главный трёхъярусный иконостас в формах классицизма характерен для 2-й пол. 19 в. В его плоскостной композиции слегка выделена центральная часть. Иконы палехского письма относятся к тому же времени. Ярусы разделены суховатыми антаблементами. В завершении - три аттика с круглыми иконами между ними; венчает иконостас овальная икона "Воскресение" в обрамлении из резных лучей. Резьба, сосредоточенная в основном на фризах, отличается уплощённостью и сдержанностью. Необычны царские врата, выполненные из посеребренной меди. На них вычеканены изображения евангелистов и "Благовещение", фон плотно заполнен растительным орнаментом.
Два идентичных придельных иконостаса 2-й пол. 19 в. также тяготеют к классицизму. Это сложные в плане двухъярусные сооружения с выступающими полукругом царскими вратами. Иконы праздничного чина - 1-й половины 19-го века.
Сохранились киоты перед иконостасом: с северной стороны - 1-й пол. 19 в., с южной - сер. 19 в.; паникадило 1-й трети 19 в.; два скульптурных "Распятия" -2-й пол. 19 в.
Дом священника - компактная постройка, по своим пропорциям и декору органично входящая в состав комплекса. Прямоугольный одноэтажный объём под вальмовой кровлей несколько вытянут по оси север - юг. Торцовый южный фасад с двумя широко расставленными окнами включён в линию ограды; его центральная ось подчёркнута чердачным окном с фронтоном. Прямоугольные окна с полочками под ними заключены в простые рамочные наличники с завершениями, напоминающими верхние окна храма.
Ограда, окружающая церковный участок, характерна для подобных сооружений 1-й пол. 19 в. Её основу составляют четырёхгранные кирпичные оштукатуренные столбы с пологим четырёхскатным завершением, связанные общим цоколем. В рисунке ажурной металлической решётки, укреплённой между столбами, использованы мотивы волют и спиралевидных завитков, объединяющих вертикальные копьевидные прутья.
Ворота представляют собой трёхмастное ступенчатое сооружение, увенчанное декоративным куполком с главкой. Наложенные на устои спаренные колонны разного масштаба на высоких постаментах фланкируют центральную и боковые арки (проезд и калитки) и поддерживают сильно раскрепованный антаблемент. В венчающей части также спаренные пилястры обрамляют киот с иконой.
Березин, Добронравов, 1898, с. 384-386.
*****************************************************************
Церковь иконы Божией Матери "Знамение"
(Ивановская область, Палехский район, село Красное)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 692-697
|