Фотографии: Александр Богданов (22 августа 2010 г.)
Проезд: До Быково - асфальт, от Быково - проезжий грейдер.
*****************************************************************
Расположена в восточной части старинного села, которое в нач. 17 в. принадлежало боярам Романовым. Построена в 1777 г. по заказу князя П.Г. Вяземского. Кирпичные стены побелены по обмазке. Утрачены алтарная апсида, трапезная, колокольня и южное крыльцо с двускатным верхом (трапезная, служившая тёплой церковью, имела южный придел). От каменной ограды сохранилась нижняя часть южных ворот - обрамляющие проездную арку боковые пилоны с парами трёхчетвертных тосканских колонн. Один из наиболее интересных храмов в восточной части области, в котором соединились традиции древнерусской архитектуры с раннебарочными элементами.
Высокий кубообразный двусветный четверик, завершённый четырёхскатной кровлей, увенчан пятью луковичными главками с перехватами на гранёных барабанах. Особую выразительность фасадам придают выложенные из тёсаного кирпича детали декора, рельефно выделяющиеся на плоскости стен, лишённых горизонтальных членений. Углы объёма обработаны мелко рустованными лопатками, поставленными с выпуском угла (угол между ними также рустован). Венчающий карниз состоит из ступенчатых консолек и трёх рядов пилы. На боковых фасадах в нижнем ярусе килевидные арки входов обрамлены порталами, их полукруглые профилированные завершения опираются на тонкие пилястры. Чуть асимметрично расставленные по сторонам оконные проёмы с лучковыми перемычками имеют тонкие полуколонки с перехватами, а вверху - треугольные фронтончики. Окна второго света оформлены барочными наличниками с ушами и лучковыми навершиями, включающими плоские, дугообразно изогнутые доски.
Четверик перекрыт сомкнутым четырёхлотковым сводом со световым проёмом. Сохранились металлические решётки окон с крещатым раппортом. Роспись в четверике исполнена масляными красками в 1900-09 гг., о чём свидетельствует надпись на западной стене. На южной стене частично утрачена. Интересный памятник монументальной живописи, по своему стилю и выбору сюжетных композиций он в значительной степени повторяет (в более упрощённой интерпретации) роспись церкви Воздвижения Креста в Палехе. Живопись архаична для нач. 20 в., тяготея к манере кон. 18 - 1-й пол. 19 в., однако выполнена гораздо сдержаннее и графичнее. Колорит выдержан в светлых холодных тонах. На своде расположена редко встречающаяся в 19 - нач. 20 в. сцена "Отечество" в окружении ангелов и святых, на восточном лотке её дополняют два медальона с изображениями "Страстей" и стен Иерусалима, служившие фоном для "Распятия" иконостаса. На стенах в пять ярусов расположены евангельские композиции в узких прямоугольных рисованных рамах, имитирующих багет. В четвёртом ярусе на северной и южной стенах написаны "Вселенские соборы", в откосах окон - святые и Богородичные иконы.
Беляев, 1863, с. 214; ИАК, 1909. Вып. 31, с. 291; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 227; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 245-246
*****************************************************************
"Казанская, с. Клоны. Каменная. Построенная в 1777 году усердием князя Вяземского. С селением Клоны соединено историческое воспоминание о том, что по воцарении Бориса Годунова в с. Клоны сослан был юный Михаил Фёдорович вместе с теткою, княгинею Черкасскою во имение бояр Романовых, коему принадлежало село Клоны. Это было в 1606 году".
Справочная книга Костромских Епархиальных Ведомостей (1911 г.)
*****************************************************************
Храм Казанской иконы Божией Матери
(Ивановская область, Лухский район, село Клоны)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 637-639
Храм Казанской иконы Божией Матери
(село Клоны)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|