К истории шуйской Крестовоздвиженской церкви
«Приятно русскому человеку описывать храмы Божии; они украшение Руси. Как они великолепны, богаты, величественны везде, не говорю в городах, даже в беднейших сёлах. Инде кругом полуразвалившиеся лачужки, крытые соломою, а храм Божий всегда с величием среди них высится. Русь должна гордиться своими церквами; они – многочисленные свидетели священной и твёрдой веры, составляющей главную и непобедимую силу православного народа. Может быть, другие скажут, что гордиться ими частному человеку – прекрасно, но описывать их – не его дело. Когда же кто случайно или по любопытству знает о них то, чего многие не знают, или кому достались старинные акты, кои собственно касаются до храмов Божиих, то молчать об этом непростительно…»
В.Борисов. Крестовоздвиженская церковь в Шуе (Владимирские губернские ведомости, 1843, №6).
БОРИСОГЛЕБСКИЙ ПРИДЕЛ ПРИ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ
Крестовоздвиженская церковь считается древнейшей в Шуе. Существующее здание церкви построено в конце 17-го столетия. В благоустройстве церкви в начале 19 века участвовали состоятельные шуйские купцы Посылины и Киселёвы. В мае 1837 г. церковь посетил наследник престола – будущий император Александр II с поэтом В.А. Жуковским и экономистом К.И. Арсеньевым. Росписи храма выполняла артель известного тейковского мастера Тимофея Медведева. В настоящее время ценный в историческом и архитектурном отношении комплекс Крестовоздвиженской и Георгиевской церквей в центре Шуи сильно перестроен и не имеет охранного статуса.
Значительное число сведений об истории шуйской Крестовоздвиженской церкви содержится в материалах шуйского краеведа Владимира Борисова. Данный храм, несмотря на сильно искажённый внешний вид, продолжает привлекать внимание историков и искусствоведов. В истории Крестовоздвиженской церкви пока остается много неясного и занимательного для исследователей.
Одним из заслуживающих внимания вопросов является история Борисоглебского придела при Крестовоздвиженской церкви. В. Борисов писал «первоначальное основание Крестовоздвиженской церкви покрыто неизвестностью; народное же предание почитает её древнейшею из всех в Шуе». Письменных доказательств этому пока не обнаружено (большинство храмов Шуи начинают упоминаться в документах почти одновременно - с начала 17 столетия). Также неясно – считалась ли Крестовоздвиженская церковь древнейшей во всей Шуе (с кремлём, внутри которого находилось несколько церквей), либо только на посаде.
Предполагается, что в 16-м столетии главной (холодной) церковью в приходе была Борисоглебская, а Воздвиженская – подчинённой (тёплой). Аргументами в пользу древнего происхождения и особой значимости в прошлом Борисоглебской церкви можно считать существование Борисоглебской волости (части Шуйского уезда в 17 веке), Борисоглебских ворот в шуйском кремле (которые, правда, выходили не на восток, в сторону Борисоглебской церкви, а на запад), Борисоглебского полулегального женского монастыря. В некоторых актах упоминался Борисоглебский посад или Борисоглебская слобода вокруг Борисоглебской церкви. «В память Борисоглебского монастыря» в Шуе еще в 19-м столетии проводилась небольшая ежегодная Борисоглебская ярмарка 24 июля. Мнения историков о существовании, статусе и границах Борисоглебского посада и Борисоглебской слободы вокруг Борисоглебской церкви расходятся (Возилов, 2008; Журов, 2007; Борисов, т.3, с.268-270).
После польско-литовского разорения главной в приходе становится Крестовоздвиженская церковь (Мазур, 2006). Борисоглебская церковь в 17-м столетии упоминается уже как придел при главной – Крестовоздвиженской церкви, хотя из некоторых актов можно понять, что церковь периодически была отдельной. При Борисоглебской церкви (приделе) в 17 столетии существовал небольшой полулегальный женский монастырь. Вероятно по причине того, что Борисоглебская церковь (придел) считалась особой – монастырской, при ней служили отдельные священники.
На основании известных фактов можно выделить несколько условных этапов в истории Борисоглебского придела в 17 столетии.
1. Борисоглебская церковь (1613-1618 гг.).
В этот период Крестовоздвиженская церковь совсем не упоминается (возможно, её не было вовсе, либо она была придельной при главной – Борисоглебской церкви). В актах упоминается только «борисоглебский» поп Семён Савастьянов (1613, 1615, 1616, 1618).
Борисоглебский поп Семен Савастьянов:
- Обыскные речи Шуян про князя Михаила Волконского, данныя Суздальскому Осадному Голове Фёдору Болотникову 1613 года (Борисов, 2 т., с.36);
- Допрос, данный шуйским попам, земскому старосте, целовальникам и всем посадским людям, о набеге Лисовского и сожжении им села Горицы в 1615 году 6 марта 1616 (Борисов, 2 т., с.296);
- Допросные речи Шуян о набеге Литовцев на Шую и ея окрестности 29 марта 1616 (Борисов, 1 т., с.154);
- Обыскная сказка, о разорении Лисовским Шуи, села Парского и прочих мест 27 апреля 1616 (Борисов, 1 т., с.155);
- Следственный обыск о поступках мятежника Ивана Болотникова 1618 августа 23 (Борисов, 2 т., с.299).
2. Крестовоздвиженская и Борисоглебская церкви (1619-1662).
Крестовоздвиженская церковь главная в приходе. Борисоглебская церковь (придел) упоминается по разному – как придел при Крестовоздвиженской и как отдельная церковь. В документах указываются священники обеих церквей. В ряде документов упоминается Борисоглебский монастырь.
В 1619 г. Шуя была полностью сожжена литовцами и казаками. Возможно, именно это разорение отразилось на судьбе Борисоглебской церкви – она не восстанавливалась несколько лет после сожжения, затем стала придельной при Крестовоздвиженской церкви.
В 1619 г. впервые упоминается Крестовоздвиженская церковь без Борисоглебской: «От торгу на ле (ве храм) Воздивжен(ь)е Честнаго (…) шатровой да тутож (бывал) храм Бориса и Глеба…» (Мазур, 2011).
В Дозорной книге Шуи 1623 г. упоминается только тёплая клетская Воздвиженская церковь (Мазур, 2006). Следовательно, на тот момент Крестовоздвиженская церковь ещё не считалась главной в приходе и в период между 1619 и 1623 она была перестроена из шатровой в клетскую. Из описи Афанасия Векова 1629 г. видно, что Борисоглебская церковь уже была придельной при Крестовоздвиженской. При цитировании описи есть некоторые разночтения.
В. Борисов пишет про Крестовоздвиженскую церковь: «По описанию известного составителя писцовых книг Афанасия Векова, видно, что церковь сия в 1629 году была деревянная, шатровая с приделом св. мучеников Бориса и Глеба» (Борисов, т.3, с.170). Но в выписке из писцовой книги, приведённой самим же В. Борисовым, нет слов о том, что Крестовоздвиженская церковь в 1629 г. была шатровой: «Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня да пределе Бориса и Глеба древяна в деисусе 13 образов…» (Борисов т.2, 326 и т.3, 148).
Мазур Л.Д. приводит ту же цитату, но иначе «Церковь Здвижение Честнаго Животворящаго Креста Господня да в пределе Бориса и Глеба древена клецки…» (Мазур, 2011). Таким образом, Крестовоздвиженская церковь в 1619 г. – шатровая, в 1623 г. – клетская, в 1629 – либо шатровая (по мнению В.Борисова), либо клетская с Борисоглебским приделом.
В челобитной 1652 г. Суздальскому и Торусскому Архиепископу Серапиону (Борисов, т.2, с.104) отмечено, что деревянная Крестовоздвиженская церковь в 1652 г. была двухэтажной. На втором этаже были приделы Воздвижения и Бориса и Глеба. На первом - Страстотерпца Христова Георгия.
Причинами частых перестроек храмов уже после окончания польско-литовского разорения (за которое город дважды был полностью сожжён и разрушен – в 1609 и в 1619 гг.) в основном были городские пожары. Крестовоздвиженская церковь горела при пожарах 1640, 1652 и 1662 гг., но степень повреждения была разной. При пожарах 1640 и 1662 гг. церковь полностью сгорала, в 1652 г. церковь обгорела, но не перестраивались.
Относительно пожара 1640 г. сведения В.Борисова разнятся – в Челобитной Шуян о пожаре 1640 (Борисов, т.1. с.167) никаких упоминаний о Крестовоздвиженской и Борисоглебской церкви нет. В статье «Сведения о пожарах, бывших в г. Шуе в XVII и XVIII столетиях» (Борисов, т.3, с.288), та же челобитная цитируется по-другому: «загорелось на посаде и сгорело, Государь, церковь во имя Воздвижения Чест. Креста, да другая церковь Борис и Глеб – образы и книги и всякое, Государь, церковное строение…». Из этой челобитной можно понять, что Борисоглебская церковь была отдельной.
Однозначно можно заключить что Крестовоздвиженская церковь с Борисоглебским приделом несколько раз перестраивалась только в первой половине 17-го столетия. При Крестовоздвиженской и Борисоглебской церкви (приделе) служили отдельные священники, что указывает на некий особый статус Борисоглебской церкви (придела). Чем этот статус определялся не вполне ясно. Наиболее логичное объяснение – существование при Борисоглебской церкви (приделе) неформального женского монастыря к которому относилось несколько домов вокруг церкви, где жили монахини, бобыли, нищие и вышедшие из тягла горожане. Считается, что монастырь при Борисоглебской церкви существовал и до Смутного времени (Мазур, 2011).
В. Борисов указывал, что слобода крестьян и служителей Борисоглебского монастыря находилась на территории позднее занятой дворами Киселёва и Посылина «К монастырю причислялась даже целая слобода крестьян и служителей. Место это известно и до сих пор под именем Борисоглебского и застроено ныне дворами купцов: Киселева, Посылина и проч.» (ВГВ 1843 №6 Крестовоздвиженская церковь; В.Борисов, т.3. с.170-171). В реконструкции Л.Д. Мазур Подворного плана Шуи 1629 г. (Мазур, 2006) расположение дворов причта и келий нищих и бобылей вокруг Крестовоздвиженской церкви (которые, собственно, и именовались Борисоглебским монастырем) несколько иное. Сильно вытянутые дворы священников (попов Давыда Ермилова и Ивана Никонова) располагались с западной стороны спуска к реке (сейчас – Воздвиженские лавы), кельи церковных бобылей, нищих и вдов располагались с трёх сторон вокруг Крестовоздвиженской церкви - с запада, юга и востока (южный участок на месте современного магазина «Лада»).
В статье «Предания о начале города Шуи» (Борисов, т.3, с. 268-270) несколько неопределённо говорится о Борисоглебской волости, получившей название «достоверно, от слободы Борисоглебской». В.Борисов в статье предполагает, что данная волость была собственностью русских князей или царей, но раздробилась на множество мелких вотчин (в частности, при Иване Грозном часть Борисоглебской волости отошла в вотчину Собакиным в Телешово). Далее В.Борисов пишет: «крестьяне бывшей Борисоглебской волости обязаны были давать церкви и причту Борисоглебской церкви десятину, или отправлять для них пашню и всякие работы. Старожилы рассказывают, что обязанности сии крестьяне отправляли даже до учреждения в 1764 году духовных штатов».
Какими сведениями располагал и чем руководствовался шуйский краевед при написании данной статьи? Имелись ли сведения о том, что крестьяне Борисоглебской волости платили налоги в Борисоглебскую церковь?
Некоторые признаки связи между Крестовоздвиженской (Борисоглебской) церковью с деревнями, расположенными к юго-востоку от Шуи, на территории старинной Борисоглебской волости, можно обнаружить. К Борисоглебской волости – части Шуйского уезда в 17 столетии относилась группа деревень, расположенная в своеобразном треугольнике, ограниченном с запада рекой Тезой, с севера – дорогой из Шуи на Палех, с востока – рекой Люлех (Старый уезд Шуйский). К приходу Крестовоздвиженской церкви в 1898 г. относилось 130 дворов в Шуе, деревнях Бильдюхино, Змиево, Остапово, Камешково, Литвинцево, Алешово (Березин, 1898). Перечисленные деревни (кроме Литвинцево) располагаются на территории бывшей Борисоглебской волости.
Борисоглебские священники: Илья Семёнов (1619, 1620), Алексей Семёнов (1626), Иван Прокофьев (1628), Алексей Козьмин и Алексей Прокофьев (1631), Кондрат Степанов (1639), Алексей (1640), Пётр (1646).
Борисоглебский дьякон Антипа Васильевич Данилов (1640).
Крестовоздвиженские священники: Давид Ермилов и Иван Никонов1 (1629), Алексей Козьмин (период 1626-1634 гг.), Яков Афанасьев (1639), Алексей (1640, 1641, 1643), Пётр (1654).
Дьякон Антипа Васильевич Данилов, упоминавшийся «борисоглебским» (1640), в других актах именуется «воздвиженским» (1639, 1640).
Борисоглебский поп Илья Семенов:
- Обыск, учиненный осадным головой Г.П. Мякишевым о разорении литовцами Николо-Шартомского монастыря 18 апреля 1619 (Борисов, 2 т., с.303);
- Дозорная книга Шуи 1619 г.;
- Допросные речи Шуян, в 1620 году о Шуйском Воеводе Даниле Змееве в нанесённых им будто бы побоях Шуйскому Губному Старосте Провоторху Волкову (Борисов, 2 т., с.45).
Борисоглебский поп Алексей Семёнов - Челобитная царю борисоглебского попа Ал.Семёнова на монастырского крестьянина 1626 октября 8 (Борисов, 2 т., с.317).
Борисоглебский поп Иван Прокофьев – Челобитная шуйского таможенного головы М.Фомина на шуян Г.Васильева и его зятя 1628 г (Борисов, 2 т., с.321).
Борисоглебские попы Алексей Козьмин и Алексей Прокофьев - Челобитная явка шуйской Борисоглебской церкви попа Алексея Козьмина 1631 года (Борисов, 2 т., с.57-58).
Борисоглебский поп Кондрат Степанов - Обыскные речи Шуян, данных сыщику (о табаке) Андрею Палицыну Октября 16 дня 1639 года (Борисов, т.2. с.72).
Борисоглебский поп Алексей - Челобитная 1640 года Боярину Князю Ивану Борисовичу Черкасскому на сыщика табаку Палицина (Борисов, 2 т., с.69-70).
Борисоглебский дьякон Антипа Васильевич Данилов - Челобитная 1640 года, Шуи посаду Борисоглебского монастыря бобылей Томилы Потапова и Льва Коновала (РГИА ф.834, оп.2, 1853, д.1788; Борисов, т.1. с.166);
Борисоглебский поп Пётр – грамота Суздальского и Торусского архиепископа Серапиона десятильникам и архиепископским детям боярским о несвидетельствовании ложной духовной Л.Ляпунова 1646 февраля 17 (Борисов, 2т. с.351).
Воздвиженские попы Давид Ермилов и Иван Никонов - Писцовая книга города Шуи Афанасия Векова и Селиверста Иванова 1629 (Борисов, 2 т., с.326).
Воздвиженский поп Алексей Козьмин (период 1626-1634 гг.) - Челобитная Шуян, поданная на имя Князя Ивана Борисовича Черкасского на бывшаго Шуйского попа Алексея Козьмина и его сына (Борисов, т.2. с.58-59).
Воздвиженский поп Яков Афанасьев с дьяконом Антипой Даниловым - Обыскные речи Шуян, данных сыщику (о табаке) Андрею Палицыну Октября 16 дня 1639 года (Борисов, т.2. с.72).
Воздвиженский дьякон Антипа Васильевич Данилов:
- Челобитная Шуян 1640 года Царю Михаилу Феодоровичу о доставлении льгот, по причине их бедности, от случившихся в Шуе пожаров (Борисов, 2 т., с.68-69),
- Обыскные речи Шуян, данных сыщику (о табаке) Андрею Палицыну Октября 16 дня 1639 года (Борисов, т.2. с.72)
Воздвиженский поп Алексей:
- Челобитная Шуян 1640 года Царю Михаилу Феодоровичу о доставлении льгот, по причине их бедности, от случившихся в Шуе пожаров (Борисов, 2 т., с.68-69),
- Поручная запись в принятии в Шуйские посацкие люди Ивана Татаркина 1641 года (Борисов, 2 т., с.82-83),
- Купчая на дом Шуйскаго Земскаго Старосты Матвея Котельникова 1643 года (Борисов, 2 т., с.83).
Воздвиженский поп Пётр - Челобитная шуйского воздвиженского попа Петра на иконописца ярославца Василия Никифорова 1654 (Борисов, 2.т., с.363).
Упоминания о Борисоглебском женском монастыре:
- Челобитная царю борисоглебского попа Ал.Семёнова на монастырского крестьянина 1626 октября 8. (Борисов, 2 т. с.317-318);
- Роспись Шуян, 1639 года, вышедших из тягла (Борисов, т.2, с.65-66);
- Челобитная, 1640 года, Шуи посаду Борисоглебского монастыря бобылей Томилы Потапова и Льва Коновала (РГИА ф.834, оп.2, 1853, д.1788; Борисов, т.1. с.166).
В.Борисов в статье «Некоторые сведения о бывшей в г.Шуе в 1654 году моровой язве» (Борисов, т.3. с.175-176) приводит грамоту царя Алексея Михайловича шуйскому воеводе Кайсарову 1658 г. В грамоте указано, что 22 вымерших от язвы двора были заняты чернецами и черницами из посадских людей, постригшимися во время «свидетельствования» язвы, и нищими. Имение вымерших, по указу царя, было сложено и запечатано в шуйских Борисоглебском женском и Троицком мужском монастырях, впредь до раздачи родственникам и наследникам, оставшимся в живых.
3. Крестовоздвиженская церковь без Борисоглебского придела (1662 –1693 г.).
Крестовоздвиженская деревянная церковь с Борисоглебским приделом была разрушена пожаром 1662 г., затем, судя по переписной книге 1677 г., была отстроена заново (Мазур, 2011). Борисоглебский придел и борисоглебские священники в этот период не упоминаются. В двух актах, связанных с женским монастырём, монастырь именуется Воздвиженским, в одном – Борисоглебским Воздвиженским. В 1690-х гг. была построена каменная Крестовоздвиженская церковь (освящена 25 сентября 1693 г.). Сведения об устройстве Борисоглебского придела при каменной Крестовоздвиженской церкви (с южной стороны) разнятся – по одним данным Борисоглебский придел был устроен в Крестовоздвиженской церкви сразу же, то есть в 1693 г. (Борисов, т.1, с.86), по другим – только в 1776 г. (Березин, 1898).
Священники Крестовоздвиженской церкви: попы Григорий и Герасим (1666), Герасим (1668), Фёдор (1676), Тимофей (1681).
Воздвиженский поп Григорий - Донесение Шуйских попов и посацких людей Царю Алексею Михайловичу, о чудесах новонаписанной иконы Смоленския Одигитрии, 1666 г (Борисов, т.1. с.221).
Воздвиженские попы Григорий и Герасим - Сказка о моровом поветрии, бывшем в Шуе в 1654 и 1655 годах (Борисов, т.1, с.185-186).
Воздвиженский поп Герасим - Челобитная 1668 года Шуян, посацких людей о том, чтобы оставить в Шуе воеводою Ивана Боркова (Борисов, 2т. с.126).
Староста поповский, Воздвиженский поп Фёдор - Наказная память Шартомского монастыря келаря старца Игнатия, в Шую, земскому старосте Ивану Ильину 1676 (Борисов, т.1. с.194-195).
Староста поповский, Воздвиженский поп Тимофей - Явочная челобитная крестьянина села Дунилово М.Васильева на шуйского попа Воздвиженской церкви за поклёп на его дочь 1681 (Борисов, т.2. с.431).
Дьякон Григорий (Мазур, 2006)
Упоминания о Воздвиженском женском монастыре:
- Челобитная Холуйского иконописца Ивана Путилова на Шуйского своего ученика бобыля Борисоглебского Монастыря Ивана Никонова 1673 г. (Борисов, 2.т., с.144) «Шуи посаду Борисоглебского монастыря – Воздвижения Честнаго Креста Господня бобыль Ивашко Никанов»;
- Роспись приходимцам тяглым людям, записанным в Шуйские посацкие люди, по разным отпускным видам 1683 года (Борисов, 2.т., с.176) «Артюшка, Савин сын, иконник вышел с Воздвиженского монастыря из бобылей, во 186 году»;
- Челобитная бобыля Еремя Павлова, 1700 (Борисов, т.1. с.202-203) «Шуйскаго Воздвиженскаго монастыря бобыль Ерёмка Павлов».
Дмитрий Черниховский
Примечание:
1 В данном документе священники не разделяются по отдельным церквям – они числятся «при Крестовоздвиженской церкви с приделом Бориса и Глеба».
Используемая литература:
Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и прихо-дов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898.
Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): В 3 т.: т.1/ Редакторы-составители Е.Г.Вопилин, В.И.Баделин. – Иваново: МИК, 2001. – 428 с.
Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): В 3 т.: т.2/ Редакторы-составители Е.Г.Вопилин, В.И.Баделин. – Иваново: МИК, 2004. – 560 с.
Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): В 3 т.: т.3/ Редакторы-составители Е.Г.Вопилин, В.И.Баделин. – Иваново: МИК, 2005. – 784 с.
Возилов В.В. Митрополит Алексий и Шуя: исторические основы легенды / Региональная интеллигенция в истории России: Сб. статей / В.В. Возилов. – Иваново: «Референт», 2008. C.16-25.
Журов Ф.Г. Исторические сочинения. – Иваново: «Референт», 2007.-272 с.
Мазур Л.Д. Церковь и её владения в Шуе в 17 веке / Архитектурное наследство, вып. 46. 2006. С.87-95.
Мазур Л.Д. Архитектурный облик торговой площади Шуи XVII в. // академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 4, 2011. С.46-50.
Старый уезд Шуйский - границы и станы
|