Фотографии: Александр Богданов, 27 мая 2007 г.
Проезд: 1-ый Способ: Свернуть с шоссе Кинешма - Юрьевец у села Ёлнать направо, проехать по асфальту до перекрёстка и повернуть направо в сторону Костяево Большое. Ехать по асфальту до деревни Махлово и сразу после поворота свернуть направо на асфальт. Быть предельно внимательным, асфальтированная дорога резко обрывается и переходит в грунтовую. Подняться в горку по песку и свернуть направо в сторону села Жарки. Храм будет виден. Последний километр пути, от придорожного креста до церкви, - очень плохая грунтовая дорога с множественными выбоинами и колеями. По селу - дорога аналогичного качества. От поворота у Ёлнати - около 20 км.
*****************************************************************
Стоит на окраине села, на кладбище. Построена из кирпича в 1832 г., колокольня достраивалась, вероятно, десятилетием позже. Фасады побелены по кладке. Традиционный тип пятиглавого храма в позднеклассицистическом исполнении. Типологически близка храму в Каменниках.
Высокий двусветный четверик с четырёхгранной выгнутой кровлей увенчан чешуйчатыми главками с перехватами на восьмигранных барабанах. При этом более крупная центральная - почти круглая, а четыре другие, сильно разнесённые к углам, — намного ниже и удлинённой формы. В уровне нижнего света четверика к нему примыкают прямоугольный, со скруглением углов, алтарь и широкая трапезная с приделами - их полукруглые апсиды примыкают к западным углам четверика. Эти объёмы покрыты скатными кровлями с главками над приделами. Углы четверика и западные углы трапезной скруглены и чуть заглублены. В композиции доминирует трёхъярусная колокольня, с двумя ярусами звона, покрытая гранёным куполом со стоящим на нём восьмигранным барабаном с шатровым шпилем и крестом.
Большие прямоугольные окна четверика, апсиды и трапезной, украшенные полочкой-сандриком, фланкируют плоские, не доходящие до архитрава пилястры. Декор включает также подоконные полки на консолях или подоконные нишки, межъярусный пояс с зубчиками, фриз из квадратных филёнок, городки в карнизе, замковые камни в ложных окнах барабанов. Над входом сохранился металлический зонт с ажурными деталями. Фасады двух нижних ярусов колокольни представляют собой четырёхпилястровые фронтонные портики; арки дополнены импостами и замковыми камнями. В завершении верхнего яруса использован декоративный мотив, в котором очевидно влияние эклектики. Четверик перекрыт четырёхлотковым сводом со световым кольцом, в апсиде - полулотковый свод, в трапезной - сомкнутый. Точные сведения о времени создания и авторах стенописей отсутствуют, но по стилистическим признакам их можно отнести к 1840-м гг. В 1970-е гг. они были грубо прописаны масляными красками. Живописные композиции свода и стен четверика расположены в несколько ярусов. В центре свода изображены восемь ангелов, а в нижней части каждого лотка - по две композиции на темы Страстного цикла. Эти сюжеты обрамлены пышными барочными картушами, выполненными гризайлью. В основании свода проходит узкий живописный пояс, имитирующий архитектурный карниз с консолями и поясом ионик.
Сюжеты на северной и южной стенах, расположенные в три яруса, зеркально симметричны относительно друг друга. В среднем помещены горизонтальные композиции на евангельские сюжеты, а верхнем, нижнем и откосах окон - фигуры отдельных святых. На западной стене симметрично в прямоугольных рамах со скруглёнными углами размещены евангельские сцены. Между собой они разделяются сухим "византийским" орнаментом. Свод алтарной апсиды целиком занят большой композицией "Да молчит всякая плоть".
В стилистике стенописей четверика и апсиды сочетается обычный для их времени академизм с элементами провинциальной барочной живописи. В трапезной живопись поздняя: четыре крупные композиции напоминают копии с историко-религиозных картин нач. 20 в.
В четверике церкви находится трёхъярусный иконостас сер. 19 в. Его центральная часть выдвинута вперёд, а боковые "завёрнуты" на северную и южную стены храма. Иконостас отличается простотой и лаконичностью архитектурных и декоративных форм, характерных для позднего классицизма. Нижний ярус завершён в центре треугольным фронтоном, а его антаблемент поддерживают четыре колонны с резными капителями. Над фронтоном, во втором ярусе, возвышаются два небольших двухколонных портика с антаблементами и карнизами. Третий ярус трактован как высокий аттик, завершённый карнизом. В боковых частях иконостаса ярусы разделены карнизами с резными розетками и накладными гирляндами.
Беляев, 1863, с. 221; Краткие статистические сведения..., 1911, с. 249.
*****************************************************************
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
(Ивановская область, Юрьевецкий район, село Жарки)
2-ой Способ: Свернув с шоссе Кинешма - Юрьевец направо у села Ёлнать и, проехав мост, свернуть направо на грунтовую полевую дорогу. Что бы её увидеть ехать не более 50 км/ч (первый поворот направо). Ехать по полевой дороге около 800 метров до развилки дорог (обнаружить саму развилку довольно тяжело, ориентир - плавный поворот основной дороги направо). Съезжаем на полевую дорогу в сторону деревни Павлово. Ехать полем около 2,5 км, затем от д. Павлово до с. Жарки приблизительно около 1 км. Въезжаем в Жарки со стороны кладбища, где и стоит храм. От поворота у Ёлнати - около 10 км.
Внимание! Второй способ подходит только для засушливого лета!!! или для амфибий. Первый способ, как показала практика, подходит для легкового автотранспорта, но упаси вас Господь попасть там под дождь. Дороги становятся глиняным месивом, колеи наполняются водой и дороги становится не видно...
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 746-748
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
(село Жарки)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|