Фотографии: Александр Богданов (24 апреля 2011 г.)
Проезд: С шоссе "Лух - Рябово" отворотка на Худынское.
*****************************************************************
До революции церковь находилась в селе Богоявленское старое, которое в дальнейшем вошло в состав Худынского.
Согласно данным, опубликованным в 1863 г. И.Беляевым, в храме существовали престолы: во славу Богоявления Господня и в честь Святителя Николая, св. мученицы Параскевы, и преподобного Макария Унженского.
Эти места связаны с жизнью русского святого Макария Унженского (1349-1444). Здесь, на противоположном берегу, у впадения р. Добрицы в Лух, преподобный Макарий основал в начале XV века свой первый монастырь, известный как Вход-Иерусалимский монастырь, а также как Болдырева или Макарьевская Богоявленская Луховская пустынь. В начале XVII века монастырь был разорён поляками, а в 1763 г. упразднён. До революции в селе Болдырева пустынь (в 2-х верстах от Худынского, на противоположном берегу Луха) существовала Богородицкая церковь, разрушенная в советское время.
Рядом с храмом находится старинное кладбище. Здесь у кладбища, на берегу Луха существует место, особо чтимое в память о пребывании здесь преподобного Макария.
*****************************************************************
Расположена в центре села, на высоком берегу, полого спускающемся к р. Лух. Территория храма, включающая старое кладбище (к северу от него), с трёх сторон окружена оградой 2-й пол. 19 в., западный отрезок которой проходит по красной линии главной улицы. Строительство церкви, заложенной, возможно, еще в 1-й четв. 19 в., было завершено в 1841 г. Кирпичные стены окрашены по штукатурке (у колокольни - по обмазке). Необычно крупная для сельской местности, своеобразная по объёмному построению церковь - интересный пример провинциального зодчества, сочетающий формы разных стадий развития классицизма. Большую художественную ценность представляет частично сохранившееся внутреннее убранство.
Тяжёлый массивный двусветный четверик со скруглёнными углами, ориентированный по оси север-юг, служит основанием для мощного высокого двухъярусного восьмерика, также растянутого в плане по поперечной оси. Уплощённый восьмигранный купол с люкарнами по сторонам света увенчан миниатюрным световым барабанчиком с луковичной главкой. Немного суженная по отношению к четверику низкая апсида имеет нетрадиционную дугообразную в плане форму. С запада к основному объёму примыкает такая же низкая, сильно вытянутая по продольной оси трапезная, объединённая с четырёхъярусной колокольней, увенчанной шпилем.
В трактовке фасадов храма отразились черты раннего и зрелого классицизма с отзвуками барокко. Чуть западающие скруглённые барочные углы четверика отделаны ленточным рустом. Его боковые фасады в три оси (нижние проёмы прямоугольные, верхние - круглые) акцентированы более поздними высокими четырёхколонными тосканскими портиками с треугольными фронтонами. В обработке стен первого низкого яруса восьмерика, каждая грань которого прорезана крупным полуциркульным окном, также использован мотив руста, веерообразно сходящегося к проёмам. Верхний ярус восьмерика завершён антаблементом с дополнительной гладкой полосой, напоминающей аттик. Диагональные грани раскрепованы в карнизе, на углах поставлены тонкие трёхчетвертные тосканские колонки. Прямоугольные окна этих граней (как и окна первого яруса четверика) дополнены прямыми сандриками на консольках. Грани, ориентированные по сторонам света, акцентированы большими арочными нишами. В поле ниши на уровне пят арки проходит декоративный карниз, отделяющий полукруглую верхнюю часть арочного окна от прямоугольной нижней, с трёхчетвертными ионическими колонками по сторонам. Стены апсиды обработаны ленточным рустом, прерываемым арочными нишами с прямоугольными окнами в них. Центральная ось выделена ризалитом-портиком из четырёх спаренных на углах тосканских колонок, поддерживающих антаблемент и треугольный фронтон. В трапезной поперечная ось симметрии отмечена на фасадах фронтонными портиками из четырёх тосканских колонн, поставленных вплотную к стенам. Над прямоугольными окнами помещены горизонтальные филёнки.
Ярусы колокольни (квадратные со срезанными углами) с несколько плоскостным декором выдержаны в позднеклассицистическом духе. Каждый из них завершён мелко профилированным карнизом, в верхнем и нижнем ярусах над ним имеются филёнчатые аттики. Срезанные углы двух верхних ярусов украшены тосканскими полуколонками.
Четверик перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом на тромпах; апсида - конхой; большой зал трапезной и выделенный в её западной части притвор - лотковыми.
Наиболее ранняя роспись, выполненная клеевыми красками в 1840-х гг., расположена на западной стене четверика, а также - в виде орнамента - в обрамлениях верхних окон. Вероятно, первоначально живописный декор этим ограничивался. К нач. 20 в. относится масляная живопись на стенах четверика и в алтаре. В трапезной роспись масляными красками исполнена в 1974 г., первоначальная стенопись - интересный образец монументальной живописи сер. 19 в., композиции выполнены под влиянием барокко и выделяются своей необычной иконографией. Колорит основан на холодных разбелённых тонах, более интенсивно по цвету "Снятие с креста".
В своде написаны восемь сцен на тему "Сотворение мира", исполненные бурной динамики. Необычно расположение в тромпах сюжетных сцен, из них сохранилось лишь "Снятие с креста" (в северо-восточном тромпе). Эта композиция явно ориентирована на западноевропейские барочные образцы, судя по экзотическим одеяниям, подчёркнутой пластике объёмов и напряжённой эмоциональности. На западной стене, над аркой помещена уникальная по сюжету композиция "Истинное начертание беззаконного над Иисусом приговора, найденного закопанным в земле Наканион", где изображен Христос (в иконографии "Христос в темнице"), окружённый членами синедриона, держащими в руках свитки с приговором.
Вторая группа росписей, типичных для нач. 20 в., содержит евангельские сцены, выполненные в духе позднего академизма. Они расположены в нижнем ярусе западной стены и в алтаре, где выделяется редко встречающаяся сцена "Литургия Сергия Радонежского".
Главный четырёхъярусный иконостас выразительный памятник 1840-х гг. в стиле позднего классицизма, отличающийся сложной монументальной композицией. Его боковые грани слегка заходят на прилегающие стены, а верхний ярус сужен. Иконы основных чинов одновременны иконостасу, местного - 2-й пол. 19 в.
Средняя часть выделена эффектной аркой, опирающейся на четыре колонки. Она украшена перспективно сокращающимися кессонами с розетками и пологим фронтоном над ней. Повышенный центр верхних ярусов усиливает устремлённость ввысь всего сооружения. Завершает иконостас сцена "Воскресение", увенчанная резной короной. Разномасштабные колонки во всех ярусах поддерживают антаблементы с богато украшенными резьбой фризами. Отличающийся ясностью рисунка резной декор в обрамлениях икон и в филёнках под ними включает розетки, пальметты, ветви лавра, орнамент в виде лиры. Выделяется композиция в завершении второго яруса, состоящая из двух коленопреклонённых ангелов (горельеф) в обрамлении нависающих над ними драпировок. Фон иконостаса голубой, детали позолочены.
Царские врата, перенесённые сюда из более раннего иконостаса, - яркое произведение в стиле барокко 2-й пол. 18 в. Состоят из пяти картушей прихотливой формы с сочной объёмной резьбой. Иконы "Благовещение" и евангелисты выполнены в духе древнерусской живописи кон. 17 в. Композицию венчает изящная резная корзинка с букетом цветов. Киоты (вероятно, также перенесённые) у боковых стен четверика с пышной барочной резьбой относятся к кон. 18 - нач. 19 в. В трапезной расположены два придельных иконостаса, соединённые аркой. Эти типичные для русского стиля произведения, выполненные в кон. 19 в., представляют собой небольшие двухъярусные сооружения с завершающим киотом по центральной оси. Накладная и сквозная резьба, плотно покрывающая фризы и царские врата, несколько тяжеловата в деталях. В северном приделе сохранилась икона с изображением Макария Унженского и данного храма Богоявления (видимо, копия его архитектурного проекта), имеющая надпись: "Написана сия святая икона в 1843 г. декабря 15 в селе Палехе мает. Григорием Хреновым".
В притворе находится иконостас простых форм нач. 20 в., на стенах - иконы 19 в., написанные в традициях живописи 17-18 вв. Кирпичная побелённая ограда скромный пример архитектуры малых форм периода эклектики. На невысоком цоколе установлены столбы, соединённые изящной металлической решёткой. В западной стороне ограды, напротив колокольни расположены ворота с высоким центральным проездом и пониженными проёмами калиток (все с арочными профилированными завершениями и килевидными подвышениями внешнего абриса).
Беляев, 1863, с. 212-213.
*****************************************************************
Храм Богоявления Господня
(155320, Ивановская область, Лухский район, село Худынское, ул. Набережная, д. 21.)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 672-677
Храм Богоявления Господня
(село Худынское)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|