Дата постройки: 1866 г. (при доме призрения бедных)
Фотографии: Александр Богданов
Проезд: На любом из городских автобусов доехать до остановки "Площадь". Спросить у ЛЮБОГО прохожего: "Как пройти к магазину "Кенгуру"?", пройти чуть дальше автостоянки у "Кенгуру" и перейти улицу Фрунзе. Ещё 20 метров, и справа от Вас - Богородицкая домовая церковь.
Можно, конечно, попытаться узнать где расположена картинная галерея (это одно и то же здание), но вряд ли получится удачнее, чем с "Кенгуру".
*****************************************************************
УЧИЛИЩЕ ДУХОВНОЕ, 19 в.
Расположено в средней части улицы; вместе с соседним домом (№ 28/18) занимает угловой участок при пересечении с ул. Фрунзе. Включает три разновременных кирпичных сооружения, два из них поставлены "сплошным фасадом" на красной линии и составляют главный корпус. К северо-востоку от него, в глубине участка расположен флигель. Первым в 1830-40 гг. было выстроено здание богадельни, переоборудованное позднее для духовного училища, переведённого из Тихонова Лухского монастыря (осн. в 1791 г.), затем флигель (1860-70) - для размещения детского приюта. В кон. 19 в. оба здания были переданы духовному училищу, при этом более раннее было развито пристройкой, где разместились классы и домовая церковь с невысокой шатровой колокольней, ставшей основной архитектурной доминантой улицы. В застройке это общественное здание выделяется крупными размерами, удачно акцентируя своим строгим силуэтом важный градостроительный участок.
Главный корпус в своей первоначальной части - двухэтажное, с цокольным полуподвальным этажом кирпичное и оштукатуренное здание. Прямоугольный в плане объём развит поздней дворовой пристройкой у северо-восточного угла. Типичный памятник ампира, в котором аскетизм форм смягчается деталировкой позднего времени. Отличием от традиционных классицистических принципов является чётное число (12) оконных осей на протяжённом фасаде, входной блок с лестницей расположен на крайней левой оси. К характерным стилевым признакам относится двухъярусное членение фасадов с более высокими окнами во втором этаже. Нижний этаж на главном фасаде рустован и отделён от второго поясом: между двумя профилированными тягами помещены прямоугольные филёнки по осям верхних окон. Нижние проёмы завершены замковыми камнями, верхние обрамлены профилированными наличниками с узкими нишками и сандриками над ними. Стены завершает многопрофильный тянутый карниз. Над входом помещён ажурный кованый козырёк с квадратной рамкой киота во фронтоне.
Связующим звеном с поздним неоштукатуренным объёмом слева по улице является трёхъярусная четвериковая колокольня, выделенная на фасаде легким ризалитом. Два нижних яруса занимают вестибюль и лестничная клетка; верхний - арочный ярус звона - завершает четырёхгранный шатер с главкой. Небольшой, почти квадратный в плане объём поздней части отличается более крупными проёмами, характерными для учебных учреждений кон. 19 - нач. 20 в. Его облик типичен для периода эклектики, однако рустовка первого этажа, горизонтальные пояски и треугольный сандрик над лестничным окном колокольни указывают на стремление к стилистическому единству с ранней частью.
Убранство дополняют рустованные углы второго яруса колокольни, пилястры по сторонам арок звона и круглая ниша для часов (?) над лестничным окном. В первом этаже разновременные части здания изолированы, во втором связаны вестибюлем лестничной клетки. В остальном обе части делятся несущими стенами на дворовую и уличную половины. В первом этаже раннего объёма, где размещались квартиры преподавателей училища и учеников, частично сохранились следы первоначальной планировки с членением интерьера капитальными поперечными стенами. Верхний этаж занимали крупные залы классов. В здании сохранилось печное отопление и часть кафельных печей.
Флигель - двухэтажное неоштукатуренное здание, квадратное в плане, с крестообразно врезанным в четырёхскатную кровлю чердачным помещением. Часть проёмов заложена в результате перепланировки в послевоенное время. Скромное сооружение периода эклектики с характерным для торговых провинциальных городов выделением фигурного массивного завершения, напоминающего небольшой мезонин.
Симметричная композиция главного фасада с пятью осями проёмов нарушена смещением к правому углу входного блока, выделенного, как и углы здания, лопатками. Между этажами и в основании более высоких верхних окон с лучковыми сандриками проходят пояски. Выходящие на фасады торцовые стенки чердака решены как массивные аттики; на всех фасадах их прорезают парные арочные оконца с двойной бровкой.
Беляев. 1863, с. 112
*****************************************************************
Богородская домовая церковь
(Ивановская область, город Кинешма, ул. Комсомольская, д.30)
«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 411-413
Богородская домовая церковь
(город Кинешма)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
21 июня 2006 г.
13 марта 2010 г.
|