Фотографии: Андрей Вершинин
Проезд: Подняться на гору Левитана - либо по тропинке от Варваринского храма, либо по деревянной лестнице (на неё выводит указатель на набережной).
************************
Стоявшая здесь прежде церковь ХVII века Святых Петра и Павла сгорела в 1903 году. На её место в 1982 г. была перевезена из села Билюково (Ильинского района Ивановской области) такого же типа деревянная, рубленная в клеть, церковь Воскресения Господня.
Известно, что в первые дни пребывания в Плёсе Исаак Левитан написал эту церковь с погостом в свете заката ("Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца").
Несколько лет спустя (1894 г.) Левитан писал картину "Над вечным покоем". Его привлекли огромные просторы воды и небо на озере Удомля под Вышним Волочком (в Тверской губернии). Местность и вообще весь мотив целиком был взят с натуры. Только церковь была другая, менее красивая, и Левитан заменил её этой уютной церквушкой из Плёса.
Церковь закрыта.
************************
Церковь Воскресения из села Билюково, рубеж 17-18 вв.
Расположена в Заречье, на краю высокой надпойменной террасы. Перевезена в 1970-е гг. из с. БИЛЮКОВО Ильинского р-на и поставлена на месте находившейся здесь клетской церкви Петра и Павла, сгоревшей в 1903 г. Построена в 1699 г. из окантованных бревен на валунном фундаменте, впоследствии стены снаружи были обшиты тесом. В конце 19 в. западный притвор расширили и поставили над ним равную храму по высоте шатровую колокольню с восьмериком звона на промежуточном восьмериковом ярусе (сломана в 1930-х гг.). В 1903 г. под сруб подвели кирпичное основание, а в 1906-07 гг. расширили окна. В 1950-е гг. ураган снёс главу на квадратном постаменте. Ценный памятник древнерусского деревянного зодчества, один из редких примеров церкви клетского типа с клинчатой кровлей и без галереи.
Пятигранный алтарь под высокой тесовой кровлей, собственно храм с короткой трапезной, объединённые в общий объём под крутой деревянной двускатной крышей, и вытянутый на запад притвор располагаются по единой оси, которая заметно отклоняется к северо-востоку, что позволяет предполагать, что при разбивке плана ориентировались на летний восход солнца. Выразительность простых объёмов с остроконечными тесовыми кровлями обогащается фактурой бревенчатых стен с волоковыми и косящатыми окнами.
Плоские дощатые перекрытия помещений приподняты над первоначальным уровнем потолков. Бревенчатые стены в интерьере гладко отёсаны. В трапезной находились пристенные скамьи, а в основном помещении были клиросы, за которыми поднимался тябловый иконостас, впоследствии заменённый стоечно-балочным.
Березин, Добронравов, 1896, с. 458; ИАК, 1908, с. 90; Шлычков, 1983, с. 43-44.
Деревянный храм Воскресения Господня
(Ивановская область, Приволжский район, город Плёс, ул. Урицкого, 16)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 98-99.
Деревянный храм Воскресения Господня
("Над вечным покоем", город Плёс)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
25 июля 2007 г.
2 марта 2013 г.
|