Проезд: С дороги Иваново - Кинешма свернуть на Фурманов, через 7-9 км слева будет видна церковь Воскресения.
Фотографии: Александр Богданов (август-сентябрь 2007 г.)
********************************************************
Находится в центральной части села. Храм, выстроенный в сер. 18 в. на средства П. А. Быкова, занимает трапециевидный участок, окружённый оградой нач. 19 в. с башенками по углам и воротами. Все сооружения кирпичные, с побелкой по кладке. Раннебарочная архитектура храма соседствует с формами колокольни, выполненной в духе суздальского зодчества 17 — нач. 18 в. Основной объём с крупным восьмериком на четверике увенчан купольной кровлей и луковичной главкой на двухъярусном основании: глухой восьмеричок и гладкая цилиндрическая шейка. Полукруглый алтарь чуть сужен. Стены четверика завершены пологими треугольными фронтонами. Юго-восточный угол выдвинутой к югу трапезной (её северная стена продолжает линию соответствующего фасада четверика) скруглён, отмечая место придельного алтаря. Арки яруса звона над восьмигранным столпом колокольни врезаны в основание крутого шатра с изгибом полицы. Из трёх рядов слухов нижний, вопреки традиции, представляет собой круглые проёмы.
Углы четверика и колокольни фиксированы огибающими лопатками; грани восьмерика фланкированы рустованными пилястрами. Окна с лучковыми перемычками на всех объёмах (в восьмерике частью ложные) обрамлены наличниками с ушами и дугообразными сандриками.
Основной объём перекрыт глухим сомкнутым сводом (восьмерик здесь опирается на двухступенчатые тромпы), трапезная — лотковым. Переход, соединивший в 19 в. трапезную и колокольню, имеет плоский потолок. Клеевая живопись кон. 18 — нач. 19 в. на своде четверика и в алтаре поновлена во 2-й пол. 19 в. В кон. 19 в. масляными красками заново выполнена роспись на стенах четверика и в трапезной; поновлялась также в сер. 20 в. с искажением стиля и колорита.
Первоначальная роспись свода с присущими ей ясностью и уравновешенностью композиционных построений, выделением центральных персонажей, характерна для классицизма, мало распространённого в стенописи данного региона. На лотках подробно изображён страстной цикл, состоящий из сцен, которые редко встречаются в монументальной живописи этого времени (за исключением "Несения креста"). В центре свода —"Новозаветная Троица".
Более традиционны для кон. 18 — нач. 19 в. барочные композиции алтаря: "Снятие с креста" на восточной стене и "Иже херувимы" в конхе. Масляная живопись на евангельские темы на стенах основного объёма типична для позднеакадемической манеры.
Главный иконостас сер. 19 в. — выразительное произведение в духе классицизма. К этому же времени относятся иконы, подражающие древнерусской живописи 17 в. Во 2-й пол. 19 в. были заменены царские врата и некоторые детали резьбы.
Высокое трёхъярусное сооружение с выступающей центральной частью и пониженными боковыми отличается парадностью и торжественностью облика, а также выраженным вертикализмом. В нижнем ярусе колонны по сторонам царских врат несут антаблемент, над которым расположена конха с розетками и кессонами. В среднем ярусе между двухколонными портиками, соединёнными аркой, помещены три иконы Деисуса, над ними — небольшая овальная "Тайная вечеря" в богатом резном обрамлении. В центре верхнего яруса две колонки несут небольшой фронтон. Иконостас увенчан скульптурным Распятием с предстоящими. Своеобразно расположение икон в двух верхних ярусах: в боковых частях они завышены или занижены по отношению к иконам в центре. В разнообразной, но довольно сдержанной резьбе обрамлений, фризов и капителей прослеживаются отголоски барокко. Резьба геометрического рисунка на царских вратах и постаментах колонн выполнена в эклектической манере.
Одноярусный иконостас 3-й четв. 19 в. в южном приделе трапезной тяготеет к стилю барокко. Его иконы (19 в.) в центральной части разделены гладкими коринфскими колонками на выступающих постаментах; образованные "прясла" завершены полуциркульными архивольтами, обрамляющими небольшие праздничные иконы в форме трифолиев. Над слегка дугообразно выдвинутыми царскими вратами помещено резное изображение Св. Духа в виде голубя и возвышающаяся над ним высокая фигурная арка. Северная боковая часть иконостаса завершена в центре килевидной аркой. Иконостас декорирован пластичной барочной резьбой. Сохранилось паникадило и прочая церковная утварь.
Ограда декорирована очень скупо. Её упрощенные формы ориентированы на классицизм. Большие лежачие филёнки на пряслах невысокой глухой стены чередуются с выступающими пилонами-лопатками, которые заканчиваются коренастыми башенками квадратного сечения. Центральная арка трёхпролетных ворот значительно шире и выше боковых; её фланкируют парные колонны, несущие отрезки антаблемента. Фигурные завершения над каждым проёмом увенчаны крестами (центральный - над изящной главкой).
Из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3." стр. 338-342
********************************************************
Храм Воскресения Христова
и Свято-Воскресенская мужская Ермолинская пустынь
(Ивановская область, Фурмановский район, село Ермолино)
Храм Воскресения Христова
и Свято-Воскресенская мужская Ермолинская пустынь
(село Ермолино)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|