Фотографии: Александр Богданов (22 августа 2010 г.)
Проезд: От Луха проезд через Быково: асфальтовая дорога, только Быково - Добрица грейдер. Дорогой Порздни - Добрица пользуются мало: песчаная грунтовка, неспешная, но проезжая: мост через Добрицу нормальный, бетонный.
*****************************************************************
Расположена в восточной части села, доминирует в окружающей жилой застройке. Построена в 1815 г. на средства прихожан. Сохранились северные ворота ограды, одновременные храму (сама ограда утрачена). Церковь кирпичная, оштукатуренная и побелённая. По сторонам колокольни в 1960-е гг. сделаны пристройки, в северной стене трапезной пробиты ворота, утрачена первоначальная кровля апсиды. Представительное сооружение со стройной четырёхъярусной колокольней выдержано в формах раннего классицизма с использованием отдельных барочных мотивов. Одно из ярких произведений культовой архитектуры этого времени в области.
К высокому двусветному четверику примыкают пониженные объёмы прямоугольной апсиды со срезанными углами и обширной трапезной. Последняя соединена притвором с колокольней, заканчивающейся шпилем на гранёном барабане. Необычна трактовка венчающей части четверика: поставленный с сильным отступом от плоскости фасадов аттиковый ярус играет роль постамента для круто изогнутой барочной кровли с пятью луковичными главами на восьмигранных барабанах (центральный световой). На северном и южном фасадах в три оси расставлено по четыре плоские тосканские пилястры во всю высоту здания (боковые - с отступом от углов). Центральная ось этих фасадов подчёркнута слабо выступающим ризалитом, треугольным фронтончиком, наложенным над карнизом на стенку аттика и люкарной, прорезающей кровлю. Вертикальные ниши объединяют арочные с архивольтами окна первого света и прямоугольные — второго, между проёмами расположены декоративные накладки с круглыми нишками и выкружками в нижней части. Прямоугольные окна трапезной и апсиды (частью ложные) также помещены в ниши и дополнены над и под проёмами прямоугольными горизонтальными досками.
Фасады колокольни решены как пластичные пилястровые и колонные портики с фронтонами (в нижнем ярусе использованы широкие рустованные пилястры, в верхних - тосканские полуколонны). Грани всех четырёх ярусов прорезаны крупными арками с импостами.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом, алтарь - коробовым сводом с гранёной конхой. Подпружные арки, перекинутые с двух крещатых столбов трапезной на стены, членят её пространство на шесть ячеек с крестовыми и лотковыми сводами.
Роспись маслом сер. 19 в., сохранившаяся на своде, в верхней части стен храма и в алтаре, — характерное для Ивановской обл. произведение в традициях живописи кон. 18 — нач. 19 в. Большие композиции в стиле барокко расположены в своде четверика: "Новозаветная Троица", объединённая с "Похвалой Богоматери", в своде алтаря - "Служба святых Отец".
Архитектурно-живописный гризайльный декор выполнен в стиле классицизма: в основании четверика написан карниз, раскрепованный на боковых стенах и поддерживаемый гризайльными коринфскими колоннами и пилястрами в центре западной стены. В алтаре, в верхней части стен, изображён более скромный карниз, покоящийся на парных пилястрах, расписанных под мрамор. В композициях на стенах уже прослеживаются черты позднеакадемической манеры.
Кирпичные ворота ограды имеют композицию триумфальной арки; на их широкие устои по сторонам проезда наложены пары трёхчетвертных тосканских колонн. Широкая дугообразная арка подчёркнута архивольтом с замковым камнем. Над венчающим карнизом - две последовательно уменьшающиеся ступени аттика.
Беляев, 1863, с. 210; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 225; Краткие статистические сведения... 1911, с. 243
*****************************************************************
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
(Ивановская область, Лухский район, село Добрица)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 635-637
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
(село Добрица)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|