Проезд: Отворотка с дороги "Шуя - Родники". Асфальт.
Фотографии: Александр Богданов (7 октября 2007 г.), Дмитрий Черниховский (1 августа 2008 г.)
Координаты: 56.982242, 41.64623
********************************************************
Расположен на площади, в створе широкой главной улицы. Село получило название Богородское по желанию князя И.А. Урусова, соорудившего здесь в 1733 г. первый храм в честь иконы Владимирской Божьей Матери. С запада комплекс ограничен небольшим ручьём, впадающим в пруд за северной околицей. Доминантой комплекса является летняя Владимирская церковь 1797 г., поставленная на месте более ранней. К юго-западу от неё расположена зимняя церковь Николая Чудотворца 1862 г., перестроенная из более ранней (1816). Чуть позже, в 1865 и 1872 гг., в её трапезной были устроены приделы Казанский и Зачатия Анны. Ограда с каменными часовней (1828) и богадельней утрачены. Типичный для крупных торговых сёл шуйского региона храмовый комплекс, объединяющий церкви, разные по времени и контрастные по объёмной композиции и декору.
Березин, Добронравов, 1898, с. 50-51; ГАИО. Ф. 866, Оп. 1. Д. 29. Л. 86.
***************************************************************
В газете "Старый Владимирец" 5 августа 1908 г. в рубрике "Шуйская хроника" отмечалось, что недалеко от села обнаружилась старинная чудотворная икона:"В деревне Скоморохове Чечкино-Богородской волости появилась якобы чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Икона, как говорят, была раньше совершенно тёмной и в одну ночь просветлела. Туда стекается много народу, и, как всегда бывает в подобных случаях, распространяются слухи о бывших, якобы, чудесах: прозрел слепой, начал ходить хромой и т.п.". В газете сообщалось, что икону из Скоморохова перевёз в Шую в сопровождении полиции соборный священник Н. Широкогоров. Затем собирались переправлять её во Владимир.
Факт образования села в 1730 г. связан с основанием в нём церкви. Владелец села - флотский капитан князь Иван Алексеевич Урусов решил построить церковь Владимирской Божией Матери в честь своего чудесного спасения во время шторма.
"Князь Урусов икону Владимирской Божией Матери во время своих морских путешествий носил на своей груди. Однажды поднялась на море страшная буря и грозила разбить, залить и утопить корабль. Капитан Урусов и вся его команда стали молиться Царице Небесной, причём капитан дал обещание в честь иконы Владимирской Божией Матери, носимой им на груди построить храм в своём имении. Свершилось чудо: небо прояснилось, буря утихла и корабль благополучно возвратился в Россию. Капитан сдержал слово, и с 1730 года Чечкино стало селом с Владимирской церковью, куда Урусов отдал родовую икону, которая по словам сельского священника почитается чудотворную до сего дня во всей здешней местности" (из описи, представленной в археологическую комиссию в 80-х гг 19 века.). После основания церкви село стало называться Чечкино-Богородским.
Приход Чечкино-Богородской церкви был огромным по местным масштабам - в 1898 г в приходе числилось 300 дворов (в деревнях в радиусе 6 км) с населением 1062 лиц мужского и 1215 женского пола. С 1883 при церкви открыта земская народная школа. Роспись храма в 1868 г. выполнил мастер Петр Ефграфов на средства купца М.И. Тсорина.
Дмитрий Черниховский
***************************************************************
Церковь Владимирская выстроена из кирпича и побелена по кладке. Апсида и южная палатка у колокольни утрачены. Один из ярких образцов местного церковного зодчества 18 в., продолжающего традиции 17 в.; отличается стройностью пропорций и выразительной пластикой убранства, варьирующего формы нарышкинского барокко. В объёмной композиции, состоящей из собственно храма, низкой трапезной и шатровой колокольни, доминирует двусветный четверик с характерной для этого типа компактной постановкой пятиглавия над двумя ярусами кокошников, выполненных в виде своеобразного постамента: его нижний ярус завершает основной объём четверика в виде аттика, а верхний, со срезанными углами, сильно уменьшен в плане.
Крупные прямоугольные проёмы на боковых фасадах четверика расположены по двум осям (в нижнем свете на западных осях расположены входы). Широкий наборной пояс, отделяющий аттиковый ярус, раскрепован у пят кокошников с многопрофильными архивольтами. Углы объёмов обработаны пучками узких лопаток, окна в чуть заглублённых рамах имеют наборные наличники с бусинами или рустом по сторонам и гребешковыми очельями. Боковые входы выделены килевидными перспективными порталами. Рустованные лопатки, огибающие углы второго яруса четверика колокольни, и барочные наличники с ушками соседствуют с городками и пилами карнизов и поясков. Углы столпа также закреплены лопатками. Устои широких арок звона украшены полуколонками. Шатер прорезан тремя ярусами слухов.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом центрального барабана, в трапезной свод полулотковый с распалубками над проёмами. Фрагментарно сохранившиеся росписи, выполненные маслом в академической манере, типичны для 2-й пол. 19 в. Колорит в нижних ярусах более тёплый, яркий, в верхних - светлый и более холодный. В своде представлена "Новозаветная Троица", на западном лотке - "О тебе радуется". На северной и южной стенах композиции распределены по ярусам: в верхнем - фигуры евангелистов с символами и сцена из евангельского цикла между ними, в нижнем - евангельские композиции в простенках между окнами. На западной стене главное место занимает "Вознесение Богоматери".
Церковь Николая Чудотворца выстроена из кирпича и оштукатурена. Поздний пример четырёхстолпного храма, выполненного в сдержанных формах русско-византийского стиля. Пятиглавое завершение храма утрачено. План имеет форму прямоугольника, чуть вытянутого по продольной оси, однако ризалиты алтарной части и боковых фасадов, а также крупный притвор у западного фасада придают ему крещатую форму. Края объёмов фиксированы несколько отступающими, поставленными с выпуском угла лопатками. Ризалиты под щипцовым покрытием отмечены большими плоскими арочными филёнками, в которые вписаны сдвоенные арочные окна с висячей гирькой. Остальные проёмы также выполнены в виде высоких арок, их обрамляют широкие гладкие наличники. Интерьер разделён столбами сложной формы на систему ячеек, перекрытых крестовыми сводами.
Березин, Добронравов, 1898, с. 50-51; ГАИО. Ф. 866, Оп. 1. Д. 29. Л. 86.
***************************************************************
Ансамбль храмов Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца
(Ивановская область, Шуйский район, село Чечкино-Богородское)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 539-541
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 539-541
Ансамбль храмов
Владимирской иконы Божией Матери
и Николая Чудотворца
(село Чечкино-Богородское)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
Из архива Александра Богданова
Из архива Дмитрия Черниховского
|