Проезд: Село Большие Дорки находится рядом с шоссе Иваново - Нижний Новгород между Шуей и Палехом.
Фотографии:
********************************************************
Расположен на пересечении двух улиц, в центре сельской площади. К востоку от церкви находится копаный пруд. Построена в 1796 г. на средства прихожан вместо деревянного храма 17 в. Стены кирпичные, побелённые. Колокольня и паперть утрачены. Небольшой сельский храм хороших пропорций представляет собой один из местных вариантов церквей, сочетающий элементы барокко с упрощёнными формами классицизма.
Двусветный храм типа восьмерик на четверике (диагональные грани восьмерика узкие) имеет несколько вытянутую в плане скруглённую апсиду и прямоугольную трапезную. Обе они одинаково чуть понижены и сужены относительно четверика. Восьмерик увенчан гранёным куполом с луковичной главкой на невысоком цилиндрическом барабане. Стены четверика и трапезной покрыты рельефным рустом, причём на фасадах трапезной оставлены свободными углы и поля, где расположены окна, а верхняя часть четверика (также гладкая) представляет собой аттик с наложенным на него треугольным фронтоном. Фасады четверика строго симметричны: входной проём в центре (на южном фасаде ложный) фланкируют окна. Грани восьмерика и стены апсиды декорированы крупными филёнками, в их центре помещены оконные проёмы с лучковыми перемычками. Обрамления всех окон ленточные, с небольшими ушками и замковыми камнями.
Основной объём перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом на ступенчатых тромпах. В трапезной свод цилиндрический, апсида имеет конху с распалубками над окнами.
Роспись выполнена клеевыми красками в сер. 19 в.; в кон. 19 в. прописана маслом. Утрачена в трапезной, в значительной степени в алтаре и частично на стенах. Характерный для Ивановской обл. пример стенописи, в которой заметно тяготение к позднему классицизму (живопись свода), и в то же время прослеживаются отголоски барокко (сюжетные сцены в восьмерике). Колорит яркий, но не слишком интенсивный, с преобладанием золотисто-охристых, голубых, бледно-зелёных и вишнёвых тонов.
Восьмилотковый свод занят единой композицией "Новозаветная Троица": из-за отсутствия разгранки и расположения отдельных групп она скрывает рёбра лотков, отчего свод воспринимается как купол. От стен его отделяет гризайльный антаблемент. Иконографической программе росписей восьмерика присуще известное своеобразие: на диагональных гранях по сторонам окон изображены праотцы, на южной и северной - пророческие сюжеты. На стенах четверика в два яруса изображены новозаветные сцены. Композиции в духе барокко отличают симметричное построение, сложные перспективные архитектурные и пейзажные фоны. Фигуры праотцов трактованы более архаично, они тяготеют к иконописи 18 в.
Березин, Добронравов, 1898, с. 377-379.,
********************************************************
Храм Преображения Господня
(Ивановская область, Палехский район, село Дорки Большие)
Из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2", М, Наука, 2000, с. 689-690
********************************************************