Назад На главную страницу

Новая жизнь обители

Познакомившись с дуниловскими храмами и возрождённым Успенским женским монастырем, мы возвращаемся на противоположный берег Тезы, в село Горицы. Всего в четырёх километрах отсюда находятся старинные сёла Пупки и Введенье, расположенные на противоположных берегах речки Молохты. Дорога идёт через лес, и вскоре мы въезжаем в село Пупки. Перспективу улицы Северной замыкают стройный четверик и высокая колокольня церкви Вознесения, которая была выстроена в 1806 году. Рядом расположена небольшая зимняя церковь Иоанна Богослова 1843 года, оформление фасадов которой выдержано в формах позднего классицизма. Слева появляется панорама знаменитого Николо-Шартомского монастыря.

Предполагают, что село Пупки было основано князем Василием Тёмным, а в 16 веке служило вотчиной князей Горбатых-Суздальских. Уже на ранних этапах Пупки имели значительное торговое значение в связи с учреждением у стен монастыря Никольских ярмарок.

По сохранившемуся преданию, у реки Шартомы, впадающей в Молохту, в трёх километрах выше современного местоположения монастыря, одной благочестивой крестьянкой из деревни Федосово была обретена небольшая резная икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года.

Издревле Шартомский монастырь был в чести у великих московских князей, а затем и царей: великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Фёдора Иоанновича, которые пожаловали монастырю ряд привилегий. В XVII веке для монастыря наступила череда испытаний, В 1609 году обитель сильно пострадала от набега иноземного войска. В 1645 году весь монастырь "изволением Божиим от молнии до основания выгорел". После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. После "смутного времени" в обители жил преподобный Иоаким Шартомский, ныне почитаемый как небесный покровитель монастыря. Впоследствии он жил в Суздале и занимался иконописанием.

В 1651 году был воздвигнут пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях московской архитектуры. Величествен южный фасад собора, открытый полностью для обозрения. Он словно фрагмент стены, богатырская мощь которой подчёркнута перспективой предельно лаконичного портала, арка его построена из нескольких рядов кирпичных полувалов. Открываются тяжёлые двери храма, окованные крест-накрест толстыми полосами железа. Неяркий свет немногочисленных окон усиливается в светлой охре настенной живописи, расположенной в несколько ярусов. Художник второй половины прошлого века, быть может, писавший по более ранним фрескам, посвятил большинство композиций эпизодам из жизни Христа. Сейчас в соборе создается новый пятиярусный иконостас, реставрируется настенная живопись.

Чуть позднее был освящён тёплый храм Казанской Божией Матери с примыкающей церковью Григория Акрагантийского. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Элемент асимметрии, чуждый классицизму, вносит в облик Преображенской церкви сдвинутая с центральной оси проездная арка. Во всём этом заметно тактичное отношение зодчего к ранним постройкам монастыря, определившим принцип его ансамбля. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершает пятиярусная колокольня в форме горящей свечи.

Своего расцвета монастырь достиг в первой половине 18 века, когда в его подчинении находились восемь монастырей, в том числе Троицкий в Шуе, Казанский в Кохме, Воробьёвская пустынь в Дунилове, а также Введенский монастырь, располагавшийся на другом берегу Молохты, в селе Введенье. Однако после реформы Екатерины II в 1764 г. экономическое положение монастыря заметно ухудшилось и он стал третьеклассным, а приписанные к нему мелкие монастыри были обращены в приходские храмы.

В XIX веке на частные пожертвования Шуйских купцов строительство возобновилось; известен личный вклад императрицы Марии Александровны. Стены ограды возводились на протяжении первой трети XIX века. Братию монастыря в большинстве своём составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота.

Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. Ходатайство местных крестьян в защиту монахов советскими властями было осмеяно. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем они начали разрушаться.

Но, разделив трагическую участь всей Православной Церкви, обитель обрела новую жизнь. Осенью 1990 года Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращён Православной Церкви. Работы по восстановлению обители возглавил наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). По кирпичикам, многими трудами братии и помощью благотворителей, обитель стала приобретать свой прежний величественный облик. К прежним монастырским зданиям добавились новый братский корпус, гостиница, мастерские, различные хозяйственные постройки. Постепенно были восстановлены все три храма обители.

Наиболее была разрушена церковь Казанской иконы Божьей Матери. Вместе с храмом был восстановлен примыкающий к нему братский корпус, а в нижнем этаже обустроена трапезная палата. Стоящая в храме икона Шуйской-Смоленской Божьей Матери - список с утраченного чудотворного образа, особо чтимой святыни Шуйской земли.

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось и размеренное течение иноческой жизни. Главные её черты - стяжание молитвы и послушание. Храмовой реставрации и строительству помогают столярный цех, слесарные мастерские, кузница. Занимаются здесь и резьбой по дереву, открыта мастерская по литью колоколов. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведётся и традиционное для монастырей хозяйство - пасека. Обширный огород и тепличное хозяйство дают пропитание на целый год. На территории высажен яблоневый сад, а на прилегающих полях - выращиваются кормовые травы и злаки.

Наше путешествие подходит к концу. Переехав через мост на правый берег реки Молохты, мы попадаем в село Введенье. Тихие улочки его, сбегающие по пологим береговым склонам, обставлены небольшими деревянными домами. На площади в центре села прежде находился Введенский женский монастырь, закрытый в 1764 году. На его месте в 1807 году выстроили крупный Введенский храм с шатровой колокольней, а в 1845 году рядом с ним появился храм Владимирской иконы Божьей Матери. Сейчас этот комплекс также возрождается. Площадь окружена двухэтажными кирпичными зданиями, в которых угадываются бывшие купеческие особнячки и лавки.

По Школьной улице выезжаем на дорогу, ведущую в Шую. По пути нельзя не обратить внимания на храмы села Чернцы, расположенные у самой дороги в центре села. На заросшем кладбище расположена церковь Ильи Пророка, высокая шатровая колокольня которой вынесена к самой дороге. Пятиглавая церковь Николая Чудотворца 1819 года расположена в глубине участка по оси главных ворот. Примерно через 10 минут мы въезжаем в древнюю Шую.

Александр Тихомиров, доцент ИвГУ

Ссылки по теме:
Воскрешение храма

ИнтерТВ, 25 марта 2008 г., №13 (452)



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть