Назад На главную страницу

Архивы рассказывают

Священники в жизни сельской глубинки

Русская православная церковь в прошлом веке занимала важное место в жизни общества, особенно в сельской глубинке, где церкви строились "тщанием прихожан", по инициативе жителей сёл и деревень. Священник сельского храма был самым почитаемым в округе человеком, он нёс в мир слово Божие, утешение и заботу о верующих. Батюшка имел право поучать, осуждать, лечить словом и делом. О том, какое место занимал сельский священник в жизни общества, можно судить по документам Ивановского областного архива.

Святейший Синод, поддерживая политику государства, рассылал во все епархии царские указы или издавал свои в поддержку законодательных актов императоров. На местах духовенство следовало указам Синода и помогало светским учреждениям проводить политику государства в жизнь.

Непосредственное общение священнослужителей с прихожанами проходило в основном в храме во время церковных обрядов и богослужений, когда читались проповеди и поучения. Тексты проповедей присылались в церкви из духовных ведомств. Кроме того, большинство священников, имея достаточно высокий по тем временам уровень образования, сами составляли проповеди. Духовные правления составляли ежегодные расписания, обязывающие, "кому именно из сельских учёных священнослужителей в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни говорить проповеди своего сочинения".

Из проповедей и поучений прихожане узнавали о важных событиях жизни России. Например, манифест о заключении Священного Союза Австрии, Пруссии, России в 1815 г., после разгрома Наполеона, был отпечатан в типографии Синода и разослан всем духовным консисториям и правлениям с наставлением о том, чтобы ежегодно 14 сентября вместе с манифестом "был читаем в церквах". В 1826 г. во всех храмах России прозвучало "молебное пение господу Богу, даровавшему победу в день 14 декабря 1825 г. (восстание декабристов) на испровержение крамолы, угрожавшей бедствиями всему российскому государству". Книги и инструкции по проведению "молебного пения" получили священники всех церквей, о чём свидетельствуют их расписки.

Сельские священнослужители и собственным примером способствовали проведению государственной политики в жизнь. В 1841 году последовал царский указ о разведении картофеля, в котором говорилось, что выращивание этой культуры должно помочь в преодолении бедствий от неурожаев хлеба. А чтобы убедить народ в необходимости посадки картофеля последовала просьба "не может ли быть вменено сельским священникам в обязанность внушениями и собственным примером и содействовать приведению сей меры в исполнение". А в 1853 г. Шуйский уездный оспенный комитет обратился в Шуйское духовное правление с просьбой дать распоряжение привлечь церковнослужителей заняться оспопрививанием, "потому что изучение ими искусства (прививки оспы) может принести немалую пользу".

УвеличитьСельские священники играли важную роль в деле распространения образования. Ещё в 1817 году духовные консистории разослали по духовным правлениям указ, чтобы "всем без изъятия приходским учителям, градским и сельским благочинным и настоятелям церквей тех приходов, где существуют народные училища, дабы они внушали, поощряли и убеждали прихожан к отдаче детей в те заведения для собственной их пользы…". Слова внушения и убеждения о пользе обучения провозглашались в церквах постоянно. "Отдавайте детей своих учить грамоте в школы. Дети, научась познанию истины веры, и вам передадут правое учение…" - призывал в одной из проповедей священник села Китово Александр Доброхотов. Специальным указом 1836 г. священникам и дьяконам православного вероисповедания разрешалось обучать в частных домах арифметике, чтению, письму и другим предметам, обозначенным в аттестатах. В каждом учебном заведении были обязательными каждодневное пение утренних молитв, посещение с учащимися храма Божия во время церковных служб, чтение святого Евангелия и статей религиозно-нравственного содержания. Как свидетельствует отчёт Шуйского уездного училищного совета, в 1897 г. в общей системе детского воспитания, обучения и развития главенствующее положение занимал Закон Божий.

В конце 90-х годов прошлого столетия и начале нынешнего в нашем крае и в сёлах и деревнях начали открываться библиотеки-читальни. В архивах сохранилось сообщение об открытии в 1900 г. библиотеки-читальни в деревне Неверова Слобода (ныне Верхне-Ландеховский район). Священник села Георгиевского отец Николай Оранский отслужил молебен и обратился к присутствующим с речью. "Открытием библиотеки, - говорил он, - вы ясно выразили сознаваемую вами потребность расширять своё образование, в духе православия и народности воспитываться через чтения различных полезных книг. Библиотека должна быть средством для вашего самообразования, особенно в религиозно-нравственном отношении, давая вам книги церковного, исторического, литературного, географического, сельскохозяйственного содержания".

Надежда КОЧАНОВА,
зав. отделом облгосархива.

("Рабочий Край", 9 июня 2000 г.)



Rambler's Top100

Рейтинг

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Hosted by uCoz