Назад На главную страницу

Само мнение

Надежда умирает последней

Камень преткновения, или школа и религия

Увеличить

Вопрос этот не просто созрел, а уже перезрел. Мы теряем поколение за поколением только потому, что никак не решаем его. Боюсь, скоро нам нечего будет терять.

Некоторые у нас считают, что виной всему западное влияние, поп-культура. Но это не так. Массовая культура заполняет собой пустоту, которой, как известно, природа не терпит. Над созданием этой пустоты, этого вакуума нравственности и духовности государственная система работала многие десятилетия. Что и говорить, преуспела.

"Государство, - напоминает игумен Августин, - пыталось волевым порядком запретить веру в Бога, уничтожить церковь, объявив религию обманом, и тем самым обрекло человека на деградацию и вырождение".

Сегодня мы пожинаем плоды этого вырождения. Если продолжится нынешнее омертвение духовности, ничто не спасёт Россию. Можно ли сейчас что-то исправить? Боюсь, мы зашли слишком далеко. Однако это не значит, что мы должны сидеть сложа руки и ждать неизбежного конца, который бездействие только приблизит. И начинать надо не со взрослого, уже сформировавшегося человека, а с детей - причём с самого раннего, ещё дошкольного, возраста, чтобы, приходя в школу, ребёнок имел какие-то начальные представления о Боге, Иисусе Христе и знал хотя бы "Отче наш". Школа же должна продолжить и завершить религиозно-нравственное воспитание подростка.

УвеличитьВопрос о необходимости, причем крайней, введения в школах духовно-нравственного воспитания (автор книги подчёркивает: именно воспитания, а не образования - образование даёт лишь сумму знаний) занимает центральное место в книге игумена Августина.

"Да, возможно, поначалу интересно и познавательно заглянуть внутрь "устройства" цветка, дерева, человека, тела Земли и так далее до бесконечности... Но куда важнее, - подчёркивает автор, - ответить себе на вопросы: кто и зачем это создал? Где моё место в этом мире? Что мне с этим делать? Как не повредить абсолютному и совершенному миропорядку, в который гармонично вписан и я, человек? Как, наконец, ответить на мучительный вопрос о неизбежной земной кончине человека? А есть ли в нас нечто нетленное, принадлежащее вечности?".

Вопросы, конечно, не праздные - насущные, и ответ на них даёт только религия. Вот почему введение религиозно-нравственного воспитания в школах должно стать задачей не только церковно-государственной. Если, конечно, государство заинтересовано в том, чтобы во взрослую жизнь вступали нравственно и духовно здоровые поколения, тогда и у медиков забот поубавится. Никакая экономика, никакая политика, никакая борьба с терроризмом тут не помогут. Однако именно всему этому было посвящено последнее ежегодное послание президента Законодательному собранию. И ни слова о духовности и нравственности. А значит, ни слова о человеке. Печально это, поскольку именно в духовно-нравственной сфере кроется первопричина большинства наших сегодняшних невзгод и болезней.

Это понимают, кстати, не только люди духовного звания. Вот в подтверждение мнение представителей науки, в компетентности которых вряд ли кто будет сомневаться.

Геннадий Лисичкин, экономист:
"Лечить Россию, как мне кажется, надо прежде всего от духовной, а не физической, то есть не материальной, не экономической болезни, которая представляется многим главной". ("Чем больна Россия" - "Дружба народов", 10/95).

Игорь Гундаров, доктор медицинских наук:
"...главная причина "эпидемии смертности" в России кроется в духовном неблагополучии нации". ("Потерянные души" - "ЛГ", 32-33/2000).

А.-В.Вейник:
"За бездуховность приходится платить дороже всего на свете". (С.Смирнов - "Еретик").

Игорь Шафаревич:
"Из всех несчастий России, может быть, главное в том и состоит, что она осталась жить (или умирать) без веры". ("Есть ли у России будущее" - "Советский писатель", 1991).

УвеличитьУже отсюда с неизбежностью следует: введение религиозно-нравственного воспитания в школах - вопрос давно насущный, первостепенный. Игумен Августин ставит его, как говорится, ребром:

"...школа остается принципиально важнейшим органом государства и церкви для формирования типа человека. Или святого, спасающегося и спасающего, человека-созидателя. Или атеиста, грешника, разрушителя всего и вся".

Так в чём же дело, в чём тут камень преткновения? Один из основных аргументов противников религиозно-нравственного воспитания школьников: Россия, дескать, страна многоконфессиональная, а потому нельзя вводить в школах только православие. А кто же ратует только за православие? Пусть наряду с православными приходят в классы и священнослужители других конфессий, если там есть исповедующие их веру. Больше того, если родители - убеждённые атеисты и хотят, чтобы по их стопам шли их дети, необходимо просто написать соответствующее заявление. Думается, таких родителей будет немного.

Настоящий камень преткновения в другом. В царской России было 300 тысяч священников. Сколько их сейчас, не знаю. Вряд ли более 30 тысяч. Священники - и это подчёркивает в своей книге игумен Августин - сейчас работают на износ. Богослужения, исповеди, причастия, крещения, венчания, требы... У многих из них семьи, которым тоже нужно уделять внимание. Где им найти время для школы? Ведь, помимо всего, в неё должен прийти не просто человек в рясе - воспитатель, умеющий находить с детьми общий язык. Для того чтобы такие воспитатели появились, нужно время, и немалое. Но как же быть, если его нет?

УвеличитьВыход здесь видится только в одном - в использовании достижений науки и техники. Имею в виду компьютерные классы, которые есть во многих школах. Нужны программы, нужны соответствующие записи - это дело церкви. А вот тиражирование программ должно взять на себя государство, у церкви нет для этого средств. Их нельзя жалеть - ведь речь идет о будущем России, которое у многих вызывает не просто озабоченность - тревогу.

Ученые предупреждают: степень враждебности сопредельных государств возрастает по мере обезлюдения соседних территорий. И наступает момент, когда находятся вполне правовые аргументы для обоснования аннексий их. Причём военное вторжение при этом совершенно необязательно. Просто пришлая, более жизнеспособная нация вытесняет, замещает собой менее жизнеспособную, коренную. Как утверждает Игорь Гундаров, это произойдет с Россией, когда её население уменьшится вдвое. При сохранении нынешних темпов депопуляции, это произойдет к 2070 году. При том равнодушии к духовно-нравственному состоянию нашего общества, которое демонстрируют и президент, и правительство, и Дума, мне кажется, угроза существованию России наступит значительно раньше. Нынешние 20-летние доживут до этих времен.

Игумен Августин, без сомнения, прав, утверждая, что "XX век реально показал опасность для каждого человека остаться без Бога и без церкви". Его словами мне и хотелось бы завершить свои заметки:

"Православная церковь имеет сегодня отношения с народом, который сформировался генетически в период насаждения агрессивной атеистической нравственности. Фактически большинство россиян сегодня продолжают по инерции исповедовать эту самую нравственность. И требуется проделать огромный духовный труд, совместный для общества и церкви, чтобы изменить эту ситуацию. А мы должны измениться, спасая себя и спасая своих детей: они-то и будут способны наследовать новые признаки и качества обновлённых родителей...".

Имеющий уши да слышит!

Владимир МАЗУРИН

("Рабочий Край", 8 октября 2004 г.)



Rambler's Top100

Рейтинг

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

сделай добро

Коллекция.ру

Hosted by uCoz