Назад На главную страницу

Сквозь годы

О чём рассказали раскопки

История наших мест неотделима от истории России, и интересного в ней хоть отбавляй. К примеру, православные нательные кресты из металла в отложениях XVIII-XIX веков - находки обычные. Но распространены они неравномерно. Если в культурных слоях городских центров и на разрушенных кладбищах археологи находят их регулярно и много, то на сельских поселениях тельники отсутствуют либо встречаются в единичных экземплярах.

На территории нашей области нательные кресты пока обнаружены только в окрестностях старого торгово-ремесленного села Писцово - на селищах Писцово-2 и Кожевники. Оба памятника исследовались археологической экспедицией ИвГУ под руководством авторов статьи глубокой осенью 2004-го и ранней весной 2005 годов. Раскопки носили охранный характер: указанные объекты попали в коридор прокладки магистрального трубопровода нефтепродуктов и неминуемо должны были быть разрушены.

УвеличитьКак показали раскопки, культурные горизонты обоих селищ сильно пострадали от многолетней запашки, особенно Писцовское. В Кожевниках удалось частично проследить низы очертаний убогих крестьянских построек, включая неглубокие подполья, подпечные ямы и развалы глинобитных печей. Наряду с внушительным количеством найденных обломков керамической посуды, изготовленной на тяжёлом гончарном круге, и несколькими изделиями из чёрного металла, глины, камня, кости неожиданно были обнаружены и два креста-тельника. Ныне они хранятся в Археологическом музее ИвГУ.

Первый найден в Кожевниках (рис. 1). Он четырёхконечный, верхняя вертикальная лопасть наполовину обломана. Отливали крест в двусторонней форме из оловянисто-медного сплава. После отливки вторичная обработка практически не производилась: по краям нижней лопасти сохранились грубые заусеницы-подтёки. На лицевой стороне изображён восьмиконечный крест на Голгофе, но без "страстей"; по концам его - нечитаемые картуши. Нечитаемые квадратные картуши украшают и оборотную поверхность. Их одиннадцать. По предположению доцента исторического факультета ИвГУ Е. Язевой, в них могли быть условно зашифрованы тексты православной молитвы.

УвеличитьВторой тельник - с Писцовского селища (рис. 2) - относится к так называемым "женским крестам". Он фигурный, четырёхконечный, выполнен в технике штамповки по заранее отлитой бронзовой заготовке; размеры по лопастям - 45x30 мм. На лицевой стороне - тяжёлый контур четырёхконечного креста, в который "вписан" рельефный восьмиконечный со "страстями". Голгофская гора с черепом Праотца не просматривается. Оборотная плоскость - гладкая.

Такая форма креста была особенно популярна в XVIII веке. В частности, подобный крест расчищен в погребении русского матроса близ селения Транвик на Аландских островах в Финляндии. Этот человек в составе российского десанта высадился летом 1743 года на Аланды во время русско-шведской войны 1741-1743 годов. Там он и умер (или погиб). Наш крест, по-видимому, более ранний.

Оба раскопанных памятника представляют собой остатки двух малодворных деревенек, существовавших в первой трети XVIII века. Это, как известно, время бурных преобразований России Петром Великим, его многолетних войн, загульных пьянок (стыдливо именовавшихся "ассамблеями") и череды дворцовых переворотов, последовавших за смертью первого императора. Периферия же империй нищала день ото дня и жила исключительно натуральным хозяйством, обменивая от случая к случаю в ближайшем городе свою нехитрую продукцию на изделия ремесленников-кустарей. Социальные тяготы крестьян усугублялись ещё и резким увлажнением климата на территории Русской равнины и, как следствие, частыми неурожаями зерновых культур.

Обнаруженные на селищах дешёвые кресты-тельники, скорее всего, были утеряны прихожанами одной из церквей села Писцово. А возможно, куплены на базаре в этом же селе у какого-нибудь заезжего коробейника.

Почему бы и нет? В силу особенностей развития торгово-ремесленного предпринимательства в Писцове село уже с конца XVII века прочно "привязывало" к себе население ближайшей округи как экономически, так и духовно. А через какие-то 40-50 лет это самое население влилось в состав писцовских сельчан. По крайней мере деревеньки, условно названные археологами Писцово-2 и Кожевники, существовали непродолжительное время. Они не перестраивались, не горели, но… прекратили своё существование в "одночасье". И причина этого, видимо, в следующем. Полуголодные крестьяне, измученные перманентными неурожаями, в один прекрасный момент, побросав косы, грабли, раскатав срубы избушек да бань по бревнышкам, прихватив нехитрый скарб и домашнюю живность, просто переехали на новое место жительства - в "процветающее" село. Благо, оно находилось не за тридевять земель, а здесь, рядом.

Е. Костылёва
А. Уткин

("Ивановская газета", 28 марта 2006 г.)

Страничка села Писцова на нашем сайте - ЗДЕСЬ



Rambler's Top100

Рейтинг

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

сделай добро

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Hosted by uCoz