Назад На главную страницу

Духовность

Научиться творить добро

Репортаж из Ивановского православного духовного училища

Вопрос архисложный: каким путём люди приходят к Богу? Ответы на него могут прозвучать совершенно различные. На кого-то вера нисходит как озарение, кто-то достигает её путём долгого и упорного духовного стяжательства, познав много терний на пути к истине.

Десятилетия почти поголовного атеизма и соответствующего воспитания дело своё, как известно, сделали. Разрушенные храмы и поруганные святыни (и даже унизительное написание слова Бог со строчной буквы во всех книгах и газетах) - одна сторона медали, а другая, скорее всего, ещё страшнее: прерванность веры, нарушение преемственности. Среди последствий можно назвать и такое, звучащее вполне по-светски: в пору восстановления храмов и монастырей у Русской православной церкви обнаружилась нехватка квалифицированных кадров. В нашем случае под словом "квалифицированность" надо подразумевать не только православно-религиозную грамотность работников учреждений РПЦ, но и способность их служить Богу и людям так, как служили и служат Богу и людям истинные пастыри.

Несколько раз в последнее время жизнь приводила меня в микрорайон ТЭЦ-3, где расположено Ивановское епархиальное православное духовное училище, возглавляемое архимандритом Зосимой, - учебное заведение профессионального религиозного образования, призванное готовить священнослужителей, катехизаторов, иных работников учреждений Русской православной церкви. И если вы, уважаемые читатели, не возражаете, давайте побываем там вместе с вами.

В стороне и в людях: плюсы и минусы

На вахте (в очередной раз успеваю отметить аскетичность убранства крохотной комнатки вахтёра) меня встречает приветливый студент и по длинным коридорам провожает в преподавательскую. На пути попадаются местные обитательницы женского пола и всеобщие любимицы - кошки Мурка и Тася, добросовестно ловящие мышей и крыс.

Училище располагается в здании бывшего детского сада, переданного епархии в 1999 году. Значительная удалённость от центра города - это, возможно, минус, но то, что в просторном здании есть где развернуться, - плюс. Однако и у этого плюса найдутся свои минусы: представьте себе, сколько средств требуется на оплату "коммуналки", электроэнергии и т.д. Стол первого проректора училища Алексея Федотова буквально прогибается под тяжестью официальной переписки с властями, различными службами и ведомствами: в письмах - просьбы о помощи, спонсорской поддержке. "Золотого дождя" над училищем пока нет...

И тем не менее духовное училище живёт: вопросы его жизнеобеспечения на 80 процентов помогает решать попечительский совет (его возглавляет губернатор В.Тихонов), в который входят архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий, мэр города Иванова А.Грошев, председатель ОЗС В.Гришин, руководители крупных предприятий, силовых структур области. Добрым словом отзываются здесь не только о губернаторе и мэре, но и о председателе совета директоров АО "Ивановомебель" С. Кононине, гендиректорах "Иваново-Славнефть" Ю. Шуваеве, АО "ДСК" В Бобылёве и АО "Ивэнерго" В. Смирнове, начальнике главного управления Центробанка РФ по Ивановской области М. Сидорове, начальнике областного УИН В. Павлове. Благодаря помощи и содействию попечительского совета в короткие сроки проведен капитальный ремонт и реконструкция здания, общая площадь которого - свыше 1800 квадратных метров: на них разместились просторные классы для занятий, общежитие на 80 человек, библиотека (она насчитывает около 10 тысяч томов и формируется весьма ударными темпами), читальный и актовый залы, трапезная... Есть в училище и домовый храм, освящённый в честь митрополита Московского и всея Руси Алексия, где совершаются богослужения, а студенты проходят практику в качестве чтецов, певцов, псаломщиков и пономарей.

Летом прошлого года на территории, прилегающей к училищу, был заложен храм, освящённый в честь Собора ивановских святых. Сегодня нулевой цикл строительства храма завершён, завезены материалы для продолжения работ.

Богословские науки, история всеобщая и церковно-государственных отношений, церковная философия и многие другие дисциплины преподают в училище доктора и кандидаты богословия и преподаватели со светскими степенями. Да, преподавателей с высшим богословским образованием не хватает, но есть надежды на улучшение ситуации. Избран учёный совет училища, открыты кафедры богословия и церковной и общей истории, создан научный центр по проблемам церковной истории и церковного осмысления истории России.

...И всё же, и всё же... Воспитанникам не хватает подчас элементарного - одеял, матрасов, стульев... Может быть, надеется руководство, откликнутся представители среднего бизнеса и окажут училищу посильную помощь?

"Хочу служить Господу всю жизнь…"

Кто же они - 77 воспитанников очного и заочного отделений духовного училища? Есть среди студентов и совсем юные - 17-18-летние, есть и вполне зрелые люди (старшему из них - 35). Жители Ивановской и других областей России, выходцы из Казахстана, Украины... Какими судьбами они оказались в стенах училища?

Условия здешней жизни, прямо скажем, простыми не назовёшь. Напряжённый график учебных занятий, множество послушаний, необходимость всё делать своими руками - от стирки, уборки, помощи на кухне до ремонтных и строительных работ.

Проректор по воспитательной работе иерей отец Александр не скрывает, что не все ребята, интуитивно выбирая свой жизненный путь, могут чётко сформулировать, что же их влечёт, не все знают, что будет с ними завтра. "Гарантии, что все нынешние студенты выйдут из стен училища священниками, нет, но сегодня они искренне стремятся познавать богословие, историю, нравственные науки".

В прошлом, 2001 году из стен училища вышли пять первых выпускников очного отделения и трое - заочного. Кто-то ныне работает священником, кто-то - при храмах, один бывший учащийся поступил в Свято-Тихоновский институт.

...К ребятам я приглядывалась ещё раньше: и во время проходившей здесь научно-практической конференции, и во время представления книги о протоиерее Николае Макаровиче Винокурове. Помню, ещё тогда они показались мне весьма пытливыми, ищущими и светлыми людьми. На сей раз моими собеседниками стали 18-летний Максим и 20-летний Андрей. На вопросы "Что привело вас сюда?" и "Как вы боретесь с искушениями?" они отвечали спокойно и откровенно.

Андрей при церкви уже десять лет (считай, половину жизни), пел на клиросе, постигал Бога. Сейчас хочет "узнать всё, чтобы научить других, передавать им веру". Он говорит: "Без церкви и Бога себя не мыслю. А что до искушений, то они, конечно, подстерегают нас ежесекундно и ежеминутно, но спасают молитвы. Когда искушений не ждёшь, они вдруг так внезапно наваливаются - еле отбиваться успеваешь". Родом первокурсник Андрей из Казахстана, откуда, как и многие соотечественники, уехал не от хорошей жизни. На родину его тянет: "Закончу училище - либо здесь, в России, останусь, либо уеду в Казахстан миссионером".

Кроме всего прочего, Андрей - регент (по-светски - дирижёр) хора училища, закончил экстерном музыкальное училище. В хоре поют семь человек, а в "выездном" варианте - четверо.

Второкурсник Максим до поступления в училище был алтарником в Свято-Введенском монастыре. "Душа загорелась любовью к Богу, захотелось самому прийти к Господу и помочь то же сделать людям, а Он - всем поможет. Сейчас вокруг много сектантов, и надо объяснять людям истинную суть учения. Училище - начало наших знаний, надеемся, со временем здесь откроется духовная семинария, где мы сможем узнать ещё больше, будем готовы к самым сложным дискуссиям, в том числе и с теми, кто неправильно истолковывает учение, но при этом знает очень много".

А если заглянуть в будущее? Максим отвечает просто: "Как Господь благословит, так и будет, но хочется стать священнослужителем, пастырем, может быть - монахом. Одно знаю точно: хочу служить Господу всю жизнь...".

Каюсь, в разговоре сделала провокационное предположение: возможно, кого-то приводит в духовное училище освобождение от службы в армии? Реакция оказалась спокойной: во-первых, как выяснилось, далеко не все абитуриенты об этом освобождении знают, во-вторых, во время учёбы все истинные мотивы обнаруживаются довольно быстро, зерна легко отделяются от плевел (кстати, руководство училища в разговоре со мной не сделало секрета из недавнего приказа ректора архимандрита Зосимы об отчислении нескольких студентов за неактивность в учёбе и аморальное поведение). "Может быть, я и пойду после училища в армию, - говорит Максим, - потому что, на мой взгляд, каждый настоящий мужчина должен уметь защищать свою страну".

Ребята не показались мне зашоренными, отгороженными от жизни, мрачными и закрытыми для полемики. И между собой, бывает, так спорят, что дело доходит чуть ли не до рукопашной, но затем они непременно просят друг у друга прощения.

У многих студентов есть и житейские "специализации" - сантехник, библиотекарь, водитель, вахтёр... И даже таким малоприятным делом, как чистка туалетов, один из студентов занимается по доброй воле. Что до физических нагрузок, то их хватает: то кирпичи таскают, то другие строительные материалы, то мебель...

...Мы откровенно говорили и о том, что для некоторых людей препятствием для приобщения к церкви становятся какие-то мелочи, никак не влияющие на глубину чувств истинно верующего человека, но способные погасить намерения человека, лишь вставшего на путь поиска веры. Например, такой, казалось бы, пустяк, как недостаток приветливости со стороны старушек, убирающихся в храме (я даже рассказала историю, после которой одна из моих приятельниц сетовала: "Да, может быть, из-за того, что мне сейчас наговорили, да ещё шваброй по ногам дали, во мне пропала возможная прихожанка..."). Все это не секрет для моих собеседников. Заведующая учебной частью, преподаватель нравственного богословия и директор библиотеки Татьяна Белова соглашается со мной: "Да, к сожалению, мы встречаемся с недостатком не только общей, но и церковной культуры...". А потому среди прочего она обучает своих воспитанников и церковному этикету, много говорит с ними о том, какими качествами должен обладать священнослужитель.

Заведующий кафедрой общей и церковной истории училища, доцент ИвГУ С. Усманов, рассказывая об одной из конференций, проведённых духовным училищем совместно с университетом, обратил внимание на следующее: студенты университета почувствовали искреннюю веру, духовную направленность исканий своих сверстников из училища и отметили благотворное влияние подобного общения.

...Они ищут свой путь: кто-то вполне осознанно, кто-то пока на ощупь, но - ищут. И учатся творить добро. А тот, кто ищет и учится творить добро, редко остается без драгоценной духовной находки.

Татьяна ПОЛОСИНА

("Рабочий Край", 27 февраля 2002 г.)

Ссылки по теме:
Страничка семинарии на нашем сайте
Духовная семинария: первые шаги
В полном соблазнов мире
Церкви нужны образованные пастыри
Здесь другой этот мир


Rambler's Top100

Рейтинг

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

сделай добро

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Hosted by uCoz