Святые места
Обитель
Постепенно оправляется православная русская земля от ран. Зарубцовываются они даже там, где, казалось бы, об исцелении и помышлять нельзя было.
К XV веку относится зарождение монастыря в Лухе. Немало лихолетий пережил он, выгорал дотла при пожарах, но каждый раз восставал из руин. И ныне, вновь оживший, готовится ступить в XXI век.
Колокольный звон, набирая силу, плыл по округе. Из застрех крыш монастыря испуганно вскинулись с насиженных годами гнёзд вороны и галки. А вот грачей не было видно. По поверью инок Тихон, основав в этих краях обитель, запретил им и змеям селиться в радиусе 15 километров от неё.
Сухонькая, согбенная старушка рядом со мной при первых ударах колокола на миг замерла, а затем, вытерев уголком платка глаза, начала истово креститься и класть поклоны, шепча: "Спасибо тебе, Господи, что привёл дожить до этого денька".
Мысль о восстановлении разрушенного монастыря зародилась в 1991 году, после знамения - на одной из стен осыпалась многолетняя краска, и из-под неё проступил лик преподобного Сергия Радонежского. А в 1995-м священный Синод удовлетворил ходатайство архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия об открытии монастыря.
Его восстановление, требующее немалых сил и средств, в наше тяжелое время, когда у многих россиян порой нет денег даже на хлеб, кажется чудом.
Помогает кто как может. Так, сторож Ивановской епархии пожертвовала на ремонт обители все свои золотые украшения - кольца, серьги. Жительница Москвы отдала перстень с бриллиантом, и немало других людей из столицы и областного центра передают на ремонт храма свои последние драгоценности.
А местные жители - народ небогатый - стараются помогать делом. Настоятель монастыря отец Агафон рассказывает, что главные помощники братии - ребята до 16 лет: они штукатурят стены, убирают мусор, подметают полы. На огородах, где растёт картошка, морковь и другие овощи, можно увидеть старушек из поселка Тимирязево, "воюющих" с сорняками.
Вообще хозяйство у монастыря большое: 60 га земли, которые засеваются пшеницей, овсом; лошади, скотина - коровы, быки, телята и куры. Продуктами братия, а в ней сейчас двадцать человек, обеспечивает себя полностью, здесь же столуются и прихожане, приходящие подсобить в делах.
Подставляя плечо друг другу, посёлок и монастырь стараются выстоять в наше нелёгкое время. Возрождение обители, как сказал отец Агафон, "идёт с нарастанием, кажется, что есть на то Божья воля и воля покровителя, основателя монастыря святого преподобного Тихона"...
Праздничная служба по случаю 500-летия происходила в Крестовоздвиженской церкви монастыря. Никогда раньше мне не доводилось видеть таких просветлённых русских лиц, особенно мужских. По окончании литургии я подошла к мужчине, около которого стояли дети: девочка лет двенадцати и мальчик помоложе. Разговорились: семья школьного учителя Аверина из Палеха. Христианский образ жизни ведут около пяти лет: следуют христовым заповедям, соблюдают посты, ходят в церковь, ездят по святым местам. В Лух приехали из Девеева Нижегородской области, куда совершили паломническую поездку к мощам святого преподобного Серафима Саровского. На вопрос, что им дало обретение веры, Виктор Анатольевич ответил коротко: "Успокоение". Его дочка Евгения посоветовала мне сходить к святому целебному источнику, что в километре от монастыря: мол, омойтесь…
Москвичка Елена Дик фон Ференбах (муж был из российских немцев) объяснила причину своего посещения монастыря прежде всего тем, что ей интересна судьба одного из иеромонахов братии - грузина, уроженца Сухуми, который пришёл сюда Божьим путем. Его семья пережила большие невзгоды, и вот человек обрёл себя в вере, стал монахом православной обители.
Две пожилые жительницы посёлка Тимирязево были немногословны: "Событие-то какое: монастырь живой, празднует 500-летие, Таких намоленных мест на Руси немного". Кстати, в монастыре канонизированы трое святых: Тихон, Фадей, Герасим. Это достаточно редкий случай.
За трапезными столами в тот день были накормлены около двух с половиной тысяч человек. И, хотя идёт Петровский пост, благословлено было пить пиво, красное вино. Местные мужички заметно повеселели, но ни одного бранного или резкого слова не раздалось у стен монастыря.
- Благодати было не меньше, чем людей, - отметил, говоря о торжествах, отец Агафон.
Пользуясь случаем, он просил поблагодарить всех, кто помог и помогает монастырю вставать на ноги, кто преподнёс дары. Общество "Царьград" из Москвы, например, преподнесло обители икону Державной Божьей Матери. Это символ возрождения России: когда царь отрёкся от страны, то было явление Божьей матери в селе Коломенском под Москвой.
Очень поддерживают монастырь председатель правления Российского фонда культуры Никита Михалков, а также ивановцы: проректор архитектурно-строительной академии Г.Алексеев, директор силикатного завода В.Толдин, преподаватель химико-технологического университета Н.Железняк, директор ивановского филиала фирмы "Стар Дистрибьюшн Компани" Г.Смирнова и многие, многие другие.
Будущим летом в Свято-Николо-Тихоно-Лухский монастырь намерен приехать патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Отец Агафон надеется, что обитель к этому времени будет почти восстановлена.
Ольга ПАХОМОВА
("Рабочий Край", 7 июля 1998 г.)
Ссылки по теме:
Сайт Свято-Николо-Тихоно-Лухского монастыря
"Монастырю - пять веков", "Это особая жизнь…"
Страничка монастыря на нашем сайте
|
|