Назад На главную страницу

Ансамбль храмов Смоленской иконы Божией Матери и Флора и Лавра
(Ивановская область, Ивановский район, село Ярлыково)

Проезд: Свернуть с трассы "Иваново - Кинешма" на перекрёстке "Фурманов - Шуя" в сторону Фурманова и 4 км по асфальту.

Фотографии - Александр Богданов (19 ноября 2006 г. и 11 июня 2007 г.)

Сайт прихода Смоленской ИБМ и св. мч. Флора и Лавра: www.xram.narod.ru

Координаты: 57.066383, 41.349767 (координаты приблизительные)

В 1990 году решением Ивановского Совета народных депутатов ансамблю села Ярлыково был придан статус памятника культуры и архитектуры, находящегося под охраной государства.

****************************************************

Храмовый комплекс расположен на возвышенности в излучине реки Лемешок, в самом центре села, известного по документам с 16-го века, когда оно принадлежало князю В.М. Горбатому, а позднее перешло во владение к суздальскому Покровскому монастырю. Состоит из двух церквей: Смоленской и Флора и Лавра, а также окружающей их ограды с тремя воротами и сторожкой. Существующая Смоленская церковь построена в середине 18-го века вместо прежней, деревянной; в 1830 г. на средства прихожан сооружена церковь Флора и Лавра и ограда.

Территория храмового комплекса имеет форму вытянутого по направлению восток-запад прямоугольника (северная сторона с изломами), обнесённого по периметру каменной оградой с башенками на углах. Его планировка носит регулярный характер и основана на двух взаимно пересекающихся осях. Однако храмы сдвинуты к южной стороне участка, что вносит большую свободу в планировку. При этом они расположены необычно по отношению друг к другу, на расстоянии всего около 7 м (церковь Флора и Лавра к западу от Смоленской), и как бы нанизаны на одну общую продольную ось всего комплекса. Она дополнительно закреплена западными воротами ограды, находящимися против входа в церковь Флора и Лавра. Двое одинаковых ворот, поставленных друг против друга в северной и южной сторонах ограды, фиксируют поперечную ось комплекса. Архитектурное единство ансамбля достигается объединяющим все его элементы мотивом изящных луковичных главок на тонких шейках - приём, сознательно применённый при строительстве ограды. Высотной доминантой комплекса является колокольня более древнего храма. Идущая из-за реки дорога, раздваиваясь, как бы охватывает весь комплекс петлёй сельской улицы, застроенной домами только с внешней стороны. Комплекс представляет значительный интерес и как сочетание оригинальных архитектурных памятников 18-19 вв., и как удачный пример их художественного объединения.

***********************************

Церковь Смоленская - трёхчастный в плане одноглавый храм в формах барокко, по-провинциальному скромный и архаичный. Сооружён из кирпича и оштукатурен (колокольня только побелена). Его бесстолпный двусветный четверик с сильно пониженной полукруглой апсидой и четырёхскатной кровлей завершён луковичной главой с цилиндрической шеей, поднятой на высокий глухой восьмеричок. Симметричность композиции нарушает расширенная в южную сторону трапезная с выступающим на её юго-восточном углу приделом, увенчанным главкой. Скупой барочный декор фасадов храма состоит из простых карнизов, лопаток на углах (во втором ярусе четверика парных, а на восьмерике тонких, рустованных) и валиковых обрамлений окон с лучковым верхом. Более нарядна и в то же время архаична ярусная шатровая колокольня, явно тяготеющая к допетровской архитектуре 17-го века. Она примыкает к западному фасаду трапезной и расположена на основной продольной оси храма. Восьмигранный столп с ярусом звона, поставленный на низкий четверик, украшен лопатками на углах, карнизом с зубчиками и пилой, килевидными архивольтами у арок, а венчающий шатёр - двумя рядами слухов.

Храм, как и четвертик колокольни, перекрыт сомкнутым сводом; алтарь и трапезная - коробовыми (с конхой у алтаря). В окнах сохранились красивые кованые решетки 18-го века в виде полос с "заусеницами". Клеевая роспись в основном объёме один из ярких памятников конца 18 - нач. 19 вв. палехско-шуйского круга. Барочные и классицистические черты здесь соединены с иконописными приёмами.

С бирюзовым цветом стен гармонично сочетаются золотисто-охристые пышные обрамления на своде. Колорит сюжетных композиций построен на благородных сочетаниях сдержанного зелёного и жёлтого, тёмно-вишнёвого и зеленовато-бирюзового, розового и синего тонов. Живопись незначительно прописана маслом во 2-й половине 19-г века. Евангельские сюжеты расположены на стенах в два яруса. Верхние сцены фланкированы рисованными двойными массивными колоннами белого цвета, увитыми золотистыми ветвями. Они опираются на живописный карниз нижнего яруса с розетками и модульонами. Выразительны гризайльные композиции из атрибутов Нового Завета, выполненные в стиле классицизма. Барочные традиции наиболее четко выражены в Страстном цикле на своде. Динамичное построение сцены "Снятие с креста" и разнообразие ракурсов подчеркивают состояние напряжённого драматизма. Характерна в этом отношении фигура Симона Киринеянина (в композиции "Несение креста"), изображённого необычно - со спины, в бурном движении, с резким поворотом головы и поднятой рукой. Иконописная манера письма прослеживается в тщательно выписанном и предельно детализированном рисунке одеяний вселенских святителей (восточная стена алтаря). В трапезной клеевая живопись 1-й трети 19 в. (на северном и южном лотках свода) была поновлена с изменением колорита во 2-й пол. 19 в., тогда же была написана центральная композиция "Новозаветная Троица".

Церковь Флора и Лавра представляет собой четырёхстолпный однокупольный храм в стиле позднего классицизма. Сооружённое из кирпича и оштукатуренное здание обладает своеобразной композицией. Его крупный, слегка вытянутый по продольной оси четверик с портиками по бокам имеет сильно скруглённые углы и полукруглые пониженные пристройки апсиды и симметричного ей притвора, усиливающие плавность очертаний. Над центральной частью храма слегка возвышается низкий восьмерик с глухим и тоже очень низким барабаном овальной формы, завершённым куполом с луковичной главкой с перехватом на стройной шейке. Такие же главы несколько меньших размеров венчают угловые закругления, образуя оригинальное пятиглавие. В строгом позднеклассицистическом оформлении фасадов храма главную роль играют портики с четырьмя полуколоннами и фронтоном, украшенным крупными модульонами. Между колонн портиков размещены прямоугольные окна (на северном фасаде средний проём дверной) с полуциркульными проёмами второго света над ними; на угловых рустованных закруглениях верхние окна заменены нишами. Дополняет композицию пристроенное к западному притвору массивное крыльцо с открытыми арками, украшенными по сторонам кургузыми парными полуколоннами на массивных постаментах, и с куполом, увенчанным главкой. Внутри храма четыре раздвинутых к стенам столба с выступами на углах и подпружные арки между ними несут при помощи парусов купол овальной формы, слегка вытянутый по продольной оси; вытянутые ячейки по сторонам купола имеют крестовые своды; угловые закругления перекрыты лотками, апсида и притвор - конхами. Сохранился незначительный фрагмент верхнего яруса иконостаса 1-й трети 19-го века в стиле классицизма.

Ограда с воротами состоит из кирпичных побеленных столбов с металлическими решётками между ними, угловых башенок и трёх ворот, выполненных в стиле классицизма. В настоящее время от собственно ограды осталось лишь основание с прямоугольными нишами и нижние части ряда столбов. Гораздо лучше сохранились ворота и угловые башенки в виде невысоких цилиндрических объёмов, украшенных рустовкой на 2/3 своей высоты и широкими пилястрами по сторонам проёмов. Башни завершены ступенчатыми карнизами и куполками со шпилями. Особую парадность придают ограде арочные ворота: западные — однопролётные, с одним проездом, а северные и южные более широкие, с двумя небольшими проходами по сторонам главной арки. Снаружи все ворота декорированы парными колоннами на общих постаментах, поставленными по краям арок, и увенчаны ступенчатым аттиком с фронтоном над главным проездом и с тремя луковичными главками в завершении.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 60-63

*****************************************************************

Ансамбль храмов
Смоленской иконы Божией Матери и Флора и Лавра

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть