Назад На главную страницу

Храм Уара Мученика
(Ивановская область, Южский район, село Мугреево-Никольское)

Проезд: От Южи в сторону села Талицы около 14 км. Церковь находится рядом с кладбищем.

Дата постройки: 2002 - 2004 гг.

Фотографии: Александр Витальевич Богданов (15 июля 2007 г.)

Почитать на нашем сайте: "В Юже отмаливают грешников".

Ссылки по теме: "Святой Уар: Единственный святой, которому молятся о неверующих и некрещёных".

********************************************************

28 декабря 2007 г. сгорел деревянный храм святого мученика Уара в селе Мугреево-Никольское Южского района Ивановской области.

Возгорание перекрытий крыши началось около 14.00 по неустановленной пока причине. В этот момент в храме топилась печь.

Пожарная команда прибыла из местного районного центра, города Южа, примерно через 30 минут после начала возгорания. В ходе пожара духовенство и верующие смогли вынести часть икон и облачения.

Спасти храм пожарным не удалось. Он полностью сгорел в течение 40 минут. Остался лишь каменный фундамент.

В селе Мугреево-Никольское Южского района в приходе, настоятелем которого является схиигумен Митрофан (Лаврентьев), имеются ещё три храма — Никольский и Троицкий храмы переданы Церкви в разрушенном состоянии и пока не восстановлены, храм святого отрока Артемия Веркольского является действующим.

По факту возгорания возбуждено уголовное дело.

Пресс-служба Иваново-Вознесенской епархии

********************************************************

Южский край - заповедный лесной уголок на юго-востоке современной Ивановской области. С XIV века он входил в состав Стародубского княжества, центром которого был город Стародуб-на-Клязьме (ныне с. Клязьминский Городок, находящееся в 40 км на восток от Суздаля). Стародубский удел был выделен Всеволодом Большое Гнездо (1197-ок.1247) для младшего сына Ивана. В роду князей Стародуоских есть прославленный как местночтимый святой Владимирского края благоверный князь Феодор (ум.1330). Его сын Андрей вместе с другими русскими князьями был участником Куликовской битвы, где командовал правым крылом русских войск.

Князья Пожарские - прямые потомки Стародубских князей, происходя от Василия Андреевича (ум. в к. XIV в.), которому на Стародубских землях в удел был выделен Пожар, расположенный на юг и юго-запад от Стародуба-Ряполовского, близ с. Осипово. По названию удела князья и получили свою фамилию. Где-то между 1437 и 1445 гг. князь Данило Васильевич Пожарский променял родовое гнездо у родственника князя Дмитрия Ивановича Ряполовского на с. Мугреево с деревнями.

Согласно меновой грамоте 1440—1470 годов, князь Федор Данилович Пожарский приобрёл у князя Михаила Иоанновича Голибесовского, по прозвищу Гагара, сёла Троицкое и Никольское. Затем князья Пожарские поменялись большей частью своего первоначального удела с родственниками, князьями Ряполовскими, получив село Мугреево с землями по реке Лух. Но после 1500 года вотчина село Троицкое снова перешло во владение князей Пожарских.

Вотчина Мугреево, упомянутая выше, была получена отцом Дмитрия Михайловича Пожарского — Михаилом Феодоровичем Глухим — за его участие в походах царя Иоанна Грозного на Казань и в Лифляндию.

Воевода Дмитрий Михайлович Пожарский, без преувеличения, спаситель Отечества, родился 1 ноября 1578 года. Детские годы провёл в родовом имении Мугреево (Богоявленское, Дмитриевское) на реке Лух, воспитываясь вместе со старшей сестрой Дарьей и младшим братом Василием. Позднее рядом с этим селом образовалось село Мугреево-Никольское, получившее своё название в XIX веке от церкви святителя Николая, построенной в селе. В наше время установили памятный камень, напоминающий, что в Дмитриевском находилась вотчина Дмитрия Пожарского.

До недавнего времени в Мугреево-Никольском был единственный в России православный храм, в котором молятся за умерших без крещения. Мугреево-Никольское, пожалуй, единственное не только в области, но и в России село, где на 150 жителей приходилось четыре храма. Былое величие села кануло в Лету: после революции церкви закрыли, и они долгое время были в заброшенном состоянии.

Но в 1994 году, после долгих лет безбожия, в селе появился священник - отец Борис (в монашестве игумен Митрофан). С появлением игумена Митрофана в селе начались службы в маленьком храме в честь праведного отрока Артемия Веркольского. Однажды в селе появилась женщина…У неё умер муж, будучи некрещеным. И случилось это именно тогда, когда он только пришёл к вере, даже дата крещения была назначена. Но по воле Бога за несколько дней до грядущего события он погиб при трагических обстоятельствах. Жена его очень переживала, постоянно молилась. Каким-то чудом узнала о том, что некогда на Руси жил воин Уар, которому дана благодать вымаливать тех, кто умер без святого крещения. Женщина стала прилагать все усилия, чтобы воздвигнуть часовню в честь воина. В Москве ей это сделать не разрешили. Обратилась в Мурманскую епархию - тот же ответ. И вот она приехала сюда, с той же просьбой...

Как только было принято решение строить в селе четвёртый храм, сразу же нашлись спонсоры и... начались чудеса. Например, когда рыли траншею под алтарь, в земле, на глубине четырёх метров обнаружили икону святителя Николая, которая сейчас поставлена в храме. А новые иконы, написанные для церкви местными иконописцами, вдруг стали мироточить... Вообще, чудеса творятся не только вокруг храма. Даже то, что в России возвели церковь в честь мученика Уара и молятся в ней за некрещёных - само по себе чудо. Ведь по церковным канонам за таких людей молиться запрещено.

Деревянный храм святого мученика Уара сгорел в начале 2008 года. Как сообщает сайт Русской православной церкви, возгорание перекрытий крыши началось по неустановленной пока причине. В этот момент в храме топилась печь. Пожарная команда прибыла из Южи примерно через 30 минут после начала возгорания. В ходе пожара духовенство и верующие смогли вынести часть икон и облачения.

Спасти храм пожарным не удалось. Он полностью сгорел в течение 40 минут.

Мугреево-Никольское – село известное, особенно теперь, когда 4 ноября, день освобождения Москвы от поляков, стал державным праздником единения российского народа. Оно было родовой вотчиной князя Дмитрия Пожарского, возглавившего в 1612 году народное ополчение. Местные жители уже начинают привыкать к любопытствующим приезжим, которые в последнее время зачастили в село. Они-то свою историю не забывали никогда. Вам непременно покажут место, где стояла усадьба Пожарских, старинный пруд, остатки липовой аллеи, не забудут и о Гончаровых, этой хоть косвенной, но всё-таки связи с Пушкиным. Они не только хранят память, но и по крупицам собирают ценнейшую информацию о прошлом. Здесь расскажут интересную легенду о Дмитриевой горе. На дороге от Мугреево-Никольского к Мугреево-Дмитриевскому, ближе к берегу реки Лух, есть холм, который местные называют Дмитриевой горой. По преданию, именно здесь собиралось народное ополчение, а гору сотворили сами ополченцы в память об этом знаменательном событии, натаскав землю шеломами. Трудно сказать, был ли этот холм просто заметным и удобным природным ориентиром для сбора ополчения или действительно имеет искусственное "шеломное" происхождение, а может, хранит тайну более древней эпохи. Родовым имениям Пожарского посвящены ещё несколько тайников в Нижегородской области:Юрино, Пурех, Вершилово.

Вотчины князя Пожарского: Мугреево

********************************************************

В предпасхальные дни в селе Мугреево-Никольское Ивановской области прошло первое богослужение в новопостроенном деревянном храме во имя священномученика Уара. Около пятидесяти москвичей, встретив Пасху, автобусом отправились в неблизкий путь и два дня Светлой седмицы молились пред иконой святого Уара, дабы он «вспомнил и наших сродников томление», умерших некрещёными, и постарался «испросить оным от вечной тьмы избавление».

— В дореволюционной России не было ни одного храма в честь святого Уара, не был он востребован верующими как небесный молитвенник. Ведь народ весь, за исключением нехристиан, был крещён в православии, и люди просто не имели необходимости обращаться за духовной помощью к Уару, — объясняет игумен Митрофан (Лаврентьев), вот уже девять лет возрождающий вместе со своей паствой и благотворителями Николо-Георгиевский приход в Мугреево-Никольском.

Село это в свое время было родовой вотчиной князя Дмитрия Пожарского. Здесь произошла его первая встреча с Козьмой Мининым, когда они обсуждали планы изгнания из Москвы польских захватчиков, меры по спасению Русского государства и Православия.

— В наши дни необходимость молитвенного обращения верующих к этому святому необычайно остра, — говорит пастырь. — За семьдесят с лишним лет богоборческой власти миллионы наших соотечественников были насильно отлучены от Церкви, они жили, трудились, воевали, так и не приняв Святого Крещения. Так и покидали сей мир. Да и сейчас далеко не все спешат принять крещение — а тут, глядишь, и смерть пришла. За некрещёных же Церковь не молится, их имена нельзя поминать на панихидах и вносить в записки об упокоении.

Означает ли это, спросил я собеседника, что все умершие без крещения лишены всякой надежды на спасение? Ведь среди них несметное число людей, достойно проживших свой век…

— Конечно, милосердие Божие безгранично, — отвечал пастырь, — и я абсолютно уверен, что это милосердие не может не изливаться на тех, кто пусть и не сподобился крещения, но жил по закону совести. А что такое — закон совести? Это есть Закон Божий, записанный в сердце человека. Нам неведомо (это ведомо только Богу), как Он будет спасать. Одно понятно: не может быть так, чтобы души людей, действительно живших по закону совести, попали в место вечных мучений. Тем более что за них горячо молится святой Уар — единственный христианский святой, являющийся небесным ходатаем за некрещёных.

… Житие мученика Уара повествует, что он жил в IV веке в Александрии, где пострадал за исповедание веры Христовой: гонители жестоко пытали его, требуя отречения от Христа, а мученик твердил одно: «Честь моя — страдать за Христа, богатство — приобрести Его, а жизнь моя — умереть за Него». Палачи убили Уара и бросили его тело на съедение псам. Христианка Клеопатра сумела забрать тело убиенного и до времени схоронила его в своем доме. Позднее перевезла останки мученика в Палестину и погребла Уара рядом со своими предками, умершими без крещения.

Когда Клеопатра возвела храм над гробом Уара, у неё внезапно умер сын, и она в слезах вопрошала Уара, почему тот не предотвратил беду? И вот однажды ей явились во сне Уар и сын, который, как было сказано, теперь служит у Престола Божия. Еще Уар известил, что он отмолил у Бога всех умерших некрещёными предков Клеопатры. Вот с той поры христиане и стали почитать Уара как единственного небесного покровителя тех, что прожили без крещения…

Игумен Митрофан рассказывает, что он долго вынашивал идею строительства храма Уара, а окончательно утвердился в ней после того, как к нему попали Четьи-Минеи XVII века, где одну из страниц украшала литография иконы святых Артемия Веркольского и Уара, изображённых рядом. Этот факт пастырь счел промыслительным. Дело в том, что ранее игумен много сил положил на восстановление здешнего каменного храма Артемия Веркольского (это второй в России — больше нет! — храм в честь святого русского отрока, покровителя детей, помощника в их воспитании, целителя и спасателя на водах). Так благодаря древней иконе двух святых и стоит теперь храм Уара поблизости от храма Артемия Веркольского.

Светов Сергей, политолог

Храм Святого мученика Уара

********************************************************

Храм Уара Мученика

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Увеличить
Увеличить Увеличить Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть