![]() |
![]() |
Фотографии - Андрей Вершинин (25-26.07.2007). Дом причта - 29.10.2008
Памятник архитектуры XIX века (1-я треть 19 в.).
Храмы ансамбля:
**********************************
Нарядное барочное убранство храма состоит из поставленных на высокие постаменты пилястр в простенках и на углах объёмов (здесь они сдвоенные), развитых антаблементов в завершениях и ярусов рамочных наличников с ушами и лучковыми сандриками. Боковые входы акцентированы двухколонными портиками с фронтонами. В декоре аттика место традиционных кокошников заняли фигурные филенки, разделенные короткими лопатками (с нишками на угловых). Грани двух нижних ярусов колокольни также декорированы филенками; углы их раскрепованы, а грани среднего яруса завершены фронтонами. В третьем ярусе с трёхчетвертными колонками по сторонам арок сохранились металлические решётки ограждения.
Основной объём перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана, в алтаре и трапезной перекрытия плоские, в нижнем ярусе колокольни - крестовый свод. В северо-восточном устое нижнего яруса колокольни устроена лестница. Необычно небольшое помещение в юго-восточном устое со скруглённой западной стеной (вход в него — из трапезной).
Клеевая живопись в основном объёме — выразительный пример росписей середины 19 в. в духе барокко. В рисованных фигурных рамах на лотках свода помещены четыре крупные композиции: "Горный Иерусалим" (восточный лоток), "Несение креста" (северный), "Снятие с креста" (южный), "Воскресение" (западный). В углах написаны евангелисты с двойными витыми колонками по сторонам. В этих изображениях, тяготеющих к живописи конца 18 - начала 19 в., барочные принципы прослеживаются особенно ясно. Для них характерны динамичные композиционные решения, подчеркнуто драматическая трактовка событий. Затейливый гризайльный орнамент на рёбрах свода и в верхней части стен также включает многие элементы, распространённые в предыдущую эпоху: переплетающиеся барочные завитки, картуши, витые колонки. Однако их трактовке присущи измельчённость и излишняя детализация, свойственные псевдобарочной живописи.
На южной и северной стенах композиции расположены в два яруса. В верхнем между окнами первого и второго света помещены сцены, иллюстрирующие евангельские блаженства. На восточных выступающих простенках, кроме того, изображены митрополиты.
В трапезной масляная живопись середины 19 в. сильно искажена при поновлении конца 19 и середины 20 в. На потолке написан "Страшный суд", на западной стене - редкая композиция на библейскую тему "Испытание горькой водой" с подробной передачей бытовых деталей.
В лаконичном фасадном убранстве выделяется портик на восточной стене алтаря из четырёх трёхчетвертных колонок тосканского ордера. Стены завершены простыми карнизами с крупными сухариками на гранях фронтонов. Своеобразный триглифно-метопный фриз с круглыми розетками, украшавший барабан под карнизом, ныне упрощён, розетки утрачены. Сильно вытянутые по вертикали прямоугольные окна заключены в рамочные наличники, соединённые с простыми прямоугольными сандриками. Выделяются композиции из трёх окон на боковых фасадах четверика: в их простенках поставлены пилястры, а сверху они объединены крупной арочной нишей с подобием клинчатого архивольта. Необычен небольшой киот на северной угловой пилястре трапезной: две гранёные полуколонки с фронтоном.
Основной объём с мощными пилонами, внутренние углы которых срезаны, перекрыт сферическим куполом на парусах. В алтаре и трапезной - коробовые своды.
Беляев, 1863, с. 146; Холмогоровы, 1902, с. 1-2; ИАК, 1909, с. 222; Моисеев, 1970 с. 14; Казаринова, 1978, с. 64-65; Шлычков, 1983, с. 48-51.
Архитектурный ансамбль Троицкой и Введенской церквей
Проезд: Расположен на юго-западной окраине, в бывшей Троицкой слободе, на небольшой площади автовокзала при въезде в город из Иванова.
(город Плёс, ул. Корнилова, 7)
Летняя церковь Троицы Живоначальной
Зимняя церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Важный планировочный акцент нагорной части города. Деревянная Троицкая церковь известна на этом месте ещё в 1628 г., в 1712 г. она заменена новой. В 1778 г. здесь уже было два деревянных храма: летний и зимний (Введенский). В 1808 г. на месте первого из них была поставлена каменная церковь Троицы, в 1828 г. на средства купцов Г.С. и Д.В. Частухиных сооружён зимний каменный Введенский храм. В последней четверти 19 в. к северо-западу от него построен двухэтажный дом причта. Церкви стоят рядом, параллельно друг другу. Доминирует в комплексе более крупная стройная Троицкая церковь. Стоящая к северу от неё невысокая Введенская дополняет ансамбль своими монументальными формами. Оба храма кирпичные, побелены по кладке, стены дома причта выполнены в лицевой кладке.
Церковь Троицы - замечательный образец культовой архитектуры костромских земель нач. 19 в., выполненный в стиле барокко. По своему решению близка к церкви Николая Чудотворца (1779) в г. Приволжск, что даёт возможность предположить использование последней в качестве образца.
Крупный двухъярусный четверик с аттиком увенчан пятью луковичными главками с перехватами на восьмигранных барабанах. Полукруглый алтарь и короткая трапезная со скругленными западными углами понижены до уровня первого яруса четверика и чуть сужены. Стройная трёхъярусная колокольня отличается подчеркнутой вертикальной устремлённостью своих постепенно уменьшающихся в плане четвериков с арочными проёмами. Её венчает четырехгранный купол с люкарнами и луковичной чешуйчатой главкой на высоком сквозном барабане.
Церковь Введения - своеобразный памятник 1-й трети 19-го века в стиле позднего классицизма. Массивный четверик, слегка растянутый по оси север-юг, с широко раскрепованными углами и фронтонами на фасадах, увенчан низким цилиндрическим глухим барабаном и купольной колоколообразной кровлей с маленькой луковичной главкой. Более узкие прямоугольный алтарь и удлинённая трапезная слегка понижены и имеют двускатные кровли с фронтонами на торцах.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 92-95.
Архитектурный ансамбль Троицкой
и Введенской церквей
(город Плёс)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
|
|
|
|
|
|