Назад На главную страницу

Шуйские Спасская и Крестовоздвиженская церкви в 18 веке

Период самобытной древнерусской архитектуры завершился в конце 17 столетия, уступив место архитектуре Нового времени, связанной с пришедшими из Европы традициями барокко.

В Ивановской области сохранилось около двух десятков построек, относящихся к периоду допетровской (древнерусской) архитектуры второй половины 17-го столетия. В основном это церковные (преимущественно монастырские) постройки в селах Введенье, Дунилово, Волокобино, Тимирязево, Сербилово, Золотниковская пустынь. Отдельные церкви того периода сохранились в небольших городах, слабо затронутых промышленным бумом 19-го столетия, – Лухе, Плёсе, Юрьевце.

В Шуе к концу 17-го столетия были перестроены в камне четыре из пяти городских церквей (Воскресенский собор, Крестовоздвиженская, Спасская и Троицкая церкви). До настоящего времени уцелела только Крестовоздвиженская церковь, но черты её первоначального оформления скрыты более поздними перестройками начала 19-го столетия и советского периода (в обозримом будущем Крестовоздвиженская церковь будет восстанавливаться, поскольку в 2016 году комплекс Крестовоздвиженской и Георгиевской церквей получил статус памятника федерального значения).

По сохранившимся сведениям можно предположить, что шуйские Крестовоздвиженская и Спасская церкви, построенные в конце 17-го столетия, были довольно похожи. Ряд признаков указывает на то, что образцами для строительства шуйских Спасской и Крестовоздвиженской церквей могли служить ярославские посадские храмы 17-го столетия.

Крестовоздвиженская церковь – единственный шуйский храм, основная часть которого сохранилась с конца 17-го столетия (вероятно Крестовоздвиженская церковь вообще самая древняя постройка в Шуе). В большинстве дореволюционных источников указывается (со ссылкой на надпись на храмозданном кресте), что каменная Крестовоздвиженская церковь после постройки была освящена 25 сентября 1693 г. по благословению Суздальского и Юрьевского митрополита Илариона (Березин, 1898; Борисов, 2001; Краткое описание…, 1839). Точное начало строительства каменной церкви неизвестно. В 1662 г. деревянная Крестовоздвиженская церковь с Борисоглебским приделом была в очередной раз разрушена пожаром, затем отстроена заново. Деревянная Крестовоздвиженская церковь упоминается в Переписной книге Шуи писцов Поместного приказа Данилы Гурьева и подьячего Кузьмы Конюхова 1677 г. (Мазур, 2011). В Писцовой книге г. Шуи и Телешовской волости Александра Теприцкого и Ивана Небогатого 1685 г. отмечено, что строительство каменной Крестовоздвиженской церкви в то время уже велось.

Отсутствие внешних признаков допетровской архитектуры у здания Крестовоздвиженской церкви объясняется её значительной перестройкой, выполненной в начале 19-го столетия. В церковной метрике 1887 г. священник о. Иоанн Воинов указывал: «в начале настоящего столетия церковь обновлена усердием и на средства купцов Киселевых и Посылиных. Ими стены ея возвышены, алтарь удлинён» (ИИМК РАН, ф. Р – III, д. 518).

«Возвышение стен» без чертежей можно понимать по-разному. Возможно это только подкладка под крышу карниза из известняка, который сейчас хорошо просматривается со всех сторон. Также под «возвышением» можно понимать и наращивание стен четверика в высоту. Под «удлинением алтаря», скорее всего, понимается его полная перестройка. Вероятно изначально алтарь был в виде тройных закруглённых апсид, как в ярославских храмах, после перестройки алтарь стал прямоугольным в плане.

Под обвалившейся почти по всему зданию штукатуркой практически нет следов изначального древнерусского декора, характерного для местных храмов 18 столетия (Троицкая церковь в селе Васильевском, Покровская церковь и Никольский собор в Шуе). На плоских стенах, разделённых лопатками-пилястрами, виден только один ряд уложенных ребром кирпичей и овальные ниши, между прямоугольными нишами-филёнками аттикового яруса. Л. Шлычков отмечает, что церковь была оштукатурена в 1823 г. (Шлычков, 1983), следовательно, прежде она была либо «краснокирпичной» (как многие ярославские храмы 17-го века), либо побелённой. Не исключено, что данный храм могли украшать изразцы.

Спасская церковь впервые была перестроена в камне в 1696 г., затем была разрушена пожаром 1710 г. и построена заново в 1716 г. При пожарах 1770 и 1792 церковь обгорала, но затем восстанавливалась (Березин, 1898). Удивляет рекордный срок строительства первой каменной церкви – в книге В. Березина указано, что «… В таком бедном виде Спасская церковь существовала до 1696 года. В этом году она была разобрана, и вместо нея была построена на том же месте новая каменная церковь, которая была и освящена в том году 29 марта, что видно из надписи на храмозданном кресте, доселе хранящемся в церкви». Вероятно здесь имеется неточность – либо со временем начала строительства, либо с местом (каменную церковь могли строить рядом с прежней деревянной, чтобы не прекращать службы). Определенно судить на основании этих сведений о времени постройки каменной церкви, простоявшей до конца 1820-х гг., нельзя. Можно предположить, что после пожаров 1770 и 1792 гг. храм не разрушался полностью, а сохранял стены и планировку. Сохранялся ли при перестройке-восстановлении церкви в 1716 г. план и фасад церкви 1696 г. сейчас уже не имеет принципиального значения.

Сведения о плане и фасадах Спасской церкви в 18 веке (до начала ее перестройки в 1827 г.) можно получить на основе «Чертежа существующего вида», подготовленного губернским архитектором Ефграфом Петровым (РГИА, ф. 1285, оп. 8, д. 2543, л. 2) – рис. 1а и «Плана и фасада… на переделку каменной церкви в г. Шуе Владимирской губернии с пристройкою к оной трапезы с двумя приделами» (РГИА, ф. 1488, оп. 1, д. 535, л.1) – рис. 2.

На «Плане и фасаде Церкви в каком виде ныне оная существует с приделом, который назначается к сломке» (РГИА, ф. 1285, оп.8, д.2543, л. 2) изображен прямоугольный в плане четверик с четырьмя столбами, небольшим притвором, тройной алтарной апсидой и северным приделом. Северный придел вместе с притвором-трапезной в 1827 г. намечался к сносу, алтарь перестраивался с сохранением прежних размеров, но изменением формы (вместо тройных полукруглых апсид строилась одна прямоугольная).

На плане перестройки церкви 1827 г., составленном в Строительном комитете в Петербурге, красным цветом показаны проектируемые пристройки – новая трапезная с приделами, портики с колоннами и новый алтарь (рис. 2). Чёрным цветом показаны сохраняемые при перестройке старые части здания – стены четверика и опорные столбы.


Рисунок 1. Планы Спасской и Крестовоздвиженской церквей:
а - план Спасской церкви в Шуе на основании «Чертежа существующего вида, подготовленного губернским архитектором Ефграфом Петровым» в 1827 г.; б - План Крестовоздвиженской церкви в Шуе (Свод памятников, 2001)



Рисунок 2. План перестройки Спасской церкви в Шуе, 1827 год. Чёрным цветом показаны сохраняемые части здания, красным – проектируемые.

Сравнение планов Спасской и Крестовоздвиженской церквей (рис. 1а и 1б) позволяет найти между ними общее. Оба храма – четырёхстолпные, вытянутые с запада на восток с близкими пропорциями основных частей, практически одинаковыми притворами.

Размеры обеих церквей по чертежам достаточно близки.
Длина и ширина четверика (без притвора и алтаря):
- Спасская церковь – 17.7x15.6 м,
- Крестовоздвиженская церковь – 18,2x15,4 м.

Расстояние между парами столбов с запада на восток:
- Спасская церковь – 5.1 м,
- Крестовоздвиженская церковь – 5.1 м.

Расстояние между парами столбов с юга на север:
- Спасская церковь – 3.6 м,
- Крестовоздвиженская церковь – 3.4 м.

Длина и ширина западного притвора:
- Спасская церковь – 12.8x6 м,
- Крестовоздвиженская церковь – 12.1x5.7 м.

Соотношение высоты и длины четверика (длинная сторона - северная или южная), оценённые по чертежу Спасской церкви и фотографии Крестовоздвиженской церкви: - Спасская церковь – 0.69, - Крестовоздвиженская церковь – 0.69.

С учётом неизбежных ошибок измерений (пересчётом саженей в метры; масштабирования изображений из книг и дореволюционных фотографий) можно считать, что размеры обеих церквей были практически одинаковыми.

Высота четверика Спасской церкви составляла 12.2 м, высота всего храма (с крестом) – 33,5 м. Достоверных сведений о высоте Крестовоздвиженской церкви до перестройки 1820-х гг. пока не обнаружено.



Рисунок 3. Рисунок северного фасада Спасской церкви в Шуе на основании «Чертежа существующего вида, подготовленного губернским архитектором Ефграфом Петровым» 1827 г.

Судя по «Чертежу существующего вида, подготовленного губернским архитектором Ефграфом Петровым» Спасская церквовь до перестройки 1827 г. – достаточно скромное сооружение с немного вытянутым с запада на восток четвериком, трёхчастным алтарём с полукруглыми апсидами, четырёхскатной кровлей с пятью куполами-луковицами, гладкими стенами, украшенными только плоскими лопатками и тройными наличниками на нескольких окнах (на чертеже показано только три окна). На чертеже фасадов Спасской церкви почти нет элементов декора. Стены Спасской церкви разделялись лопатками на равные интервалы. Лопатки завершались узким карнизом на высоте 10 м от земли, далее, около двух метров до крыши стены оставались плоскими. Неясно – действительно ли Спасская церковь в 18-м столетии была оформлена так скупо? Возможно прежние архитектурные украшения сознательно не подчёркивались, поскольку церковь предполагалась к капитальной перестройке и на чертеже отразились только наиболее важные в конструктивном отношении элементы. Можно предположить, что Спасская церковь, расположенная в центре торговой площади на главной городской магистрали, всё же была оформлена более нарядно. На месте показанных на чертеже плоских участков стен под крышей могли находиться закомары или прямоугольные ниши, углы здания, наличники окон, карнизы могли иметь элементы древнерусского оформления (подобно церквям, строившимся в 17 и 18-х столетиях в Дунилове, Горицах, Парском, Чечкино-Богородском).

Несмотря на то, что изображений фасадов Крестовоздвиженской церкви 17-18 вв. пока не обнаружено, а современный вид церкви изменён перестройками, в её архитектуре можно найти общие черты с чертежом Спасской церкви. Фасады Крестовоздвиженской церкви также разделены лопатками (правда, по длинным сторонам четверика их по пять на каждой стороне). Также под крышей имеется дополнительный ярус, в котором размещены прямоугольные ниши. Такой дополнительный ярус четверика может быть признаком того, что кровлю с куполами приподнимали вверх при очередной перестройке (так произошло с Благовещенской церковью в Дунилове – строительство церкви завершилось в 1675 г., но через десять лет четверик увеличили, добавив такой же ярус с прямоугольными нишами, как в шуйской Крестовоздвиженской церкви).

При Спасской и Крестовоздвиженской церквях были отдельно стоящие колокольни. Никаких упоминаний о перестройке колокольни Спасской церкви до 1860-х гг. не встречается. Следовательно, изначально построенная в камне колокольня (на рубеже 17-18 веков) не перестраивалась до 1860-х гг. Колокольня Спасской церкви, скорее всего, была шатровой – такой она показана на литографии, прилагаемой к книге В. Борисова «Описание города Шуи и его окрестностей» (правда многие постройки на этой литографии изображены достаточно условно). Евлампий Правдин писал про старую колокольню Спасской церкви «до 1867 г. колокольня была старинной архитектуры, некрасивая».




Рисунок 4. Фрагменты планов Шуи с изображением Спасской церкви: а - План уездного города Шуи Владимирского наместничества, 1787 г.; б – План местности вокруг Спасской церкви, 1838 г.

На фрагментах планов Шуи и 1787 и 1788 гг. (рис. 4) видно, что к западу от Спасской церкви располагалась отдельностоящая колокольня, к северу – часовня. Сама церковь выглядит несимметричной – северная часть отличается от южной. Необычно, что на специальном плане расположения проектируемой Спасской церкви, представленном на рассмотрение императору в 1838 г., колокольня показана смещённой к юго-западу относительно самой церкви – рис. 4б. Шатровая колокольня Крестовоздвиженской церкви также была отдельностоящей и также была смещена к юго-западу относительно холодной церкви (снесена в 1930-е гг.).

Первая в 19 веке перестройка Спасской церкви выполнялась по проекту, составленному и утверждённому 26 июля 1827 г. в Строительном комитете МВД. Хотя основными задачами той перестройки был снос старых приделов, переделка алтаря и строительство новой трапезной, новый проект подразумевал также существенное переоформление фасадов и сводов старого четверика. Вместо прежнего пятиглавия над четырёхскатной кровлей предлагалось устроить крупный центральный купол, опирающийся на стены и столбы прежнего храма с четырьмя малыми куполами по углам (РГИА, ф. 1488, оп. 1, д. 535, л.1) – рис. 5. Такой храм со строгими и торжественными классическими формами соответствовал лучшим архитектурным вкусам того времени и вписывался в облик центральной части Шуи (хотя в таком виде, если он и был реализован, Спасская церковь оставалась недолго, менее десяти лет).



Рисунок 5. Проект перестройки фасада Спасской церкви 1827 г.

Примерно через десять лет, 13 апреля 1838 г., в Царском Селе был Высочайше утверждён следующий проект перестройки, во многом определивший известный по старым фотографиям облик Спасской церкви. На этом этапе коренной переделке подверглась уже основная часть церкви (четверик). На плане церкви 1838 г. (РГИА, ф. 1488, оп. 1, д. 535, л.2) видно, что трапезная с приделами, проектируемыми в 1827 г., уже обозначены на плане чёрным, как существующие, а вся восточная часть церкви – четверик, алтарь и крыльца с портиками перестраиваются заново (обозначены красным). Следовательно, последние части четверика Спасской церкви постройки 17-18 вв. были разобраны в 1838 г.



Рисунок 6. Проект перестройки Спасской церкви 1838 г.

К концу 17-го столетия строительство каждого каменного сооружения в Шуе и окрестностях являлось выдающимся событием. Судя по планам шуйских Спасской и Крестовоздвиженской церквей, образцами для них могли служить монастырские соборы в селах Введенье и Сербилове. Крупные пятиглавые монастырские соборы в Введенье и в Сербилове относят к зодчеству владимиро-суздальских земель, отмечая при этом влияние ярославской архитектурной школы (Свод, 2004).

В середине 17-го в. во Владимирской земле ещё отмечается отсутствие постоянной местной архитектурной традиции. Строительство выполняется либо в местных традициях предшествующих столетий, либо мастерами из других регионов. Сформировавшиеся во второй половине 17-го в. местные строительные центры в Суздале, Муроме и Гороховце во многом ориентируются на новейшие московские архитектурные веяния. Но архитектура двух шуйских церквей отличается от новейших архитектурных традиций конца 17-го столетия, распространяющихся из Москвы и Подмосковья.

«В Суздальской епархии, включавшей Суздальский и Шуйский уезды, в 1650-1670–е гг. сложилась особая, архаизирующая архитектурная традиция, основанная на стилизации зодчества 16-го столетия. Эта раннесуздальская архитектура связана, прежде всего, с монастырями и суздальским архиерейским домом» (Свод, 2004). К постройкам этого периода и этой традиции на территории Ивановской области относятся Никольский собор Николо-Шартомского монастыря в Введенье (1651 г.), Преображенский собор Спасо-Кукоцкого монастыря в Сербилове (1673 г.) и нижняя часть Благовещенского собора в Дунилове (1675 г.).

Тип ярославского посадского храма, сложившийся в первой половине 17-го столетия, представлял собой крупное крестово-купольное здание, четырёхстолпное и пятиглавое, с трёхапсидным алтарём и без трапезной, восходящий к соборным храмам 16-го века. В плане ярославские храмы со временем изменялись от квадрата к прямоугольнику. Фасады членились лопатками на отдельные вертикальные части – прясла, завершённые по традиции полукружиями закомар или рядом кокошников. Высокие световые барабаны с большими луковичными главами часто достигали половины общей высоты здания (Попадюк, 1983; Ярославль…, 1994).

Из перечисленных свойств ярославских храмов в двух шуйских церквях явно присутствует планировка (вытянутый в плане прямоугольник, четыре столба, смещённые к востоку и, вполне возможно, образующие пустое замкнутое пространство между восточной стеной, иконостасом и парой восточных столбов – «тайник») и деление фасада на прясла лопатками.

Была ли архитектура шуйских церквей близка традициям владимиро-суздальских храмов XVI столетия с ровными стенами, крупными деталями и минимальным декором, либо ярославским храмам середины XVII века с богатым декором и мелкими деталями разобрать уже непросто. Возможно следы первоначального декоративного убранства Крестовоздвиженской церкви можно будет обнаружить при проведении реставрации памятника, или обнаружении документов о её перестройке в начале 19-го столетия.

Обе шуйские церкви были достаточно крупными и обе являлись центрами небольших женских монастырей, существовавших в 17-18 вв. и окончательно упразднённых в 1764 г. Известная по старым фотографиям Спасская церковь, построенная в 1838 г. (позже перестроенная в 1860-х гг.), уступала по размерам предшествующей каменной церкви, изображённой на рис. 1-3.

Знакомство с планами и строительной историей Спасской и Крестовоздвиженской церквей позволяет предположить, что они строились по одному проекту (сперва была построена Крестовоздвиженская, следом – Спасская). Когда именно строители Спасской церкви скопировали более раннюю – Крестовоздвиженскую (в конце 17-го столетия или уже после одного из пожаров 18-го столетия), пока неясно.

Дмитрий Черниховский


Использованные источники:

Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и прихо-дов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898.

Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): В 3 т.: т.1 / Редакторы-составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин. – Иваново: МИК, 2001. – 428 с.

ИИМК РАН, ф. Р – III, д. 518. Крестовоздвиженская церковь в Шуе. 1887 (свящ. Иоанн Воинов)

Краткое описание Шуйской Крестовоздвиженской церкви, из подлинных записок составленное в 1838 г. М., тип. Августа Семена. 1839. 30 с.

Мазур Л.Д. Архитектурный облик торговой площади Шуи XVII в. // академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 4, 2011. С.46-50.

Попадюк С.С. Архитектурные формы «холодных» храмов «ярославской школы» // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. – М.: Наука, 1983. – С. 83-92.

Правдин Е. Описание города Шуи и Шуйских церквей. Шуя: Изд-е И. Турушина 1884. 180 с.

РГИА, ф. 1285, оп. 8, д. 2543 О переделке приходской Спасской церкви в г. Шуе

РГИА, ф. 1293, оп. 168, д. 31. План уездного города Шуи Владимирского наместничества, 1787 г.

РГИА, ф. 1399, оп. 1, д. 287. План города Шуи 1788 г.

РГИА, ф. 1488, оп. 1, д. 534. Проект церкви в городе г. Шуи Владимирской губернии. План.

РГИА, ф. 1488, оп. 1, д. 535 Проект перестройки церкви г. Шуи Владимирской губернии. План, фасад

РГИА, ф. 446, оп. 3, д. 24 От 16 мая №1473 с представлением проэкта на постройку Спасской церкви в городе Шуе.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч.3 / Отв. ред. Е.Г. Щеболева. – 2000. — 813 с.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч.1 / Отв. ред. Е.Г. Щеболева. – 1998. — 526 с.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства Росссии: Владимирская область, ч.1. – М.: Наука, 2004. – 752 с.

Шлычков Л.А. Листая времени страницы: Памятники архитектуры Ивановской области. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во. 1983. – 159 с.

Ярославль. Памятники архитектуры и искусства: Альбом. 2-е изд., перераб. и доп. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1994. – 320 с.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии