Назад На главную страницу

Храм Рождества Христова
(Ивановская область, Комсомольский район, село Седельницы)

Проезд: От шоссе "Иваново - Гаврилов-Ям" - 2 км.

Координаты: 57.143673, 40.54543

Фотографии: Александр Сорокин (9 мая 2012 года)

Почитать по теме: Архитектурное наследие. Храм Христа Спасителя

*****************************************************************

Храм построен в 1905-1810 гг. на средства уроженца села, крупного фабриканта Михаила Алексеевича Павлова, сына и наследника А.Д. Павлова, владевшего в 1868 г. ситцепечатной и миткалевой фабрикой в Писцове. Архитектура и грандиозность храма перекликается с собором Всех Скорбящих Радость в Середе (Фурманове), заказчиком строительства которого был также М.А. Павлов.

*****************************************************************

СЕДЕЛЬНИЦЫ (СИДЕЛЬНИЦЫ). В 1905 г. М.А. Павлов, разбогатевший на поставках тканей военному ведомству, начинает в родном селе сооружение грандиозной церкви Христа Спасителя. Стремясь создать лучший храм в округе, он заканчивает строительство лишь в 1910 г. Поставленный в западной стороне разросшегося к этому времени села, храм объединил своим крупным объёмом протяжённую и разбросанную на большом расстоянии застройку, определив масштаб главной площади, в центре которой, в седловине рельефа, был выкопан большой квадратный пруд. Пирамидальная композиция массивного пятиглавого объёма с крупным световым барабаном центральной главы и высокой шатровой колокольней занимала доминирующее место в панораме села. К западу от церкви, за дорогой располагалось кладбище. Увеличив масштабы площади, храм определил направление её застройки вдоль северной и южной границ. Более ранние дома расположены к востоку за прудом и Георгиевской часовней.

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, нач. 20 в. Стоит на западном конце села, раскинувшегося на вершине пологого безлесного холма. Апсиды храма обращены к большой торговой площади, на противоположной стороне которой находится Георгиевская часовня. Кирпичный, покрытый цементной обмазкой храм построен в 1905-10 гг. на средства уроженца села, писцовского фабриканта М.А. Павлова. Огромная не только по сельским меркам, богато украшенная церковь Христа Спасителя представляет собой несколько запоздалый, но выразительный пример культового здания в русском стиле кон. 19 в.

Церковь состоит из вытянувшихся по продольной оси центрального, квадратного в плане объёма с полуциркульной апсидой и прямоугольных трапезной и колокольни. В композиции пятиглавого храма господствует широкий и мощный центральный световой барабан, увенчанный позолоченной луковичной главой с крестом. Углы четверика в виде выступающих по отношению к стенам квадратных в плане башнеобразных пилонов завершены глухими барабанами с луковичными главками. Многоярусная колокольня заканчивается высоким, редко встречающимся в отечественной архитектуре конусовидным шатром.

Композиция и декор церкви восходят к древнерусскому зодчеству 16-17 вв. Равновысотные и разнохарактерные храм и колокольню объединяют в архитектурное целое пирамидальность силуэта и единый для всех объёмов церкви уровень первого яруса, заканчивающегося развитым карнизом. Отрезки этого карниза фиксируют также переход от малых четвериков угловых частей храма к стоящим на них восьмерикам - башенкам угловых глав. Двум ярусам декоративных килевидных кокошников в основании барабанов малых глав соответствует аналогичный мотив, образующий переход от восьмигранных в плане верхних ярусов колокольни к конусовидному завершению. Перед всеми тремя входами в храм (с запада и в центре боковых сторон четверика) расположены крыльца на коротких каннелированных столбах. На северном и южном фасадах над крыльцами устроены огромные тройные арочные окна с висячими гирьками. Храм имеет позакомарное трёхлопастное покрытие.

В интерьере господствует высокое центральное пространство. Переход от четверика к перекрытому куполом барабану осуществляется с помощью парусов. Интересен сужающийся кверху нижний ярус барабана, украшенный аркатурой. Ощущение простора и насыщенности светом усиливается благодаря преобладанию верхних источников света - трёхчастных окон над входами и арочных окон в барабане центрального купола. Невысокий, вероятно мраморный иконостас (не сохр.) позволял воспринять пространство храма и апсиды как единое целое. Окна апсиды - единственный источник нижнего света в храме. Контраст между устремлённым вверх пространством храма и более низкими помещениями апсиды и трапезной подчёркнут и формой их перекрытия. В барабане купола, парусах, в широких подпружных арках, образующих одновременно перекрытия ветвей внутреннего креста, инертные, глухие поверхности сведены к минимуму; в трапезной, перекрытой коробовым сводом без распалубок, и в полусферическом своде апсиды они преобладают. Затеснённое узкое центральное помещение в нижнем ярусе колокольни, ведущее в трапезную, также перекрыто коробовым сводом. Мощные стены изолируют от него боковые ячейки: с юга - ризницу (вход из трапезной), а с севера - помещение с лестницами наверх и в подвал (вход с северного фасада). В подвале под трапезной находились обогревавшие церковь калориферы. Низкий свод подвала — железобетонный, гофрированный, на двутавровых балках - опирается на квадратные столбы небольшого сечения. Окна подвала напоминают бойницы.

Откосы окон и стен всех помещений покрыты штукатуркой с примесью предохранявшего от сырости тёртого древесного угля. В интерьере был широко использован металл. Рамы, часть дверей, дверные и оконные колоды, решётки, тетивы лестниц - железные, фабричной работы. На полу частично сохранилась метлахская плитка. Богатство отделки и росписей интерьера подчёркивалось обильным применением позолоты в качестве фона, в одеждах святых, нимбах, в орнаментации. Лучше всего сохранились росписи верхней части храма (в частности, изображение Христа Спасителя в куполе). На стенах живопись в плохом состоянии и, за исключением изображений Константина и Елены на южной стене и Владимира и Ольги на северной, не поддается расшифровке. В трапезной до недавнего времени сохранялись мраморные киоты и лишь над аркой прохода существуют остатки мраморного барельефа с изображением "Деисуса".

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 548, 550-551

*****************************************************************

Храм Рождества Христова
(село Седельницы)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

12 сентября 2010 года

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть