Назад На главную страницу

Храм Казанской иконы Божией Матери
(Ивановская область, Приволжский район, село Сараево)

Проезд:

Фотографии: Александр Богданов (29 мая 2010 г.)

************************************

Увеличить - Храм Казанской иконы Божией Матери в селе СараевоРасположена на окраине села, на возвышенности посреди кладбища. Построена в 1793-95 гг. вместо деревянной по заказу и на средства (вклад 5 тыс. руб.) владельца села полководца графа А.В. Суворова. Возможно, автором её проекта выступил костромской архитектор-самоучка С.А. Воротилов. Кирпичные стены побелены по кладке. Хороший образец характерного для северной части области сельского вотчинного храма конца 18-го века в стиле раннего классицизма, компактная объёмная композиция которого отличается цельностью и единством.

Удачных пропорций двусветный четверик с двухступенчатым аттиком и купольной гранёной кровлей завершён довольно широким четырёхгранным световым барабаном с приплюснутой луковичной чешуйчатой главой. Любопытны срезанные углы верхней ступени аттика, граней купола и барабана главы. В центре северного фасада перед входом устроено крыльцо на четырёх колонках. Пятигранный алтарь уже и ниже четверика; расширенная трапезная с кровлей на три ската соединена коротким переходом со стройной колокольней. Три её четверика, прорезанных арками, завершены высокой гуськовой кровлей с ложными люкарнами, увенчанной высоким шпилем на восьмигранном барабанчике.

Убранство фасадов при общей плоскостности форм очень выразительно. Углы четверика отмечены пилястрами (с выпуском ребра), в завершении проходит антаблемент с поясом изящных мелких сухариков в карнизе, нижний аттик украшен неглубокими филёнчатыми нишами. Окна алтаря и трапезной, помещённые в прямоугольные ниши, заключены в рамочные наличники с подоконными досками, замковыми камнями и сандриками; аналогичное обрамление имеют и окна четверика. Во всех проёмах четверика сохранились кубоватые решётки. Устои арок колокольни декорированы плоскими филёнками и раскреповками углов (у второго и третьего ярусов), причём в верхнем в выемки углов поставлены трёхчетвертные колонны. Основное помещение перекрыто сомкнутым восьмилотковым сводом с тромпами в углах; алтарь - коробовым сводом с гранёной конхой; трапезная -сомкнутым с распалубками над проёмами. Нижний ярус колокольни с лестницей к звону в северо-восточном устое имеет восьмилотковый свод.

Роспись в основном объёме выполнена клеевыми красками в 1-й пол. 19 в., тогда же написаны две композиции на частично заложенной арке из храма в трапезную. Росписи имеют значительные утраты на своде четверика, в нижнем ярусе западной стены и в откосах окон. Интересный образец провинциальной живописи в духе классицизма с использованием псевдобарочных элементов в гризайльном декоре. Иконография некоторых сцен тяготеет к древнерусской живописи 17 в. (на боковых стенах - "Укрощение бури на Генисаретском озере", "Воскрешение Лазаря") либо к барочной ("Бегство в Египет" на западной стене). В колорите доминируют охристые, зелёные и синие тона.

В своде написаны распространённые в 19 в. композиции "Новозаветная Троица" (западный лоток), "Вознесение" (южный) и изображение Иерусалима (восточный). Ребра выделены широкими полосами с вычурным "картушным" орнаментом, сходящимся к гризайльному кольцу вокруг светового отверстия. В нижней расширяющейся части ребер изображены евангелисты. В основании свода проходит профилированный штукатурный карниз с зубчиками.

Построение росписи на боковых и западной стенах сильно отличается друг от друга. Южная и северная заняты композициями на евангельские темы, расположение которых на простенках в пять ярусов довольно архаично и не характерно для данного времени. Три более крупные евангельские сцены помещены в центре между окнами. На откосах проёмов - изображения святых. Сюжеты заключены в простые гризайльные рамки, единственным элементом живописного декора являются картуши с надписями над каждой стеной. На западной стене в центре расположена большая композиция "Вознесение Богоматери", а по сторонам в два ряда - сцены христологического цикла. Над аркой в трапезную написан мощный крепованный в центре гризайльный карниз, "поддерживаемый" кронштейнами. В апсиде на гранях конхи помещена "Тайная вечеря". В трапезной сохранились фрагменты каркаса придельного иконостаса кон. 19 в.

Из этого храма происходит икона-складень (ныне в Ивановском краеведческом музее), которую А.В. Суворов брал с собой в военные походы, а затем подарил церкви. На обороте её надпись: "1795 года сей образ, Александра Васильевича Суворова, прикладной". Иконостас кон. 18 в. в стиле барокко перевезен из Казанской церкви в Преображенский собор г. Иваново, где он сейчас находится.

Памятная книжка Костромской губернии.., 1862, с. 306; Беляев, 1863, с. 165; ИАК, 1909, с. 231, № 574; Холмогоровы, 1912, с. 163; Казаринова, 1978, с. 124-127; Демидов, 1995, с. 11.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 103-105

Храм Казанской иконы Божией Матери
(село Сараево)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Рейтинг

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Hosted by uCoz