Назад На главную страницу

Старообрядческая церковь
(Ивановская область, город Шуя)

Проезд: Городской парк культуры и отдыха.

Фотографии: Михаил Тюрев ("МИЦ" Шуя) - 5 ноября 2007 г.

В настоящее время - здание администрации городского парка.

Почитать на нашем сайте - "К истории старообрядческих храмов Шуйского уезда"

******************************************************

УвеличитьГород Шуя в 17-19 вв. являлся крупным старообрядческим центром, связанным устойчивыми торговыми, родственными связями с костромскими, нижегородскими, московскими общинами. Большинство представителей местной деловой элиты (состоятельные купцы и фабриканты) имело старообрядческие корни. До начала 20-го века богослужения совершались в домашних молельнях с привлечением беглых священников. Часть старообрядцев "легализовались" в 19-м веке, обратившись в единоверие. Единоверческие приходы существовали в Иванове, Шуе, Дунилове. Наиболее ранний из них – Успенский в селе Дунилово (сейчас на его месте Свято-Успенский женский монастырь) возник в начале 19-го века. В Шуе с конца 19-го века до 1930-х гг. существовал Всехсвятский единоверческий женский монастырь с крупным Успенским собором в псевдорусском стиле. Ансамбль монастыря с двумя храмами, оградой, трапезной, кельями играл существенную градообразующую роль в панораме Шуи, являясь въездными воротами в исторический центр города (уничтожен в 1930-е годы).

УвеличитьВ 1906 г. после официальной легализации старообрядчества в Шуе был построен первый в округе старообрядческий храм. Местом для строительства был выбран участок в северо-восточной части Шуи на старообрядческом кладбище около берёзовой рощи. Кладбище для старообрядцев существовало там уже с начала 19-го века, отдельно от соседнего городского кладбища при Троицкой церкви. Живописная берёзовая роща на крутом берегу реки Тезы (роща называлась "Грачевники" или "Крутиха") была традиционным местом отдыха шуян. История рощи связана с Шуйско-Троицким монастырём (существовал на месте Троицкого кладбища, упразднён в 1764 г) – территория была пожалована монастырю царями в 16-м веке, там размещался большой монастырский фруктовый сад и огород, а также гуменник и овин. На месте берёзовой рощи уже в 1870-е гг. был организован городской общественный сад, известный сейчас как городской парк культуры и отдыха.

Каменная церковь в русском стиле сооружена на средства купца Якова Турлапова. Этот храм стал одним из первых старообрядческих храмов Владимирской губернии. Кирпичная неоштукатуренная церковь с оградой – чрезвычайно редкий пример старообрядческого храма периода эклектики с элементами неорусского стиля, построенного в провинциальном городе. В наружном убранстве преобладают формы, стилизованные под новгородско-псковское зодчество. Лаконичный декор имеет плоскостной характер, однако наиболее выразительные криволинейные, плавно очерченные формы исполнены изящной графичности. Крупные членения боковых фасадов выявлены лопатками. Центральную часть подчёркивает волнообразный килевидный щипец в завершении которому вторят последовательно вписанные в него широкая трёхлопастная ниша и килевидный архивольт, опирающийся на полуколонки. Интересен портал западного входа с массивным полуциркульным обрамлением, перехваченным крупными валиками, и полукруглое в плане крыльцо перед ним. От низкой шатровой колокольни сохранился лишь плоский парусный свод в первом ярусе.

После закрытия храма в 1930-х годах здание внутри перестроено, часть оконных проёмов заложены, прорублены новые. В 1952 г. территория парка расширена на юг и восток за счет уничтоженного старообрядческого кладбища (уничтожение началось в 1931 г.). Сейчас на территории прежнего кладбища – танцплощадка и аттракционы. Иконостас в 1946 г. передан в ивановскую Успенскую деревянную церковь. Основной объём храма сохранился. Снесена глава храма и низкая шатровая колокольня над западным входом. В 1990-е годы окончательно разрушен последний фрагмент глухой зубчатой кирпичной ограды вокруг храма. Внутри размещался цех деревообработки, в данный момент в бывшем храме - администрация парка культуры и отдыха.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. – 813 с.
Иванов Ю.А. "Шуйские раскольники" Шуя, ШГПУ, 1997. – 62 с.

******************************************************

Старообрядческая церковь
(город Шуя)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

5 ноября 2007 г.

Увеличить - Вид с запада. Над крыльцом - основание колокольни (не сохранилась). На южном фасаде изменены проёмы окон
Увеличить - Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы (город Шуя)
Увеличить - Вид с юго-востока. В алтарной части - кочегарка. На южном фасаде протёсаны ворота в гараж. Завершение четверика не сохранилось



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть

Hosted by uCoz