Назад На главную страницу

Храм Покрова Пресвятой Богородицы
(Ивановская область, Савинский район, село Милюково)

Проезд: "Иваново - Шуя - Воскресенское", поворот на Савино, поворот на Архиповку. Автобус "Шуя - Савино", поворот на Архиповку и 3 км пешком.

Фотографии: Александр Богданов (6 марта 2016 г.)

Координаты: 56.64207, 41.328775

************************************************

МИЛЮКОВО (ТУМАКОВО). ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА, нач. 19 в.
Стоит в восточной части села у дороги, на пологой возвышенности. Построена в 1815 г., западный притвор сооружён во 2-й пол. 19 в. Кирпичные стены оштукатурены и побелены. Рядом с церковью сохранились резные белокаменные надгробия нач. 19 в. Памятник провинциального культового зодчества с характерным для этого времени сочетанием барочной объёмной композиции с мотивами зрелого классицизма.

В строго симметричной композиции выделяется двусветный четверик, несущий крупный восьмерик, с узкими диагональными гранями. Изогнутую куполообразную кровлю восьмерика венчает глухой гранёный барабан со шпилем на широком чашеобразном основании. Боковые фасады вытянутого по оси север-юг четверика оформлены фронтонными портиками из четырёх тосканских полуколонн с росписью в тимпане. Вытянутый прямоугольный алтарь заканчивается полукруглой апсидой с прямой восточной стеной. Прямоугольная трапезная с главкой над южным приделом, по высоте равная алтарю, а по ширине - четверику, соединяет последний с трёхъярусной колокольней, завершённой шпилем. Постепенно уменьшающиеся в плане четверики колокольни близки друг другу по высоте. Интересно завершение граней яруса звона редкими для этого времени полуглавиями. В скупом фасадном убранстве выделяются полукруглые трёхчастные окна на широких гранях восьмерика и оформление боковых входов тяжёлым сандриком, опирающимся на массивные консоли-триглифы.

В интерьере высокая основная часть храма имеет необычно сложную структуру. В поперечно ориентированном помещении выделены небольшие боковые компартименты, перекрытые коробовыми сводами. Среднее подкупольное пространство, вытянутое по оси восток-запад, перекрыто восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями и пологими тромпами в углах. Алтарь перекрыт коробовым сводом, дополненным в апсиде конхой. Коробовый свод трапезной с шелыгой по оси восток-запад и с лотками на торцах расчленён двумя подпружными арками, разделяющими распалубки над окнами. В нижнем ярусе колокольни свод крестовый.

Роспись маслом в основном объёме выполнена в кон. 19 - нач. 20 в. и сильно поновлена в 1975 и 1988 гг.; притвор в 1975 г. расписан заново. Характерное произведение в духе позднего академизма, которое отличается статичностью изображений и разреженностью в построении сцен, написанных в холодных, разбелённых тонах. Растительный раппортный орнамент, выполненный по трафарету, играет заметную роль в декорации интерьера, связывая отдельные композиции и заполняя свободные поверхности. На серовато-коричневой окраске стен он отчётливо выделяется своим блёкло-голубым фоном.

В восьмерике на своде, отделённом от стен орнаментальным фризом, написано "Отечество", в простенках окон - московские митрополиты, под окнами - апостолы, а над тромпами - евангелисты. На склонах арок изображены святые. Живопись на стенах расположена в два яруса. В люнетах боковых стен помещены "Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне" (северная) и "Нагорная проповедь" (южная). В простенках верхних окон - сцены, связанные с рождеством Марии и Христа, под ними проходит орнаментальный фриз. Вверху в центре западной стены написана композиция "Сошествие св. Духа"; арку в трапезную, над которой изображён "Спас на убрусе", фланкируют "Воскресение" и "Явление апостолу Фоме". Все изображения заключены в декоративные рамки, заполненные растительным орнаментом. В алтаре стенописью украшены свод, северная и южная стены. В трапезной расписан свод и подпружные арки. В торцовых лотках - сцены из жития Николая Чудотворца. Главный иконостас — интересный памятник 2-й пол. 19 в., архитектурная основа которого, воспроизводящая формы классицизма, причудливо сочетается с декором в духе эклектики. Иконы написаны во 2-й пол. 19 в.

В первом ярусе иконы двух чинов разделены высокими колонками, несущими крепованный антаблемент. Центральная часть образует полукруглый выступ - в нём расположены царские врата. В низком втором ярусе помещены небольшие иконы, вытянутые по горизонтали. Третий двухчиновой ярус - суженный, с фронтоном в завершении. Композицию венчает икона "Распятие" в резном обрамлении. Декоративное убранство в духе классицизма в нижнем ярусе отличается от эклектичной резьбы на царских вратах и в верхних ярусах. Фон темно-малиновый, детали позолочены и бронзированы.

В трапезной одноярусные иконостасы приделов, соединённые между собой трёхлопастной аркой над входом в четверик, выполнены в духе эклектики во 2-й пол. 19 в. Фон голубой, детали бронзированы. Сохранились две деревянные скульптуры 2-й пол. 19 в.: "Христос в темнице" и "Распятие".

Березин, Добронравов, 1898, с. 275-276; Токмаков, 1903, с. 74.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 223-227

************************************************

Храм Покрова Пресвятой Богородицы
(село Милюково)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

6 марта 2016 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть