Назад На главную страницу

Храм Михаила Архангела
(Ивановская область, Южский район, село Лучкино)

Проезд: На дороге "Дубакино - Холуй".

Фотографии: Андрей Вершинин (9 апреля 2016 г.).

Координаты: 56.539673, 41.633811

******************************************************

ЛУЧКИНО. ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА, нач. 19 в.

Стоит на главной улице в центре древнего села, известного со 2-й пол. 16 в. как вотчина княгини Феодосии Пожарской, в 1572 г. пожертвованная ею в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Стройный храм, доминирующий в сельской застройке, сооружён в 1804-12 гг. Прежде вблизи церкви с северной стороны стояла шатровая колокольня (разобрана), а весь комплекс, включая кладбище с каменной часовней (также к северу от храма), был обнесён оградой (не сохр.). Кирпичное, покрытое тонкой обмазкой и побелённое здание выполнено в формах барокко. Характерна для этого стиля и композиция храма типа восьмерик на четверике с трёхчастным планом.

Основной двусветный квадратный в плане четверик с фронтонами над каждой стеной несёт широкий восьмерик с удлинённой куполообразной кровлей, увенчанной маленьким световым восьмеричком и луковичной главой на низкой гранёной шее. Алтарь и трапезная понижены до уровня первого света четверика. Суженный алтарь имеет традиционную пятигранную форму и высокую кровлю; широкая прямоугольная, сильно вытянутая в длину двухчастная трапезная дополнена в центре западного фасада небольшим, ещё более низким входным тамбуром - притвором. Нарядность фасадному декору четверика придают пилястры, многопрофильные карнизы с зубчиками, фронтоны и развитые барочные наличники с ушами, фартуками и высокими лучковыми сандриками - бровками. Двухъярусные пилястры (на краях фасадов - парные, с выпуском угла) делят стены на три прясла, с порталом в центре северного фасада. Стены трапезной и алтаря покрыты горизонтальным рустом, с раскреповкой углов и простыми ленточными обрамлениями окон. Интересны сохранившиеся местами ажурные металлические подзоры кровель.

В интерьере двухступенчатые тромпы обеспечивают переход к восьмерику, перекрытому восьмилотковым сомкнутым сводом со световым кольцом в центре. Окна обоих ярусов с коваными решётками крещатого рисунка по местной традиции помещены в глубокие вертикальные ниши. Алтарь имеет коробовый свод с гранёной конхой и распалубками; трапезная разделена стеной на два помещения - с тёплым храмом в восточном, перекрытом поперечным лотковым сводом, и собственно трапезной - в западном, с системой коробовых сводов, опирающихся на два столба. Над притвором - коробовый свод с лотком с запада. Интересно расположение проёмов, соединяющих две части трапезной: один, более крупный, - на главной оси, второй - смещенный к югу.

Роспись храма разновременна. В сводах восьмерика, алтаря и в нижнем ярусе колокольни (сохр. фрагментарно) клеевая роспись выполнена в нач. 19 в., масляная живопись на стенах четверика и в трапезной (сохр. фрагментарно) - в кон. 19 в. Клеевая роспись - незаурядный памятник в стиле классицизма. Её колорит отличается благородством цветовых сочетаний. Плотный фиолетовый фон свода переходит в бирюзово-голубой ближе к центру. Восьмилотковый свод, отделённый в основании рисованным антаблементом, имеет необычную композицию: на четырёх диагональных лотках на невысоких пьедесталах написаны гризайльные изображения архангелов; на северном и южном лотках - церковные атрибуты, а на западном в круглом медальоне - «Рождество Христово».

Масляная роспись имеет многочисленные утраты. Краски сильно потемнели. Разнообразная конфигурация композиций и их расположение подчёркивают выраженный вертикализм интерьера. В восьмерике живопись расположена в два яруса: в верхнем написаны фигуры апостолов, в нижнем — евангельские сцены. В четверике евангельские сюжеты также размещены в два яруса. На северной и южной стенах они фланкируются рисованными колоннами с карнизом; на западной стене по сторонам «Страшного суда» написаны сцены в овальных рамах.

Высокий четырёхъярусный иконостас - оригинальная стилизация в духе барокко (иконы и многие детали утр.). Его композиция с устремлёнными ввысь узкими верхними ярусами удачно вписана в пространство интерьера. Два нижних яруса с легкими заворотами на боковые стены завершены фронтоном. Заглублённые иконы в центре во всех ярусах обрамлены выступающими двухколонными портиками. Иконостас богато декорирован массивными витыми колонками с цветочными гирляндами и пышными, несколько тяжеловатыми резными обрамлениями икон. Фон иконостаса серый, детали позолочены. Композицию интерьера дополняют высокие трёхъярусные киоты между окнами боковых стен. Их убранство гораздо более скромное и сдержанное. Иконостас южного придела трапезной и киоты в трапезной и приделе выполнены в духе эклектики в кон. 19 в.

Борисов, 1851; Тихонравов, 1855; Борисов, 1858; Семенов, 1863, с. 110—111; Березин, Добронравов, 1898, с. 273-275.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 659-662

******************************************************

Храм Михаила Архангела
(село Лучкино)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

9 апреля 2016 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть