Назад На главную страницу

Архитектура шуйской Крестовоздвиженской церкви

Архитектура и история строительства шуйской Крестовоздвиженской церкви, расположенной на одной из центральных городских площадей, заслуживают особого внимания. По причинам довольно неприглядного внешнего облика, недоступности, неопределённого статуса и принадлежности, Крестовоздвиженская церковь остается практически неизвестной не только в Ивановской области, но даже в самой Шуе. Эта церковь не представлена в путеводителях и на интернет-сайтах местных достопримечательностей. Стоит ожидать что после присвоения церковному комплексу в 2016 году статуса памятника федерального значения (Приказ…, 2016) в его судьбе начнутся положительные сдвиги. Возможно вскоре начнутся работы по восстановлению памятника и через несколько лет Крестовоздвиженская церковь, как и прежде, окажется в числе лучших шуйских достопримечательностей. В настоящий момент сохранившиеся здания церковного ансамбля перестроены, обезличены и скрыты современными пристройками. Со стороны комплекс Крестовоздвиженской церкви пока напоминает странный симбиоз дворца с промышленными сооружениями.

Облик ансамбля Крестовоздвиженской церкви за последние три столетия постепенно менялся. Основные сооружения – Крестовоздвиженская (холодная) и Георгиевская (тёплая) церкви, а также отдельностоящая шатровая колокольня были впервые построены в камне на рубеже 17-18 вв. В начале 19-го столетия церкви были перестроены в классическом стиле. В советский и уже в постсоветский период церковный ансамбль понёс значительные утраты – отдельные сооружения (часовня, колокольня, сторожка, галереи) были разрушены полностью, часть зданий перестроены и разрушены частично (в Георгиевской церкви уничтожен второй этаж, в холодной Крестовоздвиженской разобраны венчания). Изменена внутренняя планировка зданий, бывшие церкви окружены производственными пристройками.

Крестовоздвиженская церковь – единственный шуйский храм, основная часть которого сохранилась с конца 17-го столетия (возможно Крестовоздвиженская церковь вообще самая старая постройка в Шуе!). Большинство приходских церквей Шуи (Спасская, Воскресенская, Троицкая) также впервые строились в камне в конце 17-го столетия. Но впоследствии все местные храмы перестраивались заново (из-за ветхости, тесноты, несоответствия внешнего облика вкусам прихожан).

В большинстве дореволюционных источников указывается (со ссылкой на надпись на храмозданном кресте), что каменная Крестовоздвиженская церковь после постройки была освящена 25 сентября 1693 г. по благословению Суздальского и Юрьевского митрополита Илариона (Березин, 1898; Борисов, 2002; Краткое описание..., 1839). Один только И.М. Лядов признавая, что Крестовоздвиженская церковь «по постройке самая древняя в городе», указывает, что церковь построена в 1712 г. (Лядов, 1863).

Крестовоздвиженская церковь

Об изначальном внешнем виде церкви (с конца 17-го до начала 19-го века) можно пока судить достаточно приблизительно. Сохранившихся на территории Ивановской области храмов, построенных в 17 столетии, чуть больше десяти. Но среди них аналогов шуйской Крестовоздвиженской церкви нет.

В середине 17 в. отмечается отсутствие постоянной местной архитектурной традиции во Владимирской земле. Соборы Суздальского и Шуйского уездов 1650-1670-х гг. относятся к особой, архаизирующей архитектурной традиции, основанной на стилизации зодчества 16 столетия. Эта раннесуздальская архитектура связана с монастырями и суздальским архиерейским домом. К таким постройкам относятся Никольский собор Николо-Шартомского монастыря, Успенский собор Золотниковской пустыни, Васильевский собор Васильевского монастыря в Суздале, Преображенский собор Спасо-Кукоцкого монастыря в Сербилове и нижняя часть Благовещенского собора в Дунилове (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Владимирская область, 2004, с.72-74).

Из перечисленных построек ближайшими к шуйской Крестовоздвиженской церкви по размерам и времени сооружения являются монастырские соборные церкви Николо-Шартомского монастыря в Введенье (1651 г.), Благовещенского монастыря в Дунилове (1685 г.), Спасо-Кукоцкого монастыря в Сербилове (1673). Эти крупные пятиглавые соборы строились с привлечением ярославских мастеров (хотя и в разных архитектурных традициях).

Ряд признаков указывает на то, что образцами для строительства шуйской Крестовоздвиженской церкви могли служить ярославские посадские храмы 17-го столетия.

В академическом издании «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Ч.3», приведен план церкви и отмечен ряд особенностей, указывающих на её первоначальный облик.

«Своеобразный пример крупного храма, сохранившего объёмную композицию и внутреннюю структуру кон. 17 в. и получившего интересный фасадный декор в стиле классицизма… К массивному двусветному четверику с четырёхскатной кровлей примыкают пониженные прямоугольные объёмы алтаря и более узкого западного притвора. С северной стороны расположен двухэтажный придел 1823 г. Широкие лопатки, впоследствии превращённые в ионические каннелированные пилястры, членят стены четверика на прясла. Фасады увенчаны широким аттиковым ярусом с прямоугольными филёнками вместо традиционных закомар… в интерьере четыре основных массивных столба сдвинуты к востоку. Для опоры центральной световой главы устроена дополнительная пара столбов и подпружная арка с востока» (Свод…, 2000).

Тип ярославского посадского храма, сложившийся в первой половине 17-го столетия, представлял собой крупное крестово-купольное здание, четырёхстолпное и пятиглавое, с трёхапсидным алтарём и без трапезной, восходящий к соборным храмам 16-го века. В плане ярославские храмы со временем изменялись от квадрата к прямоугольнику. Фасады членились лопатками на отдельные вертикальные части – прясла, завершённые по традиции полукружиями закомар или рядом кокошников. Высокие световые барабаны с большими луковичными главами часто достигали половины общей высоты здания (Попадюк, 1983; Ярославль…, 1994).

Из перечисленных свойств ярославских храмов в шуйской Крестовоздвиженской церкви явно присутствует планировка (вытянутый в плане прямоугольник, четыре столпа, смещённые к востоку) и деление фасада на прясла лопатками. Соотношение размеров продольной и поперечной стен Крестовоздвиженской церкви (около 1,18) близко ярославским храмам Ильи Пророка, Рождества Христова, Николы Мокрого, Спаса-на-городу, Вознесения).

Отсутствие типичных для ярославской архитектуры элементов и пропорций может объясняться значительной перестройкой церковного комплекса, выполненной в начале 19-го столетия. В церковной метрике 1887 г. священник о. Иоанн Воинов указывает: «в начале настоящего столетия церковь обновлена усердием и на средства купцов Киселевых и Посылиных. Ими стены ея возвышены, алтарь удлинен» (ИИМК РАН, ф. Р – III, д. 518).

Под «возвышением стен» можно понять надстройку дополнительного яруса с нишами, под «удлинением алтаря» его полную перестройку (под обвалившейся штукатуркой алтаря признаков его «удлинения», например, разной кирпичной кладки не видно). Возможно изначально алтарь был в виде тройных закругленных апсид, как в классических ярославских храмах.

Не вполне ясна изначальная высота стен Крестовоздвиженской церкви. Возможно сначала четверик церкви был ниже (на уровне карниза под нишами), а аттиковый ярус с нишами появился уже после перестройки церкви в начале 19-го столетия. Так дуниловская Благовещенская церковь изначально была доведена до декоративного пояса над окнами (в 1675 г.), но через десять лет (в 1685 г.) была надстроена ещё одним ярусом с такими же прямоугольными нишами, как и в Крестовоздвиженской церкви в Шуе и рядом ложных закомар. Примером «низкой» церкви может служить церковь Рождества Богородицы в селе Великом (Гаврилов-Ямский район). Не исключено, что стены шуйской Крестовоздвиженской церкви в 17-18 вв. даже изначально завершались закомарами. Вследствии многочисленных пожаров (1710, 1776, 1792) конструктивные и декоративные качества сводов и стен могли быть нарушены. По этой причине (а может из-за желания заказчиков улучшить внешний вид храма) верхняя часть стен могла быть изменена.

Под обвалившейся почти по всему зданию штукатуркой практически нет следов изначального древнерусского декора, характерного для местных храмов 18 столетия (Троицкая церковь в селе Васильевском, Покровская церковь и Никольский собор в Шуе). На плоских стенах, разделённых лопатками-пилястрами, виден только один ряд уложенных ребром кирпичей и овальные ниши, между прямоугольными нишами-филёнками аттикового яруса.

Л. Шлычков отмечает, что церковь была оштукатурена только в 1823 г. (Шлычков, 1983), следовательно, прежде она была либо «краснокирпичной» (как многие ярославские храмы 17-го века), либо побелённой. Не исключено, что данный храм могли украшать изразцы.

На старых фотографиях пятиглавие Крестовоздвиженской церкви выглядит нехарактерно для храмов 17-го столетия. Небольшие восьмигранные барабаны глав с пилястрами и оригинальными по форме куполами возможно впервые появились уже после перестройки церкви в начале 19-го столетия. Высота барабанов с куполами и крестами значительно ниже высоты храма (для ярославских храмов 17-го века высота центрального барабана с крестом часто близка высоте основного объёма). Крупная и высокая шатровая колокольня смотрится несоразмерно рядом с относительно мелким пятиглавием на массивном четверике. Если образцами для Крестовоздвиженской церкви служили ярославские посадские храмы, можно предположить, что изначально барабаны и купола были выше и крупнее.

Из статьи В. Борисова «Сведения о пожаре, бывшем в Шуе 7 мая 1766 года» видно, что купола Крестовоздвиженской церкви в то время были деревянными: «одна только Воздвиженская церковь, стоящая в рядах по тесноте домов, едва не потерпела гибель, ибо деревянные чешуйчатые на ней главы от безмерного жару многократно затлевались, и только особенными Вышнего судьбами от того вреда спасена» (Борисов, 2005).

Облик Крестовоздвиженской церкви, известный по дореволюционным фотографиям, сформировался после значительных перестроек начала 19-го столетия. Кратко перестройка церкви характеризуется словами автора первого печатного описания церкви протоиерея В.И. Смирнова: «Протекло более ста лет, как сия церковь находилась в недостаточном и скудном положении. Сие доказывают - старая церковная опись, приходо-расходные книги и некоторые остатки церковной утвари, в хранилищах церковных уцелевшие. Но когда в 1801-м году из Шуйской округи для жительства в город Шую переместились и поступили в приход Крестовоздвиженской церкви купцы Киселёвы и Посылины: с того времени означенная церковь начала приходить в новое благоустройство и украшение. От избытков их усердия, ветхости исправлены, недостатки восполнены лучшей утварью, к священно-служению принадлежащею. А потом весь оный храм, по наружному и внутреннему виду, тщанием и иждивением тех Христолюбивых прихожан возобновлён и украшен так, что ныне отличным устройством и великолепием своим всеобщее обращает внимание» (Краткое описание…, 1839).

Большинство авторов описаний церкви указывает что Крестовоздвиженская церковь после переустройства была освящена 23 сентября 1823 г. епископом Владимирским и Суздальским Парфением. Тихвинский и Борисоглебский приделы были освящены «в следующие дни по освящении храма им же преосвященным Парфением» (Краткое описание…, 1839; Правдин, 1884; Савва, 1898; Гундобин, 1860).

«При торжестве освящения присутствовали владимирский гражданский губернатор Граф Пётр Иванович Апраксин и многие военные и гражданские чиновники и граждане города Шуи всех сословий. Стечение народа из округи в день освящения было многочисленное» (Гундобин, 1860)

По неясным причинам некоторые авторы указывают, что в 1823 г. работы по переустройству церквей только начались, а освящение епископ Владимирский и Суздальский Парфений выполнил только в 1831 г. (Лядов, 1863; Борисов, 2001).

Представление о внешнем виде Крестовоздвиженской церкви до её разрушений и перестроек советского периода можно получить на основе сохранившихся чёрно-белых фотографий. Дополнением к фотографиям могут служить фрагменты дореволюционных описаний церкви.

«Крестовоздвиженский храм, с приделами во имя Св. Благоверных Князей Бориса и Глеба и в честь Божией Матери Тихвинской, обширный, каменный, пятиглавый, имеет вид четырёхугольника. Главы на нём обиты белым железом; кресты осьмиконечные, из того же железа и вызолочены. Кровля покрыта железом, выкрашенным ярью» (Правдин, 1884).

«Снаружи оштукатурен и выкрашен краской белорозового цвета; во многих местах украшен лепной работой, на пилястрах и колоннах около алтаря лепные капители Ионического и сложного орденов; под крышею карниз из белого камня, по фризу и другим приличным местам расписан разными из Евангельской Истории и Притчей изображениями. Вход во храм с двух сторон (южной и западной) с крытыми галереями, железными решётками и чугунным полом, которым выслано и во всей церкви. Ограда каменная, с железными вокруг храма решётками и железными же на столпах вазами. С трёх сторон ограды у входов во храм ворота, с железными решётчатыми дверями. На юго-восточном углу ограды каменная башня, в которой поставлен иконостас с иконами, и сделаны для входа решетчатые железные двери. В ограде древняя колокольня, с девятью колоколами, из которых большой в 430 пуд. весу, усердием прихожан сооружённый в 1846 г. На колокольне устроены боевые часы. При колокольне внизу устроена келья для сторожей, в ней две комнаты и коридор. Далее в ограде находится тёплый храм, во имя св. Великомуч. Георгия» (Гундобин, 1860).

«В ограде вокруг церкви насажены разные дикие деревья, расположенные проспектами и аллеями» (Краткое описание, 1839)

За небольшой по историческим меркам период новые состоятельные прихожане смогли значительно изменить Крестовоздвиженскую церковь снаружи и изнутри, сделать её одним из самых богатых и известных храмов во всей Владимирской губернии (Ратшин, 2000). Церкви были расширены и перестроены в соответствии с архитектурными веяниями того времени. Для оформления интерьеров и изготовления церковного убранства привлекались именитые мастера. В дар приходу были переданы древние реликвии. Были изданы два печатных описания церкви. Во время путешествия по России Крестовоздвиженскую церковь в Шуе посетил наследник престола Великий Князь Александр Николаевич (будущий император Александр I) с поэтом Василием Андреевичем Жуковским. Великий Князь «благоволил обозревать храм сей, церковную утварь и все священные одежды» (Краткое описание, 1839).

Жуковский в дорожном дневнике записал несколько фраз о пребывании в Шуе 12 мая 1837 г.: «Приезд в Шую. Остановились у купца Киселёва; … Соборная церковь, серебряный иконостас и рукописи. Крестовоздвиженская церковь. Киселёв и Посулин до 500-700. Арзамасская плащаница и престол Campioni. Смесь вкусов» (Жуковский, 2004).

В память посещения Крестовоздвиженской церкви престолонаследником была установлена мраморная доска на среднем правом столпе с датой посещения.

Роскошное внутреннее убранство Крестовоздвиженской церкви, богатая церковная библиотека, ценные церковные реликвии были полностью утрачены в 1930-е гг. (не исключено, что наиболее ценные в художественном отношении предметы могут находиться в музейных и частных коллекциях). Представление о былом великолепии и богатстве Крестовоздвиженской церкви можно получить на основе опубликованных описаний (Краткое описание, 1839; Борисов, 1843; Гундобин, 1860; Лядов, 1882; Ратшин, 2000).

В известной книге А. Ратшина «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России» про Крестовоздвиженскую церковь в Шуе сообщается следующее: «Воздвижения Креста, приходская церковь в уездном городе Шуе. Здесь находится икона Успения Богородицы древнейшаго Греческаго письма, вывезенная из Греции в Рим в 1453 году; на ней есть надпись, из коей видно, что образ этот принадлежал прежде одному знаменитому Греку, бывшему при особе Императора Фомы Палеолога1. – Крестовоздвиженская церковь в новейшее время отделана и украшена весьма богато Шуйским купцом Киселевым: иконостас, замечательный по изяществу резьбы, стоил, как говорят, 200 т. руб.; престол, жертвенник и паникадило сделаны бронзовыя, весьма искусно» (Ратшин, 2000)».

В биографическом труде «Хроника моей жизни» архиепископ Тверской и Кашинский Савва указывал, что данная икона Успения Божией Матери древнего греческого письма на кедровой доске была подписана внизу на греческом: «Моление раба Божия Николая Сокара и матери его Анны, 1566 года мая, инд. 14». Икона была куплена В.М. Киселёвым в Москве у некоего иностранца (Савва, 1898).

Не вполне ясно расположение приделов внутри Крестовоздвиженской церкви. Борисоглебский придел был устроен в начале 1776 года и освящён 3 ноября преосвященным Тихоном епископом Суздальским и Юрьевсским (вновь освящён епископом Парфением в 1823 году). Второй придел – Тихвинской Божией Матери появился впервые и был освящён епископом Парфением в 1823 г. В описаниях церкви указывается, что Борисоглебский придел был южным, Тихвинский – северным (Гундобин, 1860). Но в церковной метрике 1887 г. указано, что «западный придел устроен в виде продолговатой палаты со сводами; он отделяется от храма глухою стеною с одним пролётом для двери» (ИИМК РАН, ф. Р – III, д. 518). Судя по планировке, такой придел мог находиться только в притворе, что достаточно необычно.

В Своде памятников указано, что северный придел Крестовоздвиженской церкви размещался в двухэтажной пристройке (Свод, 2000). Данное мнение ошибочно. В метрике 1887 г. про эту пристройку (рис. 7) сказано «в 1847 г. к северной стене пристроена внуком возобновителя Иваном Диомидовичем каменная двухэтажная палатка для ризницы» (ИИМК РАН, ф. Р – III, д. 518). Также указано и в описи 1860 г. «С северной стороны Крестовоздвиженского храма в 1847 году пристроена к стене каменная о 2-х ярусах палатка для церковной ризницы и книг. На месте, где сделана эта палатка, был прежде 3-й вход в храм с северной стороны» (Гундобин, 1860).

Искусствовед А.Е. Александров в статье «Особенности архитектуры г. Шуи конца 18-начала 20-го вв.» предположил, что в перестройке Крестовоздвиженской церкви, инициированной Киселёвыми и Посылиными в начале 19-го вв., участвовал итальянский архитектор Гауденцио Маричелли2. Наиболее выразительной в архитектурном отношении частью здания Крестовоздвиженской церкви в настоящее время является восточная (алтарная) часть. В центре алтарной части расположено тройное «палладианское» окно, характерное для построек итальянского архитектора: «Это тройное окно очень созвучно окнам Гостиного двора, только увенчано треугольным сандриком. Композиция портика имеет превосходные пропорции и производит впечатление храма в храме, поскольку окна, фланкированные трёхчетвертными колонками тосканского ордера и треугольный сандрик над ними напоминают ещё один портик… Здесь прослеживается почерк Маричелли, который всегда выделялся изысканной архитектоникой» (Александров, 2016).

Последним документальным свидетельством внешнего и внутреннего благолепия Крестовоздвиженской церкви является отчёт инспектора по делам музеев Облоно Ивановской Промышленной Области 1935 г.:

«…при выезде 13 мая 35 года в г. Шую мной обнаружены весьма ценные памятники искусства и старины вполне заслуживающие внимания, как-то: 1. Кресто-Воздвиженская церковь. Построенная в 1693 г. и реставрированная в 1823 г. Тип архитектуры Казаковской школы, имеется весьма выдающееся внутреннее убранство в стиле ампир, иконостас стиля рококо, престол бронзовый работы Кампиони по гравировке академика Скотникова и ампирные люстры. Сохранность хорошая, находится в ведении общины верующих. Кроме того в церкви находятся: Икона Успение (моление Николая Сократа). По заключению А.И. Некрасова в 1930 г. Итало-Критского письма XVI-XVII в. Сохранность хорошая, покрыта лаком. Икона Бориса и Глеба в княжеском одеянии, XVI век. Икона Дмитрия царевича с историей убийства (в тёплой церкви), XVII век. Резной деревянный Крест надвратный, начало XVII век» (Макарьянц, 2015).

Крестовоздвиженская церковь связана с творчеством известного тейковского живописца – крепостного крестьянина Тимофея Алексеевича Медведева (1776-1835), основателя живописной и иконописной школы в центральных губерниях России. Михаил Юрьевич Бутов, исследователь творчества и биографии Тимофея Медведева, на основе скурпулёзного изучения и сопоставления архивных документов и публикаций уточнил период работы мастера по росписи шуйской Крестовоздвиженской церкви, а также виды и состав выполненных работ.

Тимофей Медведев расписывал шуйскую Крестовоздвиженскую церковь уже будучи известным и востребованным живописцем. Установлено, что Медведев выполнил работы по фресковой росписи Крестовоздвиженской церкви (завершены 13 сентября 1817 г.), написал значительное количество икон, а также живописную картину на полотне (Бутов, 2017).

Описания фресковых росписей церкви содержатся в публикациях о Крестовоздвиженской церкви, церковной метрике 1887 г. и паспорте памятника, составленном в 1974 г. (Паспорт памятника истории и культуры…, 1974).

«Стены храма, кроме западной, закрыты иконостасами, а своды и арки и откосы окон в правом и левом предалтарии расписаны альфреско. Сюжеты картин взяты из священной истории Ветхаго и Новаго заветов» (ИИМК РАН, ф. Р – III, д. 518).

«Живопись на сводах в алтаре и на задней стене храма исполнена живописцем художником, села Тейкова (Шуйского уезда) крестьянином Тимофеем Алексеевичем Медведевым за 15 т./р. ассигн. Им же написана на полотне большая картина, изображающая Воздвижение Честнаго Креста Господня и 43 иконы разной величины; картина и иконы художественно исполнены за 10/т.р. ассигн.» (Лядов, 1882)

Снаружи Крестовоздвиженская церковь была расписана живописными вставками «из Евангельской Истории и Притчей». Эти вставки, хорошо видные на старых фотографиях, размещались в прямоугольных нишах по фризу и над алтарными окнами. Несмотря на периодическое закрашивание наружных росписей в советское время, они регулярно проступали до 1990-х гг. (далее произошло уже механическое обрушение штукатурки). Аналогичным образом артелью Т.А. Медведева чуть позже были созданы прямоугольные изображения в нишах Троицкой церкви в с. Васильевском (роспись там выполнялась в 1818-1821 гг.). В контракте на выполнение работ по росписи васильевской церкви указывалось: «стенное писание производить лучшею работою, ничем не уступая работе, что в городе Шуе в церкве Крестовоздвиженской мною расписанной…» (Бутов, 2017).

Вопрос сохранности росписей Тимофея Медведева в Крестовоздвиженской церкви является актуальным. Возможно срочные меры по выявлению, изучению и реставрации росписей помогут спасти оставшиеся фрагменты от окончательной гибели.

Георгиевская церковь

Время возникновения Георгиевского придела и обособления его в отдельный храм неизвестно. На протяжении 17-го столетия на церковном месте располагались деревянные Крестовоздвиженская и Борисоглебская церкви. Эти храмы в разное время упоминаются и отдельными и объединёнными в одном здании. Из описания крупного городского пожара 4 апреля 1652 г. (Борисов, 2004) видно, что Георгиевский придел в то время уже существовал и располагался на первом этаже двухэтажной деревянной Воздвиженской церкви.

В ряде источников годом постройки и освящения каменной Георгиевской церкви считается 1703. Основанием для этого служила надпись на антиминсе: «этот храм, как видно из надписи на антиминсе, в нем хранящемся, первоначально по постройке освящён 1703 года индикта 11 апреля 17 дня, при Царе Петре Алексеевиче и при патриархе Кир Адриане3; а возобновлён иконостасом и украшен в 1812 году» (Гундобин, 1860).

Но В. Борисов, ссылаясь на опись Якова Сытина, пишет, что Георгиевская церковь в 1710 г. была ещё деревянной и сгорела при пожаре 12 июня 1710 г: «да на посаде церковь – Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня, каменная, да церковь св. Великомученника Георгия, деревянная, ветха» (Борисов, 2001).

В «Описи краткой города Шуи и строению в этом городе», сделанной в 1778 г., указано, что обе церкви – Крестовоздвиженская и Георгиевская на тот момент были каменными (Борисов, 2004).

Георгиевская церковь, также как и холодная Крестовоздвиженская, расширялась и перестраивалась в начале 19-го столетия на средства Киселёвых и Посылиных. Вероятнее всего перестройку выполнял один и тот же архитектор. К сожалению отдельных фотографий Георгиевской церкви практически не сохранилось – о её внешнем виде можно судить только по фрагментам общих фотографий Крестовоздвиженской церкви или фотографий города, выполненных с колокольни Воскресенского собора. Представить облик этого храма можно на основе дореволюционных и современных описаний.

«Храм этот во имя великомученика Георгия, каменный, об одной крытой белой английской жестью главе, покрыт железом, выкрашенным ярью. Стены снаружи оштукатурены, по карнизам и по фризу украшены лепной работой, пилястрами, капителями, колоннами и двумя по сторонам фронтонами» (Гундобин, 1860)

«Георгиевская церковь преобразилась в 1838 г. С севера и юга к ней приросли приделы, над храмом появился восьмерик второго этажа, главный западный вход украсился шестиколонным портиком тосканского ордера» (Шлычков, 1983)

«Церковь Георгия Великомученика – редкий пример небольшого двухэтажного храма в стиле классицизма. До нашего времени дошел в плохой сохранности: утрачено завершение, надстроена вторым этажом апсида, закрыт пристройкой портик главного входа, почти полностью исчезла лепнина, обильно украшавшая фасады, искажена поздними перегородками внутренняя структура…» (Свод, 2000).

Несмотря на сравнительно небольшую высоту Георгиевская церковь с боковыми приделами вдвое превышала по площади холодную Крестовоздвиженскую церковь. В плане Георгиевская церковь представляла собой квадрат с выступом алтарной апсиды с востока и портиком главного входа с запада.

На первом этаже в центре располагался основной храм (Георгиевский) с двумя тёплыми приделами (с севера - во имя трёх Святителей, с юга - во имя Введения Божией Матери). Боковые фасады приделов выделялись портиками с ионическими пилястрами. Второй этаж представлял собой восьмерик, увенчанный одной главкой. На втором этаже находился придел во имя Всех Святых.

Верхний храм (во имя Всех Святых) устроен «тщанием и иждивением» В.М. Киселёва и освящён 29 июня 1819 преосвященным Ксенофонтом епископом владимирским и суздальским. Роспись верхнего храма выполняла артель Тимофея Медведева (Гундобин, 1860).

Тёплые приделы на первом этаже (Введенский и Трёхсвятский) устроены «тщанием» купцов Ивана и Димитрия Диомидовичей Киселёвых в 1836 г. и освящены в январе 1838 г. (Краткое описание, 1839).

«Эти храмы покрыты листовым железом, выкрашенным зелёною краскою, о двух железом же крытых позолоченных главах с такими же крестами» (Гундобин, 1860).

Колокольня

Достойна внимания утраченная колокольня Крестовоздвиженской церкви. Шатровые колокольни в Шуйском уезде и его окрестностях строились повсеместно. Колокольню Крестовоздвиженской церкви отличали не вполне характерные для Шуйского уезда пропорции, придающие ей массивность и тяжеловесность. На первый взгляд шуйская колокольня похожа на колокольню суздальского Александровского монастыря (в период строительства Крестовоздвиженской церкви Шуя относилась к Суздальской епархии), но отличается от неё отсутствием четверика в основании – характерной чертой шатровых колоколен «владимирого» типа. Архитектура колокольни близка к «ярославскому» типу – восьмигранная форма от основания, отсутствие разделения на ярусы, относительно скромное убранство. Колокольня Крестовоздвиженской церкви была украшена изразцами, что нехарактерно для церквей Шуйского уезда (единственная украшенная изразцами церковь в Шуйском районе – Богородице-Рождественская в селе Горицы). На колокольне были установлены боевые часы.

Примечательно, что колокольня Крестовоздвиженской церкви оказалась «долгожительницей» - с момента постройки (конец 17-го века) колокольня капитально не перестраивалась, только восстанавливалась после пожаров. Вполне возможно, что в 18 веке в Шуе преобладали именно шатровые колокольни, которые в 19 столетии были заменены новыми. Так произошло с колокольней Спасской церкви (на литографии Шуи, прилагаемой к книге В. Борисова «Описание города Шуи и его окрестностей», у Спасской церкви изображена именно шатровая колокольня – Борисов, 2001).

Свое мнение о замене старой колокольни Спасской церкви высказал шуйский краевед Иван Матвеевич Лядов: «Конечно, строить или воздвигать новые здания новейшей архитектуры дело очень хорошее, но уничтожать и разрушать памятники древности – дело самое дурное. Выстроить колокольню, какую только желает жертвователь – дело весьма похвальное, но зачем уничтожать древность. Она могла бы стоять никому не мешая: но верно у таких людей такой уж обычай, если что и самое время щадило, то мы, дескать, имеем такую силу, что можем уничтожить. При Спасском храме недалеко от бывшей красавицы лёгкой и грациозной колокольни остался ещё памятник древности – это часовня, построенная в память избавления Шуи от губительной и смертоносной язвы в 1654 г. Что если какому-нибудь себялюбцу богачу не понравится и это здание и возьмёт охоту построить новую. Жаль, очень жаль, что и в настоящее время есть ещё люди с такими дикими понятиями» (Владимирские губернские ведомости, 1867, № 22).

Другой шуйский краевед – Евлампий Иванович Правдин не разделял взгляды о ценности древних колоколен. Так Е. Правдин критически отзывался о колокольне Крестовоздвиженской церкви «Колокольня старинной архитектуры… Наружным видом своим колокольня не соответствует великолепию своего храма» (Правдин, 1884).

В Шуе период активного церковного строительства и переустройства ранее существующих церквей в 19 столетии смогли пережить только две шатровые колокольни – при Крестовоздвиженской и Троицкой церквях. Колокольня Троицкой церкви, расположенной на кладбище за городской чертой, очевидно не слишком беспокоила прихожан своим «несовременным» видом. Почему уцелела шатровая колокольня Крестовоздвиженской церкви в самом центре города при огромных финансовых возможностях её вкладчиков (Киселёвых и Посылиных) неясно.

Неизвестно что представляла собой старая колокольня городского Воскресенского собора до возведения новой (106-метровой) в 1832 г. Старая соборная колокольня находилась между Воскресенским и Никольским соборами. Возможно та колокольня была невысокой и обзор с неё был ограничен ближайшими кварталами. К тому же городской собор находился у восточной городской окраины, в стороне от промышленных предприятий.

Функцию основной городской колокольни в начале 19-го столетия выполняла колокольня Крестовоздвиженской церкви. Она использовалась к качестве наблюдательной пожарной вышки. Сохранилась переписка о найме пожарного сторожа для дежурства на колокольне Крестовоздвиженской церкви4 в 1808 г. Пожароопасный период длился с 1 апреля до 1 ноября. Сторожу вменялось дежурить на колокольне с часа ночи до трёх часов дня и «стучать нам в доску в каждую четверть часа». Также сторож должен был неотлучно присутствовать на колокольне во время всех Крестных ходов в городе.

В середине 19 в. к Воздвиженскому храму пристроили крыльца с крытыми галереями. В кон.19 – нач. 20 в. возведена новая кирпичная ограда вокруг храмов с восьмигранной часовней и сторожкой (Свод, 2000).

Решения, принятые в конце 1930-х гг., определили судьбу нескольких шуйских храмов5.

Из протокола № 44 заседания Президиума Шуйского городского совета Ивановской области от 21 августа 1937 года (О расторжении договоров с общинами верующих Воскресенской, Кресто-Воздвиженской, Покровской и Всехсвятской церквей и использовании зданий под общественные надобности):

ПОСТАНОВИЛИ: Исходя из требований трудящихся города, выраженных в ряде избирательных участков через наказ избирателей Городскому Совету, а также исходя из требований граждан, выраженных в своих решениях, только за последнее время т.е. июль, август т.г. поступило в Городской Совет от рабочих и служащих предприятий, врачей, учителей, домашних хозяек и инвалидов свыше трёх тысяч подписей и решений с требованием закрытия Кресто-Воздвиженской, Покровской, Воскресенской, и монастырской церквей… Расторжение же договора с Кресто-Воздвиженской и Покровской общинами (состоящих в большинстве из проживающих в сельской местности) не затрагивает их интересов, так как последние свои требования могут отправлять в других молитвенных зданиях одного и того же культа и направления, так как кроме указанных церквей в городе и поселках имеется 4 - действующих.
Исходя из вышеуказанного - Президиум Горсовета ПОСТАНОВЛЯЕТ:

2. С Покровской и Кресто-Воздвиженской общинами верующих в соответствии с требованиями трудящихся договора расторгнуть и здание церквей использовать:
а) здание Кресто-Воздвиженской церкви под размещение мастерских местной промышленности (столярную и механическую)…

Из протокола № 61 заседания Президиума Шуйского городского совета Ивановской области от 17 декабря 1937 года

СЛУШАЛИ: Разсмотрение сметы Промкомбанка по переоборудованию помещений бывшей Воздвиженской церкви.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Представленную Промкомбанком смету на переоборудование помещений бывшей Воздвиженской церкви под столярную мастерскую - утвердить;
2. Просить Президиум Облисполкома об отпуске средств в сумме 100.000 за счет Областного фонда местной промышленности;
3. Обязать тов. Мартынова в 15 дневный срок снять с здания бывшей церкви глав и крестов, придав помещению вид обыкновенного здания.

Около восьмидесяти лет комплекс построек бывшей Крестовоздвиженской церкви периодически перестраивался и терял признаки церковной архитектуры. Колокольня, часовня, сторожка, галереи с порталами входов и каменная ограда были разрушены полностью. В Георгиевской церкви уничтожен второй этаж, в Крестовоздвиженской разобраны венчания. Изменена внутренняя планировка зданий, появилось несколько производственных пристроек. При этом остатки сторожки (с штукатурным клеймом «1912 г.»), южного крыльца, ограды и часовни (которая продолжительное время использовалась в качестве трансформаторной будки), второй этаж и портики Георгиевской церкви были уничтожены сравнительно недавно – в 1990-х гг.

Многовековая история шуйской Крестовоздвиженской церкви в настоящий момент недостаточно изучена. Хочется надеяться, что в ближайшие годы по мере восстановления этого церковного комплекса интерес к нему будет возрастать, появятся новые исследования, связанные с его историей и архитектурой. Не исключено, что в архивах обнаружатся ранее неизвестные сведения о Борисоглебском монастыре, первом этапе каменного строительства в конце 17-го столетия, церковном строительстве начала 19-го века.

Дмитрий Черниховский


Крестовоздвиженская церковь в Шуе.
Фотографии из паспорта памятника культурного наследия (1974 г.)


Примечания:

1 В. Борисов в двух статьях во Владимирских губернских ведомостях («Нечто о Шуе», 1839; «Город Шуя», 1844) указывал, что «Икона сия приобретена купцом Киселёвым в Москве у известного художника Кампиони» (Борисов, 2005). Видимо речь идёт о скульпторе Сантино Кампиони (1774-1847) который изготовил бронзовые принадлежности для алтаря Крестовоздвиженской церкви. В более поздних публикациях В. Борисов о покупке иконы у Кампиони больше не писал (ни в статье «Крестовоздвиженская церковь в Шуе» 1843 г., ни в книге «Описание города Шуи и его окрестностей», 1851 г.).

2 Данное предположение нуждается в документальном доказательстве. Многие шуйские постройки, приписываемые Г. Маричелли (колокольня Воскресенского собора, возовые весы, Гостиный двор), имеют сложную строительную историю и их авторство до сих пор остается неопределённым. Не исключено, что в Шуе кроме Г. Маричелли и губернского архитектора Е. Петрова на рубеже 18-19-х вв. могли работать и иные талантливые архитекторы. Например, в настоящий момент пока нет никаких гипотез относительно автора проекта шуйского Воскресенского собора (1792-1799 гг.), высоко оцениваемого специалистами.

3 Тут имеется противоречие – Патриарх Московский и Всея Руси Адриан умер в 1700 году.

4 Выписки из архивных документов обнаружены и предоставлены шуйским краеведом С.С. Семягиным.

5 Выписки из архивных документов (ГАИО, ф. Р-1510) обнаружены и предоставлены шуйским краеведом С.С. Семягиным.


Используемая литература:

Александров А.Е. Особенности архитектуры г. Шуи конца 18-начала 20-го вв. / Борисовский сборник. Вып. 7. 2016. С. 31-42.

Борисов В.А. Крестовоздвиженская церковь в Шуе. Влад. Губ. Вед., 1843, №6.

Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): В 3 т.: т.1 / Редакторы-составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин. – Иваново: МИК, 2001. – 428 с.

Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): В 3 т.: т.2 / Редакторы-составители Е.Г.Вопилин, В.И.Баделин. – Иваново: МИК, 2004. – 560 с.

Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): В 3 т.: т.3 / Редакторы-составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин. – Иваново: МИК, 2005. – 784 с.

Бутов М.Ю. Братья Медведевы – живописцы из Тейкова. 2017. 372 с.

Владимирские губернские ведомости, 1867, № 22

Гундобин П.И. Описание Шуйской Крестовоздвиженской церкви. Владимир, Губернская типография. 1860. 51 с.

Жуковский В.А. Полное собрание сочинений: Т. 14. Дневники. Записные книжки. 1834 – 1847 гг. М., 2004. 767 с.

ИИМК РАН, ф. Р – III, д. 518. Крестовоздвиженская церковь в Шуе. 1887 (свящ. Иоанн Воинов)

Краткое описание Шуйской Крестовоздвиженской церкви, из подлинных записок составленное в 1838 г. М., тип. Августа Семена. 1839. 30 с.

Лядов И.М. Историческая и современная записка о городе Шуе. М., 1863.

Лядов И.М. Крестовоздвиженская церковь в г. Шуе. Влад. Губ. Вед., 1882, №52.

Макарьянц Б.Л. К истории литургического почитания иконы Божией Матери Одигитрии / Провинциальный анекдот: Чтения по региональной казуальной истории. Вып. IX. – Шуя, 2015. С. 21-41.

Попадюк С.С. Архитектурные формы «холодных» храмов «ярославской школы» // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. – М.: Наука, 1983. – С. 83-92.

Правдин Е.И. Описание города Шуи и Шуйских церквей с приложением Сказания о чудесах от чудотворной иконы Шуйской-Смоленской иконы божией матери в русском переводе. – Шуя: И. Турушин, 1884. – 184 с.

Приказ о включении выявленного объекта культурного наследия «Храмовый комплекс», конец XVII-середина XIX вв. (Ивановская область, г. Шуя, Театральная пл., д.4, лит. А, Б) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждения границ его территории

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М. «Книжная палата». 2000. – 592 с.

Савва, архиепископ Тверской [Тихомиров] Хроника моей жизни. Т. 1. – 1898. – 534, с.30-33

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Владимирская область. Ч.1 / Отв. ред. Вл.В. Седов. – 2004. – 752 с.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч.3 / Отв. ред. Е.Г. Щеболева. – 2000. — 813 с.

Шлычков Л.А. Листая времени страницы: Памятники архитектуры Ивановской области. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во. 1983. – 159 с.

Ярославль. Памятники архитектуры и искусства: Альбом. 2-е изд., перераб. и доп. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1994. – 320 с.

Паспорт памятника истории и культуры СССР. Крестовоздвиженская церковь. 1974.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии