Назад На главную страницу

Храмовый комплекс:
церкви Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы
(Ивановская область, Южский район, село Хотимль)

Проезд:

Фотографии: из архива Михаила Тюрева ("Молодёжный информационный центр", г. Шуя).

Координаты: 56.652066, 41.703844

******************************************************

Расположен на левом берегу реки Теза, на холме, отделённом оврагами от села и от находящегося западнее, на соседнем холме, кладбища. Стоит на месте существовавшего здесь в 17 в. Успенского Хотимльского монастыря (пустыни) с деревянными постройками. В 1694 г. монастырь был упразднён, а деревянные храмы погоста постепенно заменили каменными: в 1791 г. сооружена церковь Николая Чудотворца, а в 1829 г. к северу от неё - церковь Успения. В 1873 г. к церкви Николая на средства шуйского купца Китаева с севера пристроен придел Трёх Святителей и одновременно изменён декор фасадов. Второй, южный Иверский, придел, пристроенный им же в 1889 г., к настоящему времени разобран. Храмы эффектно поставлены на возвышенности над рекой, разлившейся перед плотиной старинного шлюза 1837 г., и образуют исключительно живописный ансамбль, который особенно красиво смотрится с воды на фоне окружающей зелени. Несмотря на утрату глав господствует в нём более крупная Успенская церковь, тогда как стройная колокольня Никольского храма усиливает выразительность общего силуэта.

Церковь Успения сооружена из кирпича, оштукатурена и покрашена в два цвета: жёлтый фон и белые детали; в архитравах, базах и капителях пилястр и колонн применён белый камень. Выполненный в стиле раннего классицизма храм редкого для 19 в. двустолпного типа. Высокий трёхсветный четверик завершён пятью главами со сравнительно небольшими цилиндрическими барабанами (центральный - световой). Низкий и узкий прямоугольный алтарь заканчивается с востока полукружием апсиды, равновысокая ему прямоугольная трапезная чуть шире четверика.

Подчёркнутая пластичность декора близка барокко. Четверик разделён антаблементом на два яруса (нижний - в два света) и украшен в вынутых углах пучками из трёх колонн и парными пилястрами в простенках. В центре боковых фасадов в более высоком нижнем ярусе поставлены портики входов, охватывающие проёмы обоих светов, с двумя парами массивных тосканских колонн на постаментах и пологими фронтонами. Рамочные наличники прямоугольных окон с консолями или восьмигранными нишами под подоконниками увенчаны в первом и третьем свете оригинальными, очень рельефными треугольными сандриками. Несколько более скромное убранство (пилястры, простые наличники, филёнки) имеют фасады алтаря и трапезной; западный вход последней также отмечен портиком.

Сложная система перекрытия основного объёма, с двумя столбами по оси север-юг и подпружными арками между ними и стенами, восходит к 17 в. Столбы (внизу квадратные, а вверху крещатые) поддерживают коробовые своды центрального нефа, переходящие в сомкнутый свод в середине между столбами, прорезанный световым кольцом барабана; четыре ячейки боковых нефов перекрыты половинками сомкнутых сводов. Алтарь имеет коробовые своды с конхой, в трапезной система крестовых и цилиндрических сводов опирается на два сдвинутых к западной стене столба и пилястры против них на стенках.

Росписи маслом (сюжетные композиции) и клеевыми красками (гризайльный орнамент) исполнены в 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Подчеркнутая монументальность композиций, их несколько мрачный пафос и натурализм, скульптурность в изображении фигур придают яркую выразительность этому произведению. Фон стен - бирюзово-голубой. Краски потемнели, в настоящее время они глухие коричневые, серо-синие и тёмно-красные.

Крупные композиции сомасштабны интерьеру храма. На боковых стенах и столбах они расположены в три яруса, на западной - в два. В иконографической программе преобладают аллегорические иллюстрации к молитве "Отче наш" (северная стена) и цикл "Страстей" (южная и западная стены). Большие промежутки между сценами заполнены гризайльным орнаментом. Средняя часть западной стены занята большой композицией "Страшный суд"; посторонам - гризайльные изображения евангелистов.

В своде апсиды расположена барочная композиция "Сошествие Св. Духа" (сохр. фрагментарно), отличающаяся повышенной эмоциональностью и патетикой в изображении персонажей. В проёме западного входа сохранились остатки клеевой живописи 1-й пол. 19 в. - изображения архангелов Гавриила и Михаила.

Церковь Николая Чудотворца сооружена из кирпича, в нижней части оштукатурена, вверху побелена; цоколь белокаменный. Достаточно традиционный по структуре храм выполнен в упрощенных формах архитектуры 17 в.

Двусветный четверик с пятигранным алтарём и высокой четырёхскатной кровлей завершён пятью маленькими, почти круглыми главами с перехватом на тонких цилиндрических шеях (северо-восточная утр.); центральная поставлена на более крупный световой восьмерик (позднее сделан глухим). К прямоугольной трапезной (северный фасад - в линию с четвериком, южный заметно выступает к югу) примыкает типичная для сер. 17 в. колокольня. Её низкий четверик несёт восьмигранный столп с ярусом звона вверху, увенчанный высоким шатром с тремя рядами слухов и миниатюрной главкой. Композицию нарушает низкий и длинный поздний придел, который закрывает весь северный фасад первоначального объёма.

От прежнего декора фасадов, сильно искажённого одновременно с пристройкой придела, осталось немногое: пучки тонких полуколонок на углах четверика, в верхней части переходящие в лопатки, а также фрагменты срубленных мелких кокошников в венчающем стены поясе и треугольных фронтончиков над растёсанными окнами. Традиционное убранство хорошо сохранила лишь колокольня: лопатки на углах, два пояса ширинок на гранях столпа, обрамления арок звона и слухов шатра. Декор нижнего яруса колокольни, трапезной и светового восьмерика центральной главы, включающий пилястры и антаблементы, имеет барочный характер.

Четверик перекрыт восьмилотковым сводом с гранёным световым кольцом в центре и с узкими диагональными гранями, опирающимися на трёхступенчатые тромпы. В алтаре коробовый свод с гранёной конхой; в трапезной - коробовый с лотком с запада; ярусы колокольни имеют плоские деревянные перекрытия. Лестница на колокольню устроена в северной части западной стены трапезной, вход снаружи. Помещения придела, кроме западного притвора, завершённого парусным сводом, перекрыты коробовыми сводами. Сохранились кованые решётки в ряде окон и дверь с засовами, пол из каменных плит, а в трапезной - из чугунных 1806 г.

Частично уцелела масляная живопись 2-й пол. 19 в.: на сводах четверика - библейские сюжеты, а на его стенах - евангельские.

Борисов, 1835; Березин, Добронравов, 1898, с. 283-285; Савва архиеп., 1898, с. 58-60; Глебов, Зайцева и др., 1958, с. 93-94.
Из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3", М, Наука, 2000, с. 696-700

******************************************************



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть