Назад На главную страницу

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
(Ивановская область, Кинешемский район, село Горки)

Адрес: Россия, Ивановская область, Кинешемский район, с. Горки, ул. Введенская, дом 51

Фотографии: Александр Богданов

Координаты: 57.36875, 42.104533

Проезд: Единственный проезд - от Кинешмы (село находится в нескольких километрах южнее города). Открыть графический файл
В Кинешме, при движении со стороны г.Иваново, свернуть направо на равнозначном перекрестке у АЗС "Газпромнефть" и двигаться по ул. Ивана Виноградова прямо до выезда из города. За городом продолжить движение прямо по асфальтированной дороге мимо деревень Кутуниха, Щечиха, Осташево до д. Горки. При въезде в д. Горки (крутой поворот сразу после Осташево) быть предельно осторожным и сбросить скорость. На спуске к мосту асфальт резко обрывается. В Горках - подняться в горку, доехать до конца центральной улицы (конец деревни) и свернуть направо на полевую дорогу, отсыпанную щебнем. Ехать по ней около 200 метров и свернуть направо. Дорога прямо к храму.

*****************************************************************

По данным, опубликованным в 1863 г. Иоанном Беляевым, в храме существовали престолы: во славу Воскресения Иисуса Христа из мёртвых, в честь Божьей матери, празднования Введения её в храм и св. Пророка Илии.
У храма – кладбище со старинными каменными надгробиями.
Раньше, до вхождения в состав Горок, храм являлся частью погоста Введенского.

www.sobory.ru

*****************************************************************

ЗАОВРАЖЬЕ ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ, посл. четв. 18 в.

Расположена в центральной части села, на кладбище. Построена в 1780 г. Кирпичные стены обработаны под затирку и побелены. Интересный пример использования мотивов допетровской архитектуры в период классицизма, характерный для данного региона, ранее входившего в Костромскую губ. В основе объёмно-пространственной композиции здания - высокий трёхсветный четверик, к которому примыкают низкая, чуть суженная пятигранная апсида и такой же высоты широкая трапезная. Скругленные алтари её приделов частично закрывают боковые стены храма и завершены небольшими главками. В венчающей части храма - пояс имитирующих кокошники неглубоких полуциркульных ниш, декоративное пятиглавие на тонких восьмигранных шеях - ощутимы традиции древнерусского зодчества. Высокая столпообразная восьмигранная колокольня, приподнятая на низком четверике и завершённая стройным шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой, типична для костромского зодчества.

Стены четверика на всю высоту фланкированы узкими лопатками, антаблемент над ними крепован. Окна третьего яруса имеют восьмигранную форму, типичную для нарышкинского барокко. Остальные окна - также небольшие, арочные, с замком в вершине. В первом ярусе осевые линии нарушены, окна сдвинуты к востоку и сближены. Наличники окон трапезной имеют изогнутые надоконные доски, повторяющие форму лучковых перемычек, криволинейные сандрики и колонки по сторонам воспроизводят в обобщённой форме мотивы барокко. В декоре колокольни применены огибающие угловые лопатки, филёнки, пояски поребрика, городков и трёхрядная пила, пирамидки кокошников в основании граней шатра и наличники слухов с треугольными сандриками. Высокое центральное пространство, завершённое восьмилотковым сомкнутым сводом, соединено тремя арочными проходами с алтарём, перекрытым гранёной конхой. Двустолпная трапезная, разделённая подпружными арками на отдельные ячейки, имеет систему коробовых сводов с лотками. Первый ярус колокольни и притвор между ней и трапезной перекрыты коробовыми сводами. Вход в трапезную со стороны притвора оформлен перспективным порталом. В колокольне внутристенная лестница ведёт к ярусам звона.

Первоначальная роспись сер. 19 в. - композиция "Новозаветная Троица" в окружении ангельских чинов - сохранилась на своде. Храм и трапезная расписаны маслом в кон. 19 в., тогда же прописана живопись свода. В 1972 г. стенопись всей церкви поновлена. Роспись характерна для позднеакадемической манеры. Большинство композиций замкнуты и уравновешены. Типы некоторых женских и детских лиц заимствованы с полотен Г.И. Семирадского, а построения ряда сцен восходят к иллюстрациям Библии Шнорра. Колорит основан на холодных, но глуховатых по звучанию красках - синих, розоватых и голубых. На стенах живопись расположена в три яруса, разграниченных лентами растительного орнамента. Роспись посвящена евангельским сюжетам, причем на западной стене представлены "Страсти Христовы", а на восточной - "Жены мироносицы" и "Христос в Эммаусе". Свод алтаря занят монументальной композицией "Новозаветная Троица", а на его стенах написаны традиционные ветхозаветные сюжеты, связанные с символикой алтаря, и отцы церкви. В трапезной после поновления живопись утратила свой стиль и колорит. Евангельские композиции на стенах и сводах заключены в живописные фигурные рамы. В цветовой гамме преобладают зеленовато-серые тона. Трёхъярусный главный иконостас 2-й пол. 19 в., фон которого окрашен белой краской, а детали позолочены, выдержан в формах классицизма с барочными мотивами в резьбе; имеет завороты на боковые стены. Его боковые врата с изображением Давида и Мельхиседека - 2-й пол. 19 в., иконы - 20 в. В каждом ярусе расположены иконы двух чинов, отличающиеся по размеру и конфигурации. Крепованные антаблементы подчёркивают выступы и углубления по осям врат. Третий неполный ярус с волютами по сторонам завершён иконой "Коронование Богоматери" в фигурном обрамлении и небольшими овальными иконами в резных венках. На царских вратах на фоне барочной решетки помещены шесть икон в картушах. В таком же стиле исполнена надпрестольная сень. В западных углах трапезной сохранились две облицованные кафелем печи. Южная из них, кафели которой украшены кобальтовыми рисунками вазонов, может датироваться 1-й пол. 19 в. Представляют интерес два деревянных "саркофага" - постамента под "гроб Господен" (1-я пол. 19 в.). Их затянутые холстом лицевые поверхности расписаны маслом. На гранях одного из них в лежачих овалах изображены "Страсти Господни", исполненные в самобытной, наивно-выразительной манере, близкой по духу народному искусству. Паникадило в храме - 1-й пол. 19 в.

Двухъярусные иконостасы южного и северного приделов в трапезной - типичные образцы кон. 19 в. в русском стиле. Иконы - 20 в. Их завершение состоит из треугольных фронтончиков и икон в арочных киотах. Иконостасы декорированы массивной орнаментальной резьбой растительного и геометрического рисунка.

Краткие статистические сведения... 1911, с. 139.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 468-471

*****************************************************************

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
(село Горки)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

20 августа 2007 г.

Увеличить Увеличить
Увеличить
Увеличить Увеличить Увеличить


3 октября 2015 г.

Увеличить Увеличить
Увеличить
Увеличить Увеличить


1975 г.

Увеличить Увеличить
Увеличить
Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии