Назад На главную страницу

Архитектор Н.И.Финисов и его церкви

Спасская церковь в Шуе, уничтоженная в 1930-х гг., известна по дореволюционным фотографиям и сегодня является одним из символов города. Изображения Спасской церкви активно используются при изготовлении сувенирной продукции, оформлении исторических выставок, книг и буклетов.

Ансамбль Спасской церкви органично вписывался в архитектуру центра Шуи рубежа 19-20 вв. Спасская церковь (возможно, наиболее совершенный по архитектуре шуйский храм) удачно располагалась в центре деловой части города среди открытого пространства Спасской площади, лишённой растительности и высоких зданий. В отличие от других городских церквей, восприятие которых ограничивалось окружающей застройкой, рельефом или деревьями, Спасскую церковь во всем великолепии можно было наблюдать со всех сторон. По своему внешнему облику и выгодному расположению Спасская церковь могла восприниматься как главный городской храм (косвенным подтверждением удачного расположения Спасской церкви является установка в советское время памятника В.И. Ленину практически на месте уничтоженной церкви). Вокруг Спасской церкви – по периметру площади, а также на небольшом от неё удалении находились важнейшие городские учреждения и представительные постройки (городская управа, присутственные места, земская управа), Киселёвская больница, торговые ряды, благородное собрание, усадьбы крупнейших местных промышленников (Киселёвых, Посылиных, Рубачёвых, Щеколдиных). Высокий и яркий Спасский храм своими размерами, пропорциями и декоративным оформлением подчинял себе окружающие здания и служил логичным композиционным центром площади. Облик Спасской церкви (ротонда с куполом на четверике с примыкающими портиками) не характерен для храмов Шуи и Шуйского уезда. Также необычно для Шуи смотрелась оригинальная и яркая колокольня Спасской церкви. Архитекторам, строившим на Спасской площади в 19-20 столетиях, несмотря на разновременность возводимых построек, удалось сохранить единый гармоничный облик площади, учитывая ведущую роль в его формировании Спасского храма.

История перестроек Спасской церкви в 17-19 вв. достаточно сложная. Известное по фотографиям здание Спасской церкви строилось в два этапа – основная часть (с куполом на ротонде и портиками) была построена в 1838-1847 гг., строительство колокольни с изменением фасадного оформления выполнено в 1867-1869 гг.1

Автор основной части Спасской церкви неизвестен. По действовавшим в то время правилам составленный проект церкви отправлялся местной Консисторией на рассмотрение в Петербург в Комиссию проектов и смет главного управления путей сообщения и публичных зданий, где оценивался авторитетными специалистами строительного дела и рассматривался на заседании Комиссии. При отсутствии замечаний проект одобрялся Комиссией, в противном случае дорабатывался самими членами Комиссии и рассматривался вновь.

Критика исходного проекта Спасской церкви в Шуе, присланного Владимирской Духовной Консисторией 24 января 1838 г., отражена в Журнале Комиссии Проектов и Смет за 14 марта 1838 г.

«…Комиссия, рассмотрев проект на постройку в г. Шуе церкви нашла необходимым уменьшить объём массивов от чего внутренность храма будет светлее и просторнее и расходы от уменьшения количества кирпичной кладки меньше; почему и переделала план предполагаемой церкви, оставя фасад в том виде в котором представлен местным начальством, но назначила у пилястр Ионического чина купола церкви базы, что и показала на фасаде синими чернилами. Относительно сияния, назначенного на крыше купола, Комиссия считает нужным истребовать пояснения о том каким образом полагается устроить оное. Ежели сияние назначается вызолотить, то для сего потратить весьма значительные расходы, которые вероятно будут превышать местные средства на постройку церкви. Ежели же сияние полагается обозначить на куполе масляной краской, жёлтого цвета, то оно не токмо не придаст красоты зданию, но обезобразить его, а потому Комиссия и полагает отметить предполагаемое сияние на крыше купола2…»

Доработкой проекта перестройки Спасской церкви после этого занимались уже сами члены Комиссии Проектов и Смет.

Формально авторами итогового проекта Спасской церкви стали оставившие свои подписи на исправленном плане члены Комиссии проектов и смет генерал-майор Зеге, архитектор Висконти, майор Васильев, архитектор Руска.

Фраза в журнале заседаний Комиссии о том, что Комиссия «переделала план предполагаемой церкви, оставя фасад в том виде в котором представлен местным начальством» указывает на то, что своим внешним видом Спасская церковь обязана неизвестному пока архитектору, к которому обратилось «местное начальство». Переделки членов комиссии затронули элементы внутренней конструкции здания.

Практика пересмотра и исправлений Комиссией проектов и смет присылаемых проектов была достаточно распространённой. Комиссией были рассмотрены (а в большинстве случаев и исправлены) проекты многих построек, возводимых в Шуе и ближайших городах в 1830-1840 гг., – Киселёвской больницы в Шуе, больницы в Коврове, собора в Кинешме, торговых рядов в Коврове, Вязниках и Муроме, церквей в Плёсе и Юрьевце.

Строительство колокольни Спасской церкви с изменением фасадного оформления выполнено в 1867-1869 гг. по проекту московского архитектора Н.И. Финисова. Основным заказчиком строительства новой колокольни стал Григорий Васильевич Щеколдин (1800 – 1871), потомственный почётный гражданин города Шуи (дважды избирался Городским головой в 1851-1854 и в 1860-1863; вместе с женою М.И. Щеколдиной похоронен при Спасской церкви3). По каким-то причинам Щеколдин пожелал построить колокольню «по образу вновь построенной колокольни при церкви Святого Великомученника Никиты, что в Кузнецкой улице в Москве)». Первоначальный проект колокольни, составленный архитектором Н.И. Финисовым 18.03.1863 (затем повторенный им же 03.08.1865) был отвергнут департаментом Водяных сообщений Министерства Путей Сообщения. Причина отказа состояла в том, что «стиль новой колокольни не соответствует стилю существующей церкви, вследствии чего составлен был в Министерстве заменительный проект с назначением вышины колокольни соответственно существующей церкви». Глядя на прилагаемые к переписке чертежи можно понять причину – колокольня на тот момент выглядела гораздо наряднее и богаче по внешнему оформлению, чем основной храм. В Министерстве был предложен, а затем Высочайше рассмотрен и утверждён 21.10.1865 г новый проект колокольни, соответствующий классическому виду Спасской церкви (предложенная министерством колокольня была достаточно скромной и аскетичной – сравнительно невысокая, с гладкими стенами без декора; колокольня имела четыре яруса квадратных в сечении и завершалась округлым куполом с крестом; отдалённо напоминала колокольню Николо-Шартомского монастыря).

Присланный в Шую проект колокольни совсем не понравился заказчику. И Щеколдин повторно стал добиваться строительства именно первоначального варианта колокольни, составленного Н.И. Финисовым. Необычно то, что Щеколдин, наверняка понимая внешнее несходство колокольни и храма, настаивает на строительстве, обещая за свой счёт перестроить заодно и сам храм под стиль колокольни. Дополнительным аргументом Щеколдин указывает, что «наружность Спасской церкви в Шуе находится в ветхом состоянии и требует в скором времени некоторых перестроек и капитального ремонта» (что похоже на лукавство – предыдущий этап строительства завершился только в 1847 г. и о ветхости говорить было рано). В случае запрета постройки желаемого варианта колокольни Щеколдин вообще отказывался от пожертвования денег на строительство.

Итогом повторной переписки стал Высочайше утвержденный в Царском Селе 05.05.1866 г. «проект на постройку вновь предполагаемой каменной колокольни при церкви… и изменение наружного вида храма». Изменение самой церкви под стиль колокольни, согласно утверждённому чертежу, подразумевало в основном декоративные правки с сохранением основных форм и пропорций. В проекте некоторые элементы классического оформления заменялись в соответствии со стилем новой колокольни (на фасадах появились килевидные наличники, над входами проектировались арки с гирьками). Менялось оформление купола, карнизов, добавлялись статуи святых на ротонде. При перестройке церкви были реализованы не все запроектированные изменения.

Интересны сведения об авторе колокольни шуйской Спасской церкви – московском архитекторе Финисове Николае Ивановиче (1830 – 1893). Краткая информация об архитекторе приведена в Юбилейном справочнике Императорской Академии художеств, изданном в 1915 г.:

«Финисов Николай Иванович, Ученик Московского Дворцового Архитектурного Училища. В 1858 г. Академией Художеств дано звание свободного художника за «проект публичной библиотеки». В 1872 г. учредил на свой счёт техническую школу черчения, рисования и скульптуры»4.

В Большой биографической энциклопедии указанные сведения дополнены некоторыми подробностями:

«Н.И. Финисов учился в Московском дворцовом архитектурном училище, выбыл. Работал у Фёдора Фёдоровича Рихтера. В 1852 получил от ГУПС и ПЗ свидетельство вольнопрактикующего архитектора. С 1856 - архитектор сверх штата, помощник начальника второго стола искусственного отделения, с 1860 - помощник архитектора чертёжной четвёртого округа Министерства путей сообщения и публичных зданий. В 1858 получил от Императорской академии художеств звание неклассного художника. В 1863 назначен чиновником по технической части в канцелярию московского генерал-губернатора. В 1871-74 состоял под судом по поводу обвала в строившемся доме Алексеева. В 1874 открыл школу для обучения детей рисованию, черчению и ваянию… Похоронен в Андрониковом монастыре»5.

В личном деле Н.И. Финисова6 приведены более детальные сведения о биографии и заслугах архитектора, указан ряд его построек, имеется переписка о соискании им званий Художника, Академика, Вольного Общника Академии Художеств.

Николай Иванович родился в семье губернского регистратора, в течении восьми лет обучался в МДАУ, но после продолжительной болезни уволился со старшего отделения. Выздоровев, 24 июня 1852 г. Николай Иванович успешно сдал экзамен по теории и практике строительного искусства, что послужило основанием для его допуска «к возведению всякого рода гражданских зданий». При соискании Финисовым звания Художника Архитектуры он получил положительную характеристику (свидетельство) от директора Московского Дворцового Архитектурного Училища Ф. Рихтера:

«Николай Иванович Финисов занимался под наблюдением моим в течении прошлого 1850-го года съёмкою строений, черчением проектов, составлением смет и производством разных практических работ, был поведения хорошего, и исполнил данные ему поручения с успехом.
В том свидетельствую
Статский Советник и кавалер Фёдор Рихтер»

После получения звания «свободного (неклассного) художника» Н.И. Финисов пытался получить звание академика. Для этого в июне 1863 г. Н.И. Финисовым были представлены Совету Императорской Академии Художеств следующие документы: копия разработанного им проекта церкви в с. Игнатьеве Московской губернии Богородского уезда, свидетельство о том, что он является составителем проекта и работы производятся под его наблюдением, а также список проектированных и построенных церквей (к 1863 г. Н.И. Финисов успел принять участие в строительстве и проектировании восьми церквей). На основании присланных документов архитектор был допущен Советом Академии художеств к конкурсу на звание академика и получил от Совета программу работ. Николай Иванович не смог выполнить заданную программу по причине высокой загруженности на работе и необходимости содержать большую семью. В переписке приводятся объяснения Финисова, представленные Совету:

«Имею честь объяснить, что в период этого времени я постоянно был занят поручениями по службе и исполнил два проэкта на постройку колокольни и перестройку Церкви Вс. Спаса в г. Шуе Вл Губ и на постройку новой Церкви и колокольни Св. Ник. Чудотв. Что на Ямах в Москве. Проэкты эти Высочайше утверждены 17 и 19 мая сего 1866 года. В прошлом 1865 г. я производил работы по постройке двух каменных церквей в селах Игнатьеве и Ознобишине Мос. Губ., занимался казёнными поручениями и заведовал перестройкою каменного двухэтажного корпуса в Общественной Андреевской Богадельне, кроме сего составил проект Соборной Церкви в Иоанно-Казанском монастыре Тамбовской губернии, вследствии и не мог исполнить заданной программы. В противном же случае, я должен бы был отказаться от частных занятий и лишить себя и семейство (состоящее из жены и семи человек детей) средств к содержанию, потому что нахожусь на службе без жалованья...»

Далее – в 1863 и в 1877 г. Н.И. Финисов еще дважды обращался в Совет Академии в целях соискания почётного звания вольного общника академии. Но оба раза получал отказ.

В 1871 г Н.И. Финисов пытался устроиться на службу сверхштатным архитектором при строительном отделении Московского губернского правления7. Но председатель заседания технико-строительного комитета К. Марченко, проходившего 04.09.1871, указал на то, что «…титулярный советник Финисов имеет степень неклассного художника по архитектуре и свидетельство четвёртого округа Министерства Путей Сообщения, по которому может быть допускаем к возведению всякого рода гражданских зданий. Свидетельство это не представляет степени архитектора и не даёт права на занятие штатного места архитектора по технико-строительной части… Финисов, как не получивший технического образования, не может приносить пользу Московскому Строительному Отделению».

Сильным ударом по профессиональной репутации Н.И. Финисова стал обвал в строившемся доме С.И. Алексеева в Москве в мае 1872 г., повлекший человеческие жертвы (погибло пять рабочих, семь получили увечья). Архитектор проектировал перестройку старого дома (надстройку к существующему зданию новых этажей). Наиболее очевидными причинами трагедии стали грубые нарушения, допущенные при организации работ и конструктивные просчёты (старые стены не выдержали тяжести новой кладки). Итогом судебных разбирательств для Н.И. Финисова стали строгий выговор и церковное покаяние8.

В апреле 1873 г Н.И. Финисов на собственные средства открыл школу для обучения детей рисованию, черчению и ваянию. В журнале «Зодчий» Николай Иванович раскрывал свои планы в отношении школы9:

«Состоя на службе архитектором и секретарём при попечительстве бедных в Москве и почётным членом совета детских приютов, я постоянно следил за успехами учеников приютов по художественной части и, находя многих из них с большими дарованиями, задумал открыть для них школу, так как в приютах курс учения продолжается до тринадцатилетнего возраста и многие из даровитых учеников, не имея средств к дальнейшему образованию, принуждены были приискивать себе род занятий, не соответствующий их призванию. Школа эта причислена к Пречистенскому отделению попечительства бедных в Москве и помещается на Малой Грузинской, в доме Марецкаго. В школу определены из детских приютов пятнадцать мальчиков, где обучаются следующим предметам: 1) закону Божию, 2) копированию архитектурных проектов, съёмке с натуры планов местностей и фасадов существующих зданий, 3) рисованию фигур и орнаментов, 4) лепке из глины орнаментов для украшения плафонов и наружных частей зданий, 5) фотографии, 6) теории архитектуры, 7) математике, 8) русскому языку, 9) истории и географии, и 10) церковному пению.

Цель учреждения этой школы заключается в том, чтобы более даровитые воспитанники могли оканчивать курс в Московском училище зодчества, а менее способные – будут выходить из школы с аттестатами, для поступления десятниками и чертёжниками к архитекторам, на казённые и частные постройки...».

К 1877 г. список церквей, проектированных и построенных Н.И. Финисовым, уже включал девятнадцать храмов (в Москве и Московской губернии, Калужской, Ярославской, Тамбовской, Рязанской и Владимирской губерниях)10:

1. В Покровской Мещанской богадельне церковь во имя Александра Невского, в память коронования Государя Императора Александра II. В Москве Лефортовской части
(церковь Александра Невского при бывшей Покровской богадельне. Москва, ул. Бакунинская, 81/55. Действующая церковь).
Сайт прихода
Каталог sobory.ru

2. Церковь с колокольнею во имя Св. Великомученика Никиты. В Москве Пятницкой части в Кузнецкой улице.
(Москва, Новокузнецкая ул., 4 - угол Старого Толмачёвского переулка, 12. Разрушена в 1936 году).
Википедия
Каталог sobory.ru

3. Реставрировал и капитально исправлял церковь на Даниловском кладбище. В Москве за Серпуховской заставой.
(Москва, Духовской пер., д. 1/14. Действующая церковь).
Википедия
Каталог sobory.ru

4. Реставрировал и перестраивал ветхую древнюю церковь Спаса что в Чигасах. В Москве Яузской части.
(церковь Спаса Всемилостивого, что в Чигасах. Москва, 5-й Котельнический пер., 12. Разрушена около 1930 г.)
Каталог sobory.ru

5. Церковь с колокольнею Св. Николая Чудотворца что на Ямах. Проэкт высочайше утверждён 19 Мая 1866 г.
(храм Николая Чудотворца на Ямах. Москва, улица Николоямская, 39/43, корп. 1. Разрушен в 1950-х гг. )
Википедия
Каталог sobory.ru

6. В имении Графа Толстова в с. Покровском колокольню и церковь во имя Александра Невского в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Московской губ. Подольского уезда.
(Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В память освобождения крестьян владелец усадьбы генерал-майор Павел Матвеевич Голенищев-Кутузов-Толстой пристроил южный придел в честь святых апостолов Петра и Павла. г. Москва, п. Вороновское, с. Покровское. Действующая церковь.)
История храма
Каталог sobory.ru

7. Церковь во имя Живоначальной Троицы в с. Ознобишине Московской губ. Подольского уезда.
(Церковь Троицы Живоначальной. Московская область, Подольский район, с. Ознобишино. Действующая церковь.)
История храма
Каталог sobory.ru

8. Колокольню и церковь Св. Великомуч. Георгия в с. Игнатьеве Московской губ. Богородского уезда.
(Церковь Георгия Победоносца. Московская область, Раменский район, с. Игнатьево. Действующая церковь.)
История храма
Каталог sobory.ru

9. Церковь и колокольню в с. Завидове Московской губ. Клинского уезда.
(Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Тверская обл., Конаковский р-н, с. Завидово, Ленинградское шоссе, 175. Колокольня разрушена в 1950-х гг. (в 2003 г. построена новая). Действующая церковь.)
История храма
Каталог sobory.ru

10. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в с. Каменках Московской губ. Рузского уезда.
(Храм в честь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Московская область, Волоколамский район, д. Каменки, ул. Центральная, 43. Действующая церковь.)
История храма
Каталог sobory.ru

11. Церковь в с. Оболенском Калужской губ. Боровского уезда.
(Церковь Николая Чудотворца. Калужская обл., Жуковский район, с. Оболенское. Действующая церковь.)
История храма
Каталог sobory.ru

12. Церковь в с. Заозерье Ярославской губ. Угличского уезда.
(Церковь Казанской иконы Божией Матери. Ярославская область, Угличский район, с. Заозерье. Действующая церковь.)
История храма
Каталог sobory.ru

13. Составил проэкт на постройку Соборного храма в Иоанно-Казанском монастыре Тамбовская губ. Лебедянского уезда.
(Сезёновский Иоанно-Казанский монастырь. Троицкий собор. Липецкая область, Лебедянский район, с. Сезёново. Действующая церковь.)
История храма
Википедия

14. Построил колокольню и перестроил церковь Спаса. Проэкт Высочайше утвержден 5 Мая 1866 года. Владимирская губерния в городе Шуе.
(Спасская церковь. Ивановская область, г. Шуя, пл. Ленина. Разрушена в 1930 г.)
Строительство Спасской церкви в Шуе

15. Шестипрестольную церковь на кладбище на иждивение Почётного Гражданина Лабзина. Московская губ. в Павловском посаде.
(Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Московская область. Павловский Посад, пос. Максима Горького, 19. Покровско-Васильевский мужской монастырь. Действующая церковь.)
Каталог sobory.ru
Википедия

16. Церковь в с. Остроухове в имении Сорокоумовского Рязанской губ. Михайловского уезда.
(Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Рязанская обл., Захаровский р-н., с. Остроухово. Действующая церковь.)
Каталог sobory.ru

17. Колокольню и церковь Грузинской Божией Матери. В Москве Яузской части.
(Церковь Грузинской иконы Божией Матери, что на Воронцовом Поле. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Воронцовом поле. Москва, Обуха пер., 3. Снесена в 1932 г.)
Каталог sobory.ru

18. Церковь Спаса в Спасском. Басманной части в Москве.
(Церковь Спаса Преображения, что в Спасской. Москва, ул. Большая Спасская, 15. Снесена в 1937 г.)
Каталог sobory.ru

19. Составил проэкт 3-х престольного храма с колокольнею Мос. Губ. Богородицкого уезда в с. Орехове-Зуево.
(Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Московская обл, Орехово-Зуевский р-н, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 20/1. Действующая церковь.)
Каталог sobory.ru

Данный список был составлен самим архитектором, что исключает попадание в него «чужих» построек. Даже поверхностное знакомство с историей строительства перечисленных в перечне церквей (на основе доступных сведений из сети Интернет) подтверждает сложность установления их авторства. Лишь несколько построек из представленного списка однозначно считаются построенными по проектам Н.И. Финисова, остальные многократно перестраивались с участием разных зодчих. К признанным постройкам Н.И. Финисова из указанного списка относятся только церковь Св. Николая Чудотворца на Ямах в Москве (уничтожена в 1956-1957 гг.), Троицкая церковь в с. Ознобишино Подольского района Московской области, церковь Св. Великомученика Георгия в с. Игнатьеве Раменского района Московской области и Спасская церковь в Шуе.

К наиболее выразительным в художественном отношении постройкам архитектора Финисова можно отнести следующие церкви: Спасскую в Шуе, Георгиевскую в Игнатьеве, Никольскую-на-Ямах в Москве. Представляет интерес причастность зодчего к реализованному проекту Троицкой соборной церкви Иоанно-Казанского монастыря в Липецкой области (Финисов упоминает о составлении им проекта собора в списке; визуально построенный собор близок постройкам Финисова, но выбор строителями проекта Финисова требуется доказать).

В большинстве перечисленных в списке церквей в годы активности Н.И. Финисова выполнялись различные работы по ремонту и перестройке (расширение трапезных, строительство новых приделов, алтарей, притворов, крылец и колоколен). В общедоступных сведениях об истории этих храмов фамилия Финисова не упоминается. Дополнительно усложняют ситуацию более поздние перестройки церквей и разрушения советского периода. Для доказательства причастности Н. Финисова к строительству определённых храмов необходимы дополнительные архивные изыскания и искусствоведческие экспертизы.

Известно, что прототипом колокольни шуйской Спасской церкви стала колокольня церкви Никиты Великомученика в Москве (именно её безальтернативно указал в качестве образца заказчик – шуйский купец Г.В. Щеколдин). Авторство церкви Никиты Великомученика в Татарской слободе часто связывается с известным московским архитектором Михаилом Дориментовичем Быковским (при этом отмечается, что именно этот храм не похож на иные постройки Быковского)11. Проект московской церкви Никиты Великомученика подписал «имеющий право на вольную практику Степанов»12. В Юбилейном сборнике С.Н. Кондакова автору проекта церкви соответствует Степанов Михаил Петрович:

«Степанов Михаил Петрович. Ученик Московского Художественного класса живописи и ваяния. В 1859 г. был признан Академией Художеств «назначенным» за проект «церкви во имя св. Никиты в Москве» (звание «назначенного» подразумевало «назначенного в Академики» - промежуточное звание между классным художником и академиком – Ч.Д.)»13.

В списке церквей, построенных Н.И. Финисовым, также указана церковь Никиты Великомученика: Церковь с колокольнею во имя Св. Великомученика Никиты. В Москве Пятницкой части в Кузнецкой улице.

Пока не обнаружены документальные объяснения противоречиям с авторством данной церкви можно предположить участие в её строительстве обоих архитекторов. Степанов М.П. и Финисов Н.И. обучались в МДАУ примерно в одно и то же время и, вероятно, были лично знакомы. Возможно Н.И. Финисов участвовал в проектировании (но в меньшей степени, чем М.П. Степанов). Финисов, приписывая данную церковь к своим постройкам, мог участвовать только в процессе строительства.

Судя по тому, что Н.И. Финисов позже построил несколько колоколен, подобных колокольне к церкви Никиты Мученика (колокольни при Спасской церкви в Шуе, церкви Николы в Ямах в Москве, Троицкой церкви в с. Игнатьево), а также учитывая тот факт, что именно к нему (а не к Степанову) обратился шуйский заказчик, можно предположить, что в строительстве церкви Никиты Мученика в Москве участвовали оба архитектора.

Проектирование Н.И. Финисовым перестройки шуйской Спасской церкви в 1860-х гг. (помимо его подписи на Высочайше утверждённом проекте14) подтверждается словами, которые архитектор приводит в переписке с Советом Академии художеств:

«…исполнил два проэкта на постройку колокольни и перестройку Церкви Вс. Спаса в г. Шуе Вл Губ и на постройку новой Церкви и колокольни Св. Ник. Чудотв. Что на Ямах в Москве. Проэкты эти Высочайше утверждены 17 и 19 мая сего 1866 года…».

В переписке с Советом в 1877 Н.И. Финисов указан в чине надворного советника. На тот момент архитектор состоял на службе Почётным Членом Московского Совета Детских Приютов и архитектором при постройке приютских зданий; архитектором при Пречистенском отделении попечительства о бедных в Москве; членом правления подания помощи утопающим и архитектором при постройке спасательных станций в Московском Округе; членом Совета Общества попечения о детях лиц, сосланных по судебным приговорам в Сибирь, и архитектором приютских зданий; директором школы черчения и рисования, учреждённой при Пречистенском отделении попечительства; чиновником для технических поручений при Московском Генерал Губернаторе.

В личном деле также отмечены награды архитектора, полученные им к 1877 г.: «Сверх сего в казённых и благотворительных учреждениях, составлял проекты и производил разные постройки, за что Высочайше награждён орденами: Св. Станислава 3 и 2 степени с Императорскою короною и Св. Анны 2 степени, Высочайшим подарком и 3 Высочайшими благодарностями…».

Н.И. Финисов умер 10 марта 1893 года в возрасте 62 лет. Похоронен в Свято-Андрониевом монастыре в Москве. Архитектор состоял в звании статского советника15.

За последние несколько лет сведения о постройках Н.И. Финисова постепенно пополняются16, но требуют документальной проверки и уточнения. К указанному выше списку из девятнадцати храмов добавляются следующие церковные постройки:

- церковь Девяти мучеников Кизических (Москва, Б. Девятинский пер., 15; Н.И. Финисов участвовал в перестройке паперти в 1889 г.; действующая церковь. Википедия),

- церковь Николая Чудотворца на Щепах (Москва, 1-й Смоленский пер., 20; в 1882 г. по проекту Н.И. Финисова был построен северный придел; действующая церковь. Википедия),

- приют цесаревны Марии на Пресне у Горбатого моста с церковью Троицы Живоначальной, (Москва, Новый Арбат, д. 36; здания снесены до 1960-х гг. Каталог sobory.ru),

- здание богадельни кн. Н.А. Черкасовой с Храмом в честь Троицы Живоначальной (Москва, Ленинградский проспект, 16, стр. 1 и 2; действующая церковь. Википедия),

- часовня при фабрике Лабзиных (Московская обл., г. Павловский Посад; построена в 1892 г., сломана в 1950-х гг. Храмы России).

Дмитрий Черниховский

********************************************************



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии