Назад На главную страницу

Ансамбль Воскресенской и Успенской церквей и Троицкого собора
(Ивановская область, посёлок Лух)

Фотографии: Александр Богданов (10 февраля 2007 г.), Вячеслав Кирюхин (июнь 2013 и 2014 гг.)

Проезд: Свернуть с шоссе Иваново - Кинешма направо на перекрёстке за г.Родники и ехать прямо по указателям около 25 км. Можно проехать и через Вичугу - в Вичуге нужно узнать дорогу на Федяево, доехав до Федяево свернуть направо в сторону Зарубино и Тимирязево (как правило в Вичуге спрашивают "Как проехать к Луховскому монастырю?"). От Тимирязева свернуть налево и ехать около 4 км до Луха. Ещё один вариант - из Кинешмы. Выехав из Кинешмы по направлению г.Юрьевец свернуть на первом перекрёстке направо в сторону села Батманы. Ехать по асфальту никуда не сворачивая, внимательно следя за названиями населённых пунктов. Доехав до села Воскресенское быть очень внимательным, как правило, по незнанию, многие водители пропускают поворот главной дороги направо за Воскресенским и проезжают прямо в Шилекшу. Свернув направо по главной дороге за Воскресенским, миновав речку Шилекшинку, свернуть направо и ехать асфальтом на Бахарево, Воскресенское Новое до Благовещения. У Благовещения свернуть направо на дорогу Пучеж - Лух.

*****************************************************************

2-я пол. 17 в.; 2-я пол. 18 в.; нач. 20 в. пл. Советская. Расположен в центре, на главной площади города, к востоку от крепости. Складывался на протяжении двух с половиной столетий. В 1680 г. на средства посадского жителя Максима Фёдорова, "попова сына", возведена церковь Воскресения; в 18 и 19 вв. к ней пристроена обширная трапезная. Шатровая колокольня, вероятно современная храму, стоявшая к северу от него, разрушена в 1920-30-е гг. Церковь Троицы сооружена в 1754 г., Успенский собор, сменивший деревянный двуглавый храм, и отдельно стоящая колокольня — в 1775 г. Все здания кирпичные, побелённые по обмазке.

В комплексе доминирует пятиглавый храм Воскресения - поставленный на возвышении, он замыкает с юга пространство площади. Примечательно расположение храма по оси дороги, ведущей в Палех (ныне ул. Горького). Церковь Троицы и собор Успения занимают северо-западную часть площади, причем собор ориентирован по оси старой дороги, ведшей к крепости с востока (ул. Красноармейская). Оба храма стоят параллельно друг другу; их западные фасады, выходящие на одну линию, обращены к крепостным валам. Высокая шатровая колокольня, сооружённая чуть западнее, на средней оси свободного пространства между храмами, была хорошо видна с противоположной от торговых рядов стороны площади; в настоящее время обзору обеих церквей и колокольни мешают деревья, посаженные перед ними в 20 в. Незаурядный архитектурный ансамбль отличается стилистическим единством всех памятников, выдержанных в традициях древнерусского зодчества 2-й пол. 17 в.

Церковь Воскресения. В кон. 17 в. к южной стене первоначального объёма 1680 г. был пристроен придел, к западной—галерея; в 1-й пол. 18 в. сооружена северная галерея; в нач. 19 в. у северозападного угла - крещальня. Из трех входных порталов на фасаде современного объёма остался лишь южный: два других оказались внутри галерей. Ко 2-й пол. 19 в. относится итальянское окно, пробитое в средней апсиде церкви. Силуэт здания искажён высокой трубой 20 в. над трапезной. Яркий пример храма костромской архитектурной школы 17 в. - один из наиболее выразительных памятников этого типа в области.

Объёмная композиция асимметричного в плане сооружения отличается монументальностью. Большой, первоначально двусветный четверик собственно храма завершён четырёхскатной кровлей и пятью крупными главами на высоких световых барабанах. Алтарная часть состоит из трёх полукруглых апсид, средняя из которых значительно крупнее и выше боковых - такое построение является редкостью. Небольшой южный придел равен по высоте средней апсиде и увенчан главкой, а его апсида равновысока боковым. Галереи, опоясывающие храм с двух сторон, также одной высоты с низкими боковыми апсидами, причем западная широкая галерея трактована как трапезная с крещатыми столбами в интерьере. Пучки полуколонок закрепляют углы основного объёма и поддерживают широкий декоративный карниз с рядами зубчиков, нишек и поребрика, на него опирается пояс ложных закомар. В убранстве фасадов большое значение имеют фигурные наличники окон (с наборными колонками и кокошниками разной формы) и западный перспективный портал. Карнизы северной галереи и апсид украшены бегунцом; стены северной галереи - ширинками; южный придел венчает пояс ложных закомар и фриз из цветных изразцов. Барабан его главки также выложен изразцами (цветочный букет в вазоне, розетки, цветки-шишечки, двуглавый орёл в круге, изображения голубя и всадников - такой декор имеет прямые аналогии в изразцовом убранстве многих ярославских памятников).

Внутреннее пространство основного объёма членится двумя крещатыми столбами, от них к стенам перекинуты арки; образованные ячейки перекрыты системой коробовых и лотковых сводов со световыми проёмами в центральной и угловых. На тех же осях поставлены крещатые столбы галереи-трапезной, компартименты которой перекрыты сомкнутыми сводами с лотками. В алтаре храма - коробовые своды, переходящие в конхи; в апсиде южного придела - конха с лотками. Северная галерея имеет коробовые своды с лотками в средней части. В стиле зрелого классицизма выполнены кованая решётка южного входа, чугунные литые ступени солеи и винтовая лестница в северо-западной части храма. Сохранившаяся в интерьере живопись маслом относится к 1907 г., как об этом свидетельствует запись, находящаяся на хорах. Эти росписи исполнены поверх более ранних - их разграничения слабо просматриваются. Широкий карниз с сухариками отделяет свод от стен, другой подобный карниз разделяет три стены по горизонтали, проходя под окнами верхнего света, подобными же карнизами завершены крещатые столбы.

В основе расположения всех сюжетных и фигуративных изображений лежит принцип симметрии: размещение композиций на южной стене симметрично северной, на западной - подчинено центральной оси. На коробовых сводах написаны традиционные "Праздники" в духе позднеакадемических сцен с пространственно-перспективным построением. Гризайльные росписи - орнаментальные фризы на арках и обрамления сюжетных сцен на стенах — развивают барочные мотивы. Колорит сюжетной живописи построен на сопоставлении плотных, локальных, глухих тонов.

Церковь Троицы. Через несколько лет после сооружения храма (1754), в традициях древнерусской архитектуры, к его западной стене была пристроена большая трапезная с алтарной апсидой, частично скрывшей южный боковой фасад. В 1-й пол. 19 в. четверик получает существующее пятиглавие в стиле зрелого классицизма. В нач. 20 в. трапезная с северной и западной сторон обстраивается крытой галереей; вероятно, тогда же переделываются окна апсиды, получившие арочную форму, вследствие чего изменяется и конфигурация кокошников в их завершении. Каменная ограда с металлической решёткой разрушена. Внутренняя структура переделана при приспособлении здания под склад и ПТУ. К высокому трёхсветному четверику под четырёхскатной кровлей, завершённому пятиглавием, примыкают низкая алтарная апсида слабо выраженного трёхлепесткового абриса и асимметрично расположенная, равновысокая апсиде одностолпная трапезная. Её мощный квадратный столп сильно сдвинут к югу с продольной оси четверика - так, что северные фасады трапезной и четверика образуют единую линию, а на юге устроен придел-галерея. Весь объём трапезной покрыт единой трёхскатной кровлей.

Стены четверика окружены вверху поясом ложных закомар, опирающихся на карниз, составленный из ступенчатых консолек-городков; на углах - огибающие лопатки. Боковые фасады расчленены тремя ярусами окон, размещенных асимметрично. Окна двух нижних ярусов крупнее и обрамлены фигурными наличниками, третий ярус состоит из небольших проёмов, заглублённых в ниши. Наличники проёмов первого света имеют тонкие колонки с перехватами и ступенчатую перемычку вверху, на которую опирается полуциркульный кокошник с килевидным завершением (аналогичные наличники у первоначальных окон трапезной). Наличники второго света - с колонками без муфт, поддерживающими многоступенчатое двухлопастное завершение. Карнизы трапезной (на южном фасаде) и алтаря одинаковы и состоят из четырёх нависающих рядов пилы. Алтарная апсида, образованная тремя дугообразными объёмами, имеет в местах сопряжений декоративные трёхчетвертные колонки.

Необычно трактованы барабаны венчания четверика: каждый из них поднят на квадратный постамент и имеет развитый антаблемент, опирающийся на восемь трёхчетвертных тосканских колонок, луковичные главы установлены на полусферические кровли барабанов.

Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым проёмом в шелыге, двустолпная трапезная - коробовыми сводами с распалубками над окнами, южный придел - коробовым.

Успенский собор. В 1900 г. у северного фасада храма (1775) был сооружён притвор. В советское время при приспособлении здания под пожарную часть в южной стене трапезной пробито трое ворот, в апсиде - дверь; утрачена часть наличников; главы и барабаны на притворе сняты. Стилистически памятник относится к допетровской архитектуре 2-й пол. 17 в., однако в нем также прослеживаются отдельные элементы, свойственные барокко и раннему классицизму.

Высокий объём собственно храма, доминирующий в композиции, состоит из двусветного и двухъярусного четверика и широкого восьмерика, завершённого восьмигранной, пирамидального типа кровлей со световым барабаном и небольшим барочным куполом над ним (главка утр.). Низкая удлинённая одноэтажная трапезная по высоте и ширине равна нижнему ярусу храма и составляет с ним единый объём. Равновысокая ей апсида со слабо выраженным трёхлепестковым абрисом в восточной части чуть уже четверика.

Декор фасадов отличается особым изяществом, причем трактовка двух нижних ярусов аналогична деталям церкви Воскресения. Углы ярусов четверика и стены трапезной украшены пучками полуколонок с раскреповками над ними. Невысокий карниз первого яруса состоит из ряда поребрика "на плашку" и нескольких поясов полочек. Широкий карниз второго образован поребриком, двумя рядами прямоугольных нишек с зубчиками и ступенчатыми выступами полочек. Цоколь апсиды выделен пояском из двух полувалов и рядом поребрика между ними. Грани восьмерика фланкированы барочными рустованными лопатками и завершаются декоративным карнизом из ступенчатых консолек.

Оконные обрамления очень нарядны. Их наборные колонки состоят из одиночных или сдвоенных фигурных балясинок, поставленных на "карнизики" одна над другой; завершения различны: в верхнем ярусе четверика и восьмерике - двухлопастные с килем в центре; в алтаре - полуциркульные; в нижнем ярусе четверика, в трапезной и на восточном окне апсиды - в виде короны с тремя зубцами. Небольшой верхний восьмерик с окнами по сторонам света украшен полуколонками на ребрах, ступенчатым карнизом и треугольными фронтончиками над ним.

Невысокий северный притвор, выдержанный в неорусском стиле, на всех трех фасадах завершён крупными килевидными фронтонами. Четверик храма через паруса переходит в восьмерик, завершённый восьмилотковым сомкнутым сводом с гранёной конхой у восточной стены.

В своде храма и на гранях восьмерика сохранились фрагменты клеевой живописи сер. 19 в., характерной для росписей шуйско-палехского круга. В стилистике памятника своеобразно сочетаются традиции барокко и классицизма. В своде помещена многофигурная композиция "Хвалим Тебе, Господи", в простенках окон восьмерика - символические сцены на темы "Отче наш", в тромпах - изображения евангелистов. Для большинства фигурных композиций характерны сложные диагональные пространственные построения с резким противопоставлением нижней земной и верхней небесной частей изображения, энергичные движения фигур, особый тип несколько одутловатых лиц. Расположенные под окнами гризайльные композиции с символами Ветхого и Нового Заветов выполнены в нежных розово-сиреневых тонах на синем фоне. При общей их ориентации на ампир ясная структура композиций здесь сочетается с резкими ракурсами отдельных предметов, свойственными барокко.

Колокольня, отдельно стоящая перед западными фасадами церквей Успения и Троицы, построена, вероятно, одновременно с первой из них в традициях древнерусского зодчества и является одним из лучших примеров столпообразных колоколен этой части области. Её стройный объём образован низким одноярусным четвериком-основанием, над которым возвышается высокий столп восьмерика, венчаемый ярусом арочного звона под восьмигранным шатром.

Декоративное убранство фасадов сдержанно, но выразительно; немногие пластические элементы подчеркивают монументальность мощных стен. Карниз четверика, напоминающий завершение второго яруса Успенского собора, состоит из ряда поребрика и выше - из двух поясков нишек и зубчиков (последние образованы из лекальных кирпичей каблучкового профиля). Рёбра восьмерика отмечены огибающими лопатками, плоскости граней над карнизом четверика оживлены оконными проёмами по сторонам света (окна с лучковыми перемычками заглублены в ниши и обрамлены двойными ленточными наличниками). На южной и юго-восточной гранях на разной высоте расположено по одному щелевидному окну для освещения лестницы. В верхней части западной грани - киот, украшенный треугольным кокошником. Грани шатра прорезаны тремя ярусами убывающих по величине слухов, причем прямоугольные проёмы двух нижних ярусов дополнены наличниками с треугольными кокошниками, а верхние - круглые - обрамлены ленточными окружностями.

Первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом. В его восточной стене устроена внутристенная каменная лестница; на уровне восьмерика её сменяет деревянная.

Беляев, 1863, с. 202-203; ИАК. 1909, вып. 31, с. 282; Церкви Костромской епархии... 1909, с. 218; Кудряшов, 1975, с. 4, 10, 18, 25, 26, 28.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 619-626

*****************************************************************

Успенская соборная (летняя) церковь была построена на средства прихожан в 1775 г. В 1900 г. к ней была пристроена паперть. Она расположена на центральной площади Луха. С запада к церкви подходят старые городские земляные укрепления, с востока - торговые ряды.

Соборная церковь представляет собой трёхчастный однокупольный, имеющий наружные размеры 34х12,2 м (без северной паперти). Памятник сооружён из кирпича (30х14х7 см). Алтарная часть имеет значительные утолщения стен (на абсиде).

Архитектурно-планировочное решение постройки весьма традиционно для провинциальных культовых построек середины-конца XVIII в.: монументальная центральная часть церкви - четверик - увенчан массивным невысоким восьмериком, завершённым восьмигранным световым барабаном с небольшой главой. С востока к четверику примыкает алтарная абсида, имеющая довольно сложные очертания. С запада - прямоугольная, вытянутая в длину трапезная.

Внутренние помещения церкви симметричны относительно продольной оси. Снаружи симметрия нарушается северной пристройкой - папертью. Последняя имеет весьма сложное перекрытие, представляющее собой половину кресщатого свода, рёбра которого снаружи имеют двоякую кривизну. В алтаре - конха, четверик перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом "на парусах", в трапезной, разделённой на две части - цилиндрические свод с распалубками над окнами.

Внутреннее убранство не сохранилось. Остатки поздней фресковой живописи отмечены на лотках свода четверика.

Успенская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос. учёт в конце 1940-х гг., а в 1960 г. поставлена на гос. охрану республиканского (федерального) значения. Она была закрыта в 1931 г. В 1936 г. её приспособили под гараж местной пожарной части. Последняя располагалась здесь до 1996 г., до момента передачи храма Русской Православной Церкви.

За время хозяйственного использования внешний облик памятника был значительно искажён: на южном фасаде пробиты три широких (для проезда автомашин) проёма, в алтарной части с севера устроен служебный вход, южное крыльцо разобрано, главы и барабаны сняты. Однако конструктивное состояние сооружения находится в удовлетворительном состоянии.

По материалам Величкиной Н.В., 1974 г.

*****************************************************************

Успенский собор г. Луха имеет два храма, оба каменные, сооружённые тщанием прихожан. Холодный, однопрестольный - в честь Успения Божией Матери, построен в 1775 г., и тёплый, построен в 1752 г.; в нём три престола: во славу Живоначальной Троицы, св. трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и преп. Тихона. Ограда каменная с железной решёткой. Достопримечательность собора составляет древний животворящий деревянный крест большого размера, поставляемый в обоих храмах во время богослужения на отдельном месте за правым клиросом. Постоянные средства собора: проценты с капиталов общего назначения на сумму 2231 руб. 17 коп., доход в количестве 150 руб. в год от 3 часовен с продажею свеч и арендная плата, в количестве 130 руб. в год, за 2 деревянных дома, отдаваемые под квартиры.

К Лухскому собору приписана кладбищенская Преображенская церковь, зданием каменная, обнесённая каменной с железной решёткой оградою, в 1,5 верстах от собора. Отдельного причта при ней нет, совершают же богослужение причты соборный и Воскресенской приходской церкви г. Луха.

Причт: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Постоянные средства его - проценты, в количестве 104 руб. в год, с общего причтового капитала в 2395 руб. 83 коп. Причтового дохода при богослужении и треб бывает 1692 руб. в год.

Земли церковной числится 68 десятин лесной и 486 кв. сажень огородной. Лес сведён более 25 лет и пустодорожняя земля сдается Лухскому городскому обществу под выгон скота за 50 руб. в год. Планы и межевые книги есть.

Прихожан муж. пола 1123, жен. пола 1207. Из них городские жители занимаются огородничеством и мелкой торговлей, деревенские – землепашеством, при отхожем промысле – овчинничество. Приходских деревень 8, на расстоянии до 6 вёрст. В г. Лухе 2 министерских училища: мужское трёхклассное и женское одноклассное. В д. Сорокине земское народное училище, смешанное.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.

*****************************************************************

Троицкая соборная (зимняя) церковь была построена в 1754 г. (по другим сведениям в 1752 г.). В ней было три престола: в честь Живоначальной Троицы, в честь Трёх Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и в честь преподобного Тихона Лухского.

Церковь расположена в центре посёлка и представляет собой пятикупольный трёхчастный храм с массивным двусветным четвериком. Стены выполнены из кирпича размером 30х15х7 см. Постройка имеет асимметричные очертания плана. С юга к квадратному в плане четверику примыкает полукруглая абсида придела, соединённая с трапезной широким арочным проёмом. Трапезная несколько вытянута на юг. В центре её расположен массивный столб. С запада церковь обрамляет неширокая паперть, соединённая с северным приделом.

Наружный декор фасадов церкви сочетает в себе элементы архитектуры барокко (оконные наличники, усложнённая трактовка главок и барабанов и т.п.), а также элементы русской архитектуры средних веков (аркатурный пояс на четверике, ступенчатые треугольные сухарики и т.п.). Сохранились цилиндрические своды со стрельчатыми распалубками, а также полусферические покрытия алтаря и южного придела.

Колокольня Троицкой церкви построена в 1775 г. и представляет собой высокий восьмигранный объём, покоящийся на массивном четверике, перекрытый восьмигранным шатром с небольшой шаровидной главой и крестом.

Декоративное убранство фасадов колокольни сдержано. Выразительность архитектурного решения достигается путём противопоставления структурных элементов сооружения: низкий четверик основания контрастирует с высоким массивным восьмериком, плоскости стен обеих частей гладкие, без декора. Верхняя часть колокольни в противовес нижней решена облегчённо: шатёр с тремя ярусами окон-бойниц покоится на облегчённом за счёт сквозных арочных проёмов восьмерике.

На восточном фасаде имеется дверь на лестницу, ведущую на верхние ярусы колокольни.

Троицкая церковь с колокольней как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос. учёт в конце 1940-х гг., а в 1960 г. они приняты на гос. охрану республиканского (федерального) значения.

Первоначальный облик церкви искажён построенной в 1907 г. папертью, а также прямоугольным приделом с северной стороны. Интерьер сооружения после закрытия церкви в 1940 г. был полностью перестроен и переоборудован под аудитории местного профтехучилища. В начале 1990-х гг. Троицкий храм был возвращен Русской Православной Церкви. В настоящее время памятник отремонтирован на средства прихожан и пожертвования и имеет удовлетворительное состояние.

По материалам Величкиной Н.В., 1973 г.

*****************************************************************

Воскресенская церковь была построена в 1680 г. на средства посадского человека Максима Фёдорова Попова. С тех пор она неоднократно перестраивалась. Так, в конце XIX в. была пристроена паперть, окружающая церковь с запада и севера. В 1907 г. была подновлена живопись в храме и устроена винтовая чугунная лестница на хоры.

По писцовым книгам 1625-1626 гг. в г.Лухе была церковь Козьмы и Демиана. Полагают, что переименование её в Воскресенскую произошло во время постройки последней, где-то между 1626 и 1680 гг., т.к. по надписям на некоторых вещах, находившихся ранее в церкви, видно, что они предназначались в дар Воскресенскому храму.

Сооружение расположено в центре Луха, рядом со старинными земляными укреплениями. В комплексе с Успенским собором и Троицкой церковью создается самобытный культовый ансамбль, доминирующий над остальной застройкой города.

Церковь представляет собой монументальный пятиглавый объём, состоящий из квадратного в плане двусветного четверика, трёхчастного алтаря с полукруглыми абсидами и одноэтажного объёма паперти, оформляющей, как сказано выше, храм с запада и севера. С юга к четверику примыкают два придела - прямоугольный двусветный и полукруглая абсида малого придела. Южный придел ранее был украшен изразцовым фризом; изразцы частично сохранились и на барабане придела.

Церковь выполнена из кирпича размером 30х7,5х15 см. Алтарь соединён с холодным храмом тремя арочными проёмами. Все алтарные абсиды перекрыты конхами. Снаружи церковь побелена по кирпичу без штукатурки.

Храм имеет внутренние размеры 13,5х13,9 м. В центре его - два массивных крестообразных в плане столба. Центральная часть храма перекрыта небольшим куполом, соответствующим размерам наружного барабана центральной главы. Нефы перекрыты цилиндрическими сводами. По углам также небольшие купольные перекрытия.

Паперть разделена на ряд мелких отсеков, перекрытых в западной части крестовыми сводами, в северной - сложной системой цилиндрических сводов со стрельчаыми распалубками.

Наружный декор центральной части сооружения соответствует архитектуре петровского барокко. Однако пропорции и конструктивная система постройки характерны для средних веков (трёхнефный храм, массивные луковичные главки и т.п.).

Фресковая живопись сохранилась только частично в храме. В ней ярко прослеживаются элементы эклектизма.

Воскресенская церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос.учёт в конце 1940-х гг., а в 1960 г. поставлена на гос. охрану республиканского (федерального) значения. Она была закрыта в конце 1930-х гг. и превращена под склады местной райпотребкооперации и гаражи отделов райисполкома, которые здесь располагались до 1993 г., до момента возвращения памятника Русской Православной Церкви.

Интерьеры церкви претерпели значительные изменения. Наружные фасады за исключением мелких переделок (пробивка новых дверей и окон) сохранились почти полностью. Перед войной из-за ветхости были разобраны колокольня и парадное крыльцо.

Частичная реставрация проводилась в конце 1960-х и 1980-х гг., что позволило сохранить в хорошем состоянии внешний архитектурный облик памятника и его конструкции.

По материалам Величкиной Н.В., 1972 г.

*****************************************************************

Ансамбль Воскресенской и Успенской церквей
и Троицкого собора
(посёлок Лух)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить


Посёлок Лух. Прогулка Вячеслава Кирюхина

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть