Назад На главную страницу

ШУЙСКИЕ ПОГОСТЫ

Фотографии и статья: Дмитрий Черниховский

***************************************************************

Увеличить - Шуйские погосты Значение слова "погост" в русской истории изменялось. В X-XIII веках под погостом понимали место, куда приезжали княжеские дружинники (а, возможно и сам князь) для сбора налогов с близлежащих деревень. На погосте они останавливались на несколько дней, "гостили", кормили коней. В XVII-XVIII веках погост уже понимался как кладбище с церковью. В советское время - просто, как сельское кладбище. В Шуйском уезде перед революцией существовало несколько погостов. Территория Шуйского уезда, существовавшего с 1778 по 1918 г. была значительной и включала части современных Ивановского, Шуйского, Тейковского, Комсомольского, Палехского и Родниковского районов. На территории уезда находились безуездный город Иваново-Вознесенск (сейчас областной центр), село Тейково (сейчас город, районный центр), село Миловское (сейчас город, районный центр Комсомольск). Территория уезда включала около 60 сёл и погостов, около 600 деревень. Погостов было семь (Архангельский, Всехсвятский, Ильинский, Иневеж, Митрофаньевский, Якиманский, Яковлевский). Сейчас в пределах современного Шуйского района остались храмы и сооружения, относящиеся в прошлом к Ильинско-Телешовскому (с. Ильинское), Михаил-Архангельскому (с. Красноармейское), Якиманскому (с. Якиманна) погостам. В соседнем - Южском районе располагается храм бывшего Всехсвятского погоста (с. Волокобино). Церковная жизнь, прерванная на десятилетия, возродилась практически во всех храмах (кроме Ильинского, где уничтожено здание церкви).

Сохранившиеся храмы не являются уникальными архитектурными сооружениями - это типовые каменные церкви 18-19 вв, характерные для Шуйского уезда, построенные на месте прежних деревянных.

Точных сведений о возникновении перечисленных погостов нет (большинство из них начинает упоминаться в документах начала 17 века, как уже существующие). Но за несколько столетий "документальной" жизни погостов там текла своя жизнь - перестраивались храмы, случались пожары и эпидемии, нападали польско-литовские интервенты, происходили чудесные исцеления от икон. Об отдельных событиях слагались легенды, возможно, несколько приукрашенные с годами. С погостами связана судьба интересных людей, внесших вклад в российскую историю и культуру. Храмы каждого погоста по-своему уникальны и неповторимы живописным расположением среди местных ландшафтов - сельских домов, полей, старых кладбищенских вязов и лип, речных берегов.

Увеличить - Река Теза у Архангельского погостаХотя никаких документов, подтверждающих возникновение погостов ранее XVI века не сохранилось (или они пока не найдены), более древним из перечисленных мог быть Ильинско-Телешовский. Близкий к нему по географическому и ландшафтному расположению Архангельский погост (с. Красноармейское), возможно, близок и по времени возникновения. Оба погоста располагались на возвышенных берегах Тезы, что могло иметь и определённое оборонительное значение, и служить ориентиром. Долина реки Тезы служила основным путём круглый год - и летом и зимой ещё до появления сухопутных дорог.

Согласно исследованиям историка В.Д. Огурцова, к Ильинскому погосту выходила древняя дорога из Москвы и Суздаля через Лежнево на Шую. И путь из Суздаля в Шую в XIII-XVI веках пролегал именно через Ильинский погост (или через то место, где он позднее возник). Также Огурцов В.Д. подчёркивает статистический факт массового возникновения храмов с именем пророка Илии в раннехристианский период на месте бывших языческих святилищ. Образ Ильи Пророка был близок главным языческим божествам. Культ Ильи Пророка был особенно распространён в России в XII-XIII вв, что даёт дополнительный повод предполагать более древнее возникновение Ильинского погоста, чем времена Ивана Грозного.

Возможно, со временем история Ильинского и Архангельского погостов сможет дополниться более древними страницами. Недалеко от погостов, вниз по Тезе обнаружены и интенсивно исследуются археологами под руководством О.А. Несмиян остатки крупного финского поселения - Иванова городища (на берегах Тезы около деревни Клочково). Специалистами установлено, что в X веке на изучаемой территории было значительное по размерам поселение финских племён с развитыми ремёслами, торговлей и сельским хозяйством (здесь же обнаружены следы людей более древних эпох - стоянки периода VI в до н.э.). Возможно, первые поселения людей на месте погостов (Ильинского и Архангельского), да и самой Шуи (или бывшей на её месте Борисоглебской слободе, по названию древнейшей церкви) возникли как производные от основного Клочковского поселения вверх по Тезе на удобных для жизни и обороны крутых речных берегах. Впоследствии, в период распространения христианства, на месте языческих святилищ могли появиться православные храмы (что наблюдалось повсеместно в древнерусских селениях). Говорить об этом всерьёз можно будет только после проведения систематических археологических раскопок и архивных исследований.

Ильинско-Телешовский погост
Согласно легендам, приводимым В.Борисовым, село Телешово во времена Ивана Грозного было чёрной волостью с конным заводом. Богатые пойменные луга по берегам Тезы служили пастбищем и источником корма для лошадей. В 1571 г после очередной женитьбы царя Иоанна IV на Марфе Собакиной село было подарено Иваном Грозным тестю - новгородцу Василию Степановичу Собакину. Предполагается, что церковь впервые и была основана и оснащена именно Василием Собакиным. Так, в писцовых книгах Александра Теприцкого и Ивана Небогатова (1685-1686), указывалось: "в Телешовской волости в церковных землях, погост Воскресения Христова, да Святого пророка Илии... погост Преподобного Сергия Радонежского на р. Тезе... а в церквах Божье милосердие - образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякая церковная утварь, строение Василия Собакина". После польско-литовского нашествия исчез ряд окрестных деревень, относящихся к приходу Телешовского погоста. Сам погост также разорялся.

Увеличить - Колокольня Ильинской церквиНазвания престолов погоста в XVI-XIX вв. менялись, что отражалось и на названии погоста (он в разное время именовался Ильинским, Воскресенским, Сергиевским). В 1629 г. упоминается одна Воскресенская церковь с Ильинским приделом, уже в 1685 г - два храма - Воскресенский с приделом Св. пророка Илии и церковь Сергия Радонежского. В 18 в. Воскресенский придел был упразднён и главным храмом погоста окончательно стал Ильинский. До 1815 г. деревянные Ильинская и Сергиевская церкви были отдельными. Перестройка церквей в камне, отделка и оснащение новой утварью выполнены в первой половине XIX века "усердием прихожан". Среди прихожан, жертвовавших деньги и семейные реликвии храму были представители родов Пожарских и Долгоруких, шуйские купцы. От церковного комплекса сохранилась колокольня Ильинской церкви (сейчас, вместо обвалившегося шпиля, на колокольню установлен новый барабан с куполом), стены бывшей церковно-приходской школы, дом причта (жилой), одна угловая башня от церковной ограды. Колокольня строилась в 1801-1804 гг. "усердием и иждивением" генерал-интенданта Александра Филипповича Пожарского, достраивалась после его смерти на средства его супруги - Агриппины Александровны. Колокольню прежде завершал "на верху третьего яруса фонарь... вызолоченный через огонь крест, выкрашена ярью".

Увеличить - Часовня над могилой Н.П. Кашинцевой (Собакиной)На кладбище погоста, ограниченном полем, Тезой и оврагом, по свидетельству В. Борисова были похоронены дворяне Пожарские, Кайсаровы, Кругликовы, Собакины, Давыдовы, Кашинцевы (В. Борисов в середине XIX века отмечал, что в синодиках упомянуто всего 397 человек). В церковных синодиках погоста некоторые Собакины упоминались, как убиенные. Борисов предполагал, их убили в Телешове в годы опричнины (Шуя входила в состав опричных городов). Документальных и фактических подтверждений того, что кто-либо из этих дворян был действительно похоронен в Ильинском нет. Рядом с алтарём тёплой церкви (в трапезной) погребены вкладчики - супруги Валуевы. В алтаре Ильинской церкви под жертвенником погребена Елена Алексеевна Пожарская - дочь Агрипины Алексеевны Пожарской от первого мужа. На действующем до сих пор кладбище практически не осталось старых надгробий. Сейчас от древних захоронений погоста сохранились только развалины каменного склепа-часовни над могилой Натальи Порфирьевны Кашинцевой (в девичестве Собакиной), зверски убитой собственными крестьянами в 1750-60 гг. Тогда семь человек (крестьян) зарезали её ножами в бане, мужа спас дворовый человек (вынес на себе на псарню). Мотивы расправы были связаны с жестоким обращением помещицы с дворовыми при постройке в с. Телешове барского дома с прудом и садом. Уже в середине XIX века "место, где были сад, дом и пруды Собакиных заглохло и близ него выросла берёзовая роща".

Краткий краеведческий очерк погоста и архитектурное описание:
www.sobory.ru/article/index.html?object=06286

Личности, связанные с историей Ильинско-Телешовского погоста:

Василий Степанович Собакин - тесть Иоанна Грозного, по преданию - основатель погоста (возможно, это только предположение, а на самом деле селом владели другие Собакины).
www.sedmitza.ru/index.html?did=20804

С Телешовским погостом связана жизнь известного духовного писателя XIX века архиепископа волынского Агафангела.
www.pravenc.ru/text/63204.html

Он родился в семье священника Ильинского-Телешова, закончил Шуйское духовное училище, став крупным церковным деятелем присылал в дар погосту книги, церковные облачения, установил на погосте памятник на могиле своей матери.

Среди церковных строителей и меценатов были княгиня Агриппина Алексеевна Пожарская (урождённая Безобразова, после смерти мужа вышла замуж за И.М. Долгорукова), генерал-интендант Александр Филиппович Пожарский.
www.baza.vgd.ru/1/25464/

Владимирский гражданский губернатор, русский поэт князь Иван Михайлович Долгорукий.
www.hrono.info/biograf/bio_d/dolgorukiy_im.html
www.fplib.ru/biografii/bio18v/dolgorukij/

Якиманский погост
"...местным преданием считается за старинную и особенно чтимую в своём приходе икона Иоакима и Анны", также в церкви есть резная икона Спасителя ...в 1 аршин. (отвечал благочинный шуйского уезда с. Васильевского свящ. А. Благосклонов в ведомстве коего состоит Иоакиманский погост 55 лет 16 марта 1887 г.)

Архитектурное описание и краеведческий очерк погоста:
www.sobory.ru/article/index.html?object=06101

Якиманский погост тесно связан с дворянским родом Бальмонтов - владельцев соседней деревни Гумнищи. Здесь родился и был крещён поэт Константин Дмитриевич Бальмонт.
www.ru.wikipedia.org/wiki/Бальмонт,_Константин_Дмитриевич

Погост Михаила Архангела

Так же, как и Ильинско-Телешовский погост, погост Михаила-Архангела впервые упоминается в 1629 г. в описи Афанасия Векова как существующий. Предположительно, существовал и в 16 веке. По наименованию главного престола погоста назывался и населённый пункт (село Михаил-Архангел, переименованное в советское время в Красноармейское). Храмы Архангельского погоста расположены на высоком живописном берегу Тезы.

Увеличить - погост Михаила Архангела, вид с западаНаименование главного престола с 17 века не менялось - "в Шуйском уезде в Борисоглебской волости погост Архангельский на реке Тезе, а в погосте церковь Собор Архангела Михаила, да в приделе Николая Чудотворца, древяна ... а на погосте церковь да два двора поповских, да дьяконов двор, церковного дьячка двор, пономарёв двор, просвирнин двор. Да на погосте же три двора крестьянских да шесть дворов бобыльских, а людей в них ... пашни паханные четыре четверти; да перелогом и лесом поросло 62 четверти, а обоего пашни паханные и перелогом и лесом поросло средней земли 106 четвертей в поле" (из писцовой книги Афанасия Векова и подъячего Селиверста Иванова, 1629). К погосту относились значительные земли по Тезе и Внучке. В конце XIX века даже урезанные церковные наделы Архангельского погоста были значительными "но земли у них и по сие время имеется 133 десятины 1865 сажень лесу, пашни и заливных лугов лучшего качества, так, что такого количества угодий нет ни у одного церковного причта во всем Шуйском уезде; крестьянских домов 12 дворов, жителей обоего пола до 50 человек, которые занимаются хлебопашеством, а во время зимы - ткачеством миткаля и проживают на Шуйских фабриках" (И. Лядов).

На кладбище села Михаил-Архангел похоронена игумения Воскресенско-Фёдоровского монастыря в с. Сергеево София (Серафима Ивановна Успенская), управлявшая монастырём с 17 сентября 1887 до 1915 гг. Она приехала в Сергеево в 50 лет из Серафимо-Понетаевского монастыря.

Тёплая церковь Архангела Михаила с приделом Святителя и Чудотворца Николая (построена в камне в 1784 - 1787 гг.) - основная в погосте.

Среди церковных реликвий, имевшихся в храме до революции отмечалась "икона местночтимая Архангела Михаила резная на камне (когда, кем пожертвована неизвестно)". Холодная (1797 г.) пятиглавая. Престол в честь Святой Живоначальной Троицы.

Сейчас кладбища на Архангельском погосте не сохранилось. Захоронения располагались вокруг церквей. В память о прежнем кладбище установлен крест у Троицкой церкви. С восточной стороны храмов до середины 1990-х гг. стояло несколько старинных живописных вязов. Многие шуяне и местные жители помнят вяз, который обнимали четверо взрослых мужчин, взявшись за руки. Сохранились чёрно-белые фотографии 1970-х гг. По преданию, этот вяз сажал Иван Грозный (по другому преданию - Екатерина). Все старинные вязы усохли в конце 1990-х гг.

В 1935 г. были сброшены колокола с колокольни. В 1937 г. каменная ограда вокруг храмов была снесена после пожара. В 1940 г. оба храма были закрыты. В помещении обоих церквей хранились минеральные удобрения, зерно, сено. В алтаре зимнего храма был устроен спортзал для детей.

Священник Архангельской церкви погиб на фронте во время Второй мировой войны, его дети живут и работают в Шуйском районе (по словам местного жителя). В селе сохранились дома священника и старосты церкви.

Последним владельцем храмов погоста с 1983 по 2007 был институт химии растворов (ИХР) РАН, расположенный в городе Иваново. С 1983 года храмы и школа входили в состав загородной базы отдыха сотрудников ИХР РАН. Российская Академия наук (РАН) в октябре 2007 передала Иваново-Вознесенской епархии два храма и здание бывшей приходской школы. Сейчас храмы бывшего Архангельского погоста являются подворьем Воскресенско-Фёдоровского мужского монастыря (расположен в селе Сергеево). Восстановление храмов началось в 1997 г. силами Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря и прихожан (местных жителей, дачников). Оба храма восстановлены, в них ведутся службы. Первые службы в Троицком храме начались в 1999 г., в Архангельском храме - в 2001 г. В апреле 2001 г. по благословению архиепископа Амвросия на месте прихода было организовано Архангельское подворье Свято-Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря. В 2004 г. Архангельский храм был освящён по архиерейскому чину во имя Собора Михаила Архангела. Территория погоста благоустраивается. С восточной стороны погоста построены несколько бревенчатых домов для священников и монахов.

Архитектурное описание и краеведческий очерк погоста
http://sobory.ru/article/index.html?object=06281

Погост является подворьем Воскресенско-Фёдоровского мужского монастыря в Сергеево
http://ivepar.ru/eparhia/686319658/06280620081658790803/

***************************************************************



Rambler's Top100

Рейтинг

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Коллекция.ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть

Hosted by uCoz