Назад На главную страницу

Архитекторы Шуйского собора

Большинство знатоков местной истории согласятся с тем, что наивысший экономический и духовный подъём в Шуе наблюдался на рубеже 19-20 вв. Именно тогда Шуя считалась одним из наиболее благоустроенных и экономически развитых уездных городов Владимирской губернии. Шуйская промышленность достигла значительного уровня развития, купцы вели обширную торговлю, в местных учебных заведениях получали базовые знания будущие талантливые писатели, инженеры, военные, учёные. Земские заведения того времени процветали, демонстрируя редкий пример оптимального баланса интересов чиновников, бизнеса и горожан. Местные коммерсанты занимались меценатством и благотворительностью. Все признаки прогресса, благополучия и цивилизации того времени - мощёные улицы, каменные дома, железная дорога, телеграф, телефон, водопровод, электричество, передовые технологические решения в промышленности, благолепные и богатейшие храмы, оснащённые и обеспеченные школы, гимназии, больницы и богадельни в Шуе присутствовали.

Архитектурный облик Шуи начала 20-го века, к счастью, во многом сохранился. Жаль, что фамилии многих архитекторов, приложивших руку к строительству шуйских храмов, особняков, фабрик неизвестны, жаль, что часть построек уничтожена или изменена.

В статье представлены только краткие сведения о зодчих, связанных с наиболее ярким и известным шуйским храмовым комплексом – Воскресенским собором (большая часть информации находится в открытом доступе в интернете). Даже поверхностное знакомство с биографиями архитекторов показывает, что это были яркие люди, незаурядные личности, специалисты высочайшего класса, достойные пристального внимания исследователей и уважения потомков.

Гауденцио Маричелли (он же Яков Яковлевич или Иван Иванович; он же Марицелло или Мавричелло) – талантливый, трудолюбивый и плодовитый зодчий родом из швейцарского города Тессина. Его биография довольно туманна. Известный ивановский искусствовед Леонид Шлычков в статье «Архитектор Маричелли» [1] впервые собрал, обобщил сведения об архитекторе и его произведениях, показал, что в биографии зодчего ещё остается множество белых пятен (неизвестна его жизнь до приезда в Россию, неизвестна и дальнейшая судьба после обрушения шуйской колокольни).

Печально, что в краеведческой литературе Маричелли в основном позиционируется как некий авантюрист-непрофессионал по чьей вине обрушилась недостроенная шуйская колокольня. Считается, что в 1819 г. после обрушения архитектор сразу же трусливо бежал за границу, притворившись сумасшедшим. Авторство существующей колокольни практически полностью приписывается подрядчику работ - крестьянину Михаилу Саватееву, за которым «наблюдал» губернский архитектор Евграф Петров.

Однозначно, с колокольней связана наиболее печальная страница биографии швейцарского зодчего – после неудачи в Шуе Маричелли вскоре завершил свою деятельность в России и бесследно исчез (возможно, что и не сразу, а через 3-4 года, выполнив в России ещё ряд построек). История строительства и проектирования шуйской звонницы до сих пор недостаточно изучена, как и роль в ней самого Маричелли (был ли он единоличным автором проекта, либо участвовал в реализации чужого). Наверняка Е.Петров и М.Саватеев обнаружили и исправили просчёты швейцарца, внесли свои изменения в облик колокольни, улучшили начальный проект. Но черты, присущие именно швейцарскому зодчему в шуйской колокольне остались (они также присутствуют в лежневской колокольне и в фасадах шуйского гостиного двора).

Чем же ещё отметился швейцарский зодчий в наших краях? К числу произведений Г. Маричелли относятся многочисленные церковные, гражданские и промышленные сооружения которые строились по всей Верхней Волге. Во владимирских и костромских землях постройки Г. Маричелли были в окрестностях Нерехты, Фурманова, Родников, в Вичуге, Иваново-Вознесенске, Шуе, Введенье, Лежневе [1,2,3]. Возможно, Маричелли был также автором усадебного дворца графа С.П.Татищева в Вичуге. В Шуе Маричелли построил корпуса гостиного двора и, возможно, перестраивал в классическом стиле Покровскую церковь (перестройка Покровской церкви на территории шуйского кремля выполнялась в 1814-1816 гг. и включала внешнее переоформление, пристройку трапезной с двумя приделами и строительство колокольни). В Николо-Шартомском монастыре Маричелли строил ограду и паперть. В Иваново-Вознесенске швейцарец выстроил Троицкий собор - лучший в городе памятник классицизма, снесённый в 1931 г. [5], перестроил старообрядческую Казанскую церковь из здания бывшей мануфактуры.

Постройки Г. Маричелли:
а – колокольня Рождественской церкви в Лежнево,
б – Покровская церковь в Шуе,
в – Гостиный двор в Шуе,
г – Троицкий собор в Иваново-Вознесенске
(фото с сайта «Храмы Иваново-Вознесенска»),
д & е – Казанская старообрядческая церковь в Иванове

Вершиной российского периода творчества Г. Маричелли, своебразным «реваншем» за неудачу в Шуе считается колокольня в Лежнево, построенная в 1823 г. (есть версия, что проект Маричелли реализовывал не сам автор, а шуйский архитектор Павел Воронин). Официальным поводом строительства высоких колоколен в Лежневе и Шуе, стала победа русских над французами в Отечественной войне с Наполеоном. Более приземлённая причина возведения монументальных сооружений в крае - монополизм местных текстильных фабрикантов, возникший после разорения московских текстильных предприятий (основных конкурентов владимирским) военными действиями. Кстати, самые высокие на территории Владимирской губернии колокольни были построены зодчими, работавшими в Шуе [6]. Это колокольни Шуйского Воскресенского собора (106 м, Г. Маричелли, Е.Петров, М. Саватеев), Лежневской Троицко-Знаменской церкви (86 м, Г. Маричелли, П. Воронов), Суздальского Ризоположенного монастыря (72 м, Е.Петров).

Кто обучал Гаудецио Маричелли искусству архитектора, зачем он приехал в Россию, как из Нерехты попал в Шую? Почему именно его выбрали состоятельные и разборчивые шуйские купцы, желающие увековечить свои капиталы?

Леонид Шлычков предположил, что прообразом шуйской колокольни для Маричелли могла стала колокольня рязанского кремля, первый проект которой разработал талантливый костромской архитектор-самоучка С.А. Воротилов (1741-1792).

Встречались ли когда-либо Воротилов и Маричелли? Теоретически – вполне вероятно, ведь Маричелли начинал работу в России в родном для Воротилова Нерехтском уезде. Там же – в Нерехтском уезде, в самой Нерехте, в губернской Костроме во второй половине 18 в. много строил С.А. Воротилов. Воротиловым построен ряд храмов в Нерехте и Нерехтском уезде, соборный комплекс в Костромском кремле с 64-метровой ярусной колокольней (комплекс Костромского кремля полностью уничтожен). Также Воротилов разработал первый проект 83-метровой колокольни в Рязанском кремле, построил Мучные и Гостиные ряды в Костроме [1,7,8]. Возможно, по его же проекту построена церковь в селе Писцово (сейчас Комсомольский район Ивановской области) и 94-метровая колокольня Преображенского собора в Рыбинске. Исследователи творчества С.А. Воротилова отмечают в его постройках наличие ярко выраженных, характерных деталей, индивидуальных строительных приёмов. Маричелли, начиная работу в Костромской губернии, не мог не обращать внимание на окружающие его яркие и самобытные произведения Воротилова (в стиле барокко), заметно отличающиеся от типовых проектов. Личным встречам двух архитекторов помимо языкового барьера (швейцарец до конца жизни так и не освоил русского языка, а Воротилов вряд ли владел иностранными языками) могло также препятствовать ограничение во времени (Маричелли въехал в Россию в феврале 1792 г., когда он добрался до Нерехтского уезда – неизвестно; Воротилов умер в ноябре того же года).

Постройки С.А.Воротилова:
а – колокольня Преображенского собора в Рыбинске,
б – Богоявленский собор в Костроме (фото с сайта «Костромка»),
в – колокольня Рязанского кремля
(на фото слева, фото с сайта «История, культура и традиции Рязанского края»).

«Можно предполагать, что Маричелли приехал в Россию начинающим архитектором. Во всяком случае, зарубежного опыта ему недостаёт, чтобы сразу ярко проявить себя. Долгие годы он ищет себя в профессиональном плане. При этом осваивает местные архитектурно-строительные традиции, учится у Воротилова и, наконец, вырабатывает свой стиль, в котором соединены формы русского провинциального зодчества и элементы итальянской архитектуры эпохи Возрождения… Вероятно, могут обнаружиться и другие постройки Маричелли как в России, так и за границей. Но и тех, что известны сейчас, уже достаточно, чтобы говорить о нём как о талантливом зодчем» [1].

Евграф Яковлевич Петров (1786-1839) – русский архитектор. С 1812 до конца жизни служил губернским архитектором во Владимире. Профессиональная карьера зодчего начиналась в Москве (Петров работал в разных строительных организациях - Экспедиции Кремлёвского строения, Комитете для устроения в Москве казарм, Строительной Экспедиции Московского Губернского Правления). Под руководством известного русского архитектора М.Ф. Казакова в 1803-1805 гг. Е.Я. Петров работал "для продолжения снятия фасадического вида г. Москвы". В 1812 г., согласно прошению, Петров определён губернским архитектором во Владимирскую губернию. После получения им чина коллежского асессора в 1831 г., сведений о нём не имеется; известно только, что он умер до ноября 1839 г. от тяжёлой болезни [9,10,11].

Из сохранившихся построек Евграфа Петрова - храм Иоанна Воина в Коврове, 72-метровая колокольня Суздальского Ризоположенного монастыря, здание бывшей мужской гимназии и дворянского пансиона во Владимире, торговые ряды в Вязниках и Муроме, Успенская церковь в Иванове (колокольня разрушена в 1950-е гг., сейчас церковь относится к комплексу Успенского мужского монастыря), братский корпус Благовещенского монастыря в Муроме. Архитектор также перестраивал Христорождественскую церковь в Иваново-Вознесенске. Возможно им же выполнено строительство усадьбы литератора Н.С. Всеволожского в Жерехове (Владимирская область, Собинский район). В истории шуйской архитектуры имя зодчего связано с исправлением и реализацией проекта шуйской колокольни – гордости и визитной карточки города.

Постройки Е.Я. Петрова:
а – колокольня Ризоположенского монастыря в Суздале,
б – колокольня Успенской (кладбищенской) церкви в Иваново-Вознесенске
(фото с сайта «Храмы Иваново-Вознесенска»).

Илья Евграфович Бондаренко (1870-1947) – российский и советский архитектор, учёный-искусствовед, один из идеологов неорусского стиля в архитектуре, выдающийся деятель отечественной культуры. Родился в Уфе. Профессиональные навыки И.Е.Бондаренко получал в московском училище живописи, ваяния и зодчества по классу А.С. Каминского (постройки которого, кстати, сохранились в Иванове), а также в Политехникуме в Цюрихе. После завершения образования работал помощником архитектора Ф.О. Шехтеля (который также строил в Иваново-Вознесенске). Много путешествовал по России, изучая народную архитектуру Севера и Поволжья. Участвовал в жизни абрамцевского кружка (подмосковное имение Абрамцево при поддержке мецената Саввы Мамонтова на рубеже 19-20 вв. являлось центром художественной жизни России; здесь жили, работали, общались люди искусства - И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, В.А. Серов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов и Е.Д. Поленова, К.А. Коровин, Ф.И. Шаляпин и другие).

Судьба талантливого и энергичного архитектора в целом сложились благополучно – Илья Евграфович служил отечественному искусству всю свою жизнь, невзирая на внешние обстоятельства. Так, уделяя до революции значительное внимание храмостроительству, Бондаренко в советское время не эмигрировал, не затерялся в буре новой жизни, а продолжал активно заниматься архитектурой и искусствоведением - реставрировал и защищал памятники архитектуры, занимался научной деятельностью. Кроме архитектуры оформлял спектакли, создавал музеи, писал книги [10, 12].

Архитектор участвовал в проектировании павильона Русского Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже (1900 г.), оставил после себя множество построек (в основном в Москве и Подмосковье), участвовал в сохранении, реставрации многих памятников российской культуры, исследовал персоналии и творческое наследие российских архитекторов (М.Ф. Казакова, В.И. Баженова, Доменико Жилярди, А.Г. Григорьева), участвовал в создании музеев (Музей имени М.В. Нестерова в Уфе, музей истории архитектуры в Москве), основал первый уфимский театр.

В церковной архитектуре Илья Евграфович сумел решить сложную задачу объединения новейших веяний в искусстве эпохи модерна с традициями древнерусского (преимущественно новгородско-псковского) храмостроительства. Стиль построек архитектора, как ни парадоксально, получил высокое признание в среде старообрядцев, одного из самых консервативных слоев российского общества. И.Е.Бондаренко считается «архитектором старообрядчества» - при его участии построено более десяти старообрядческих храмов в Москве и Подмосковье, старообрядческие общины из разных уголков страны обращались к нему с заказами.

В Шуе И.Е. Бондаренко смог изящно и практично решить проблему расширения Воскресенского собора (1912-1914 гг.). Архитектор применил передовые для своего времени строительные технологии и материалы для существенного увеличения внутреннего пространства, смог сохранить внешний облик храма, не допустил возможных разрушений старых конструкций.

В Иваново-Вознесенске по проектам И.Е. Бондаренко построено несколько особняков - дом А.И.Соколова, 1911 г. (ул.III Интернационала, д.37), пассаж торгового дома «Иван Соколов с сыновьями» , 1913 г. (г. Иваново, Аптечный пер., д.9-11). Также Бондаренко перестраивал и расширял церковь Рождества Христова в Иванове с использованием железобетонных конструкций (церковь разрушена в 1930-х гг), спроектировал Ново-Казанскую часовню (снесена в 1927 гг.), строил общежития рабочих [5].

Перестройка шуйского собора в начале 20-го столетия проходила совсем негладко – сохранилась официальная переписка между местными (шуйскими и владимирскими) и столичными строительными инстанциями. Шуйские благотворители М.А. Павлов и П.Х. Пухов смогли собрать необходимые для строительства деньги, привлечь архитектора, закупить необходимые строительные материалы, начать подготовительные работы. Но из-за различных согласований стройка оказалась на время «заморожена», что грозило порчей стройматериалов и дальнейшими неудобствами для прихожан [13,14].

Шуя начала 20-го века была в числе первых уездных городов Российской Империи. Шуйские промышленники играли весомую роль в российской экономике и не скупились на благотворительность и благоустройство храмов. В Шуе на тот момент уже были крупные, и вместительные храмы – Успенский собор Всехсвятского единоверческого монастыря, Спасская и Крестовоздвиженская церкви. А Воскресенский собор – главный храм города Шуи и крупного Шуйского уезда был сравнительно невелик. В соборе находилась одна из почитаемых владимирских святынь - чудотворная икона Шуйско-Смоленской Богоматери. Сложности с посещением храма были и в обычные дни, не говоря уже о праздниках, когда желающие приложиться к чудотворной иконе были вынуждены стоять в очереди за пределами храма.

Предложенный изначально архитектором И.Е.Бондаренко проект критиковался, запрещался полностью, для сохранения «заслуживающей внимания архитектуры храма» и из опасений возможных разрушений. Так, в течении 1912 года обсуждались технические детали строительства (каким образом лучше соединить прежний пятиглавый храм с новой пристройкой). Высказывались опасения, что «возможны трещины в существующих частях сооружения из-за перераспределения нагрузок», обсуждались возможные варианты реализации оптимального перехода между старой и новой частями (железные фермы, столбы, разные размеры проёмов).

Ситуация усугубилась отрицательным решением Археологической комиссии Министерства Императорского Двора, обсуждавшей проект перестройки собора на заседании 8 февраля 1913 г. По итогам заседания Императорской археологической комиссии с участием представителей Императорской Академии Художеств, Святейшего Синода и Министерства Внутренних Дел было «признано, что предложенное переустройство совершенно изменяет настоящую заслуживающую внимания архитектуру храма и посему не может быть разрешено…» [14].

Тем не менее, перестройка была выполнена и, незадолго до революции, Воскресенский собор обрел современный, привычный всем шуянам вид [4,15].

Собор Шуйско-Смоленской Богоматери в Шуе (Воскресенский собор):
а - портрет архитектора И.Е. Бондаренко,
б и в – собор до перестройки 1912-1914 гг. (фото с сайта Family-History.ru),
г – современный вид собора с трапезной и приделами,
выполненными Бондаренко И.Е. (левая, западная часть)

Вскоре после перестройки Воскресенский собор стал кафедральным, Владимирский архиепископ с 1916 г. именовался Владимирским и Шуйским.

Специалисты в области искусствоведения положительно оценивают пристройки, выполненные И.Е.Бондаренко.

«Воскресенский собор – яркий памятник культового зодчества в стиле раннего классицизма, отличающийся монументальностью форм, оригинальностью объёмной композиции и тонкостью прорисовки деталей. Цельность его облика не нарушается пристройками нач. 20 в., удачно стилизующими формы культовой архитектуры 18 столетия» [4].

«Переоформление храма осуществлялось с применением железобетонных конструкций, что позволило в трапезной создать обширный и светлый зал, который значительно отличается от затенённого интерьера четверика» [16].

Городской собор, безусловно выдающийся и значимый памятник истории и архитектуры. Но помимо Воскресенского собора в Шуе и районе сохранилось достаточное количество интересных архитектурных сооружений, заслуживающих сохранения, реставрации, и внимательного изучения. Заслуживают более пристального внимания и люди, строившие в Шуе, сумевшие сформировать уникальный облик города, с его фабриками, храмами, купеческими домами, мостами, земскими заведениями и сооружениями первых пятилеток.

Дмитрий Черниховский

********************************************************



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть