Назад На главную страницу

Храмовый комплекс. Церкви Феодора Стратилата и Николая Чудотворца
(Ивановская область, Савинский район, село Антилохово)

Проезд: По Ивановской области: автобусом от Савино до Антилохово. Из Владимирской области: автобусом или поездом до ст. Большаково. Дальше лесная дорога на северо-запад 4 км.

Фотографии: Александр Богданов (6 марта 2016 г.)

Координаты: 56.509814, 41.13734

************************************************

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ФЁДОРА СТРАТИЛАТА И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, 1-я четв. 19 в.

Расположен над лощиной в северном порядке села, вытянувшегося двумя параллельными рядами изб с востока на запад. Участок неправильной формы окружён оградой, сооружённой, вероятно, в 1823 г. С запада находятся главные ворота, образующие вместе с противоположными восточными основную планировочную ось комплекса, по сторонам которой на равном от неё расстоянии поставлены храмы: к югу — зимний Фёдора Стратилата (освящён в 1804 г.), немного сдвинутый к западу; к северу — летний Николая Чудотворца (завершён в 1823 г.). От улицы на территорию ведут ещё одни ворота в юго-западном участке ограды. Все сооружения сложены из кирпича и побелены по обмазке. Хорошо сохранившийся храмовый комплекс характерен для суздальской школы зодчества кон. 18 - 1-й четв. 19 в.

Доминирующее положение занимает более высокая Никольская церковь с шатровой колокольней, композиционно объединяющей комплекс. Наиболее полно ансамбль раскрывается с юго-востока, от маленького пруда на главной улице села.

Ограда в плане имеет неправильную многоугольную форму, приближающуюся к кругу. Она состоит из 16 прясел, прерываемых тремя воротами и 13 столбами. Прясла представляют собою невысокие стенки, завершённые на два ската и прорезанные узкими вертикальными проёмами со ступенчатыми перемычками. Высокие четырёхгранные столбы покрыты "колпаком", некоторые из них имеют на гранях филёнки со щипцовым верхом и увенчаны главками.

Главные западные ворота состоят из более высокого центрального проезда и симметрично расположенных широких боковых проходов; все проёмы арочные. Пилоны проезда выдвинуты вперёд, образуя как бы центральный ризалит, и рустованы по углам. Руст продолжается на отступающих вглубь стенках боковых частей ворот, сходясь клиньями к перемычкам арок проходов. Над центральным проёмом - пологий фронтон, наложенный на ступенчатый аттик, который завершён шпилем. Четверти для ворот устроены в середине обращённых к проезду граней, за четвертями проём резко расширяется.

Юго-западные ворота имеют вид перекинутой между столбами ограды арки со щипцовым верхом, над которым была поставлена главка. Композиция восточных ворот аналогична, однако пилоны декорированы сдвоенными тосканскими колоннами, а над щипцом возведён невысокий ступенчатый аттик с главкой.

Березин, Добронравов, 1898, с. 188-190; Токмаков, 1903, с. 33.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 207-211

************************************************

Церковь Фёдора Стратилата - небольшой зимний храм архаичного облика со своеобразным решением интерьера. К вытянутому по оси восток-запад низкому односветному четверику с двускатной кровлей и главкой на глухом высоком барабане примыкают более узкая и чуть пониженная пятигранная апсида с маленькой главкой на пятигранной кровле и короткая прямоугольная трапезная с двускатной кровлей, равная по ширине четверику, а по высоте - апсиде. С запада к трапезной во 2-й пол. 19 в. пристроен пятигранный притвор во всю ширину фасада. Углы объёмов обработаны лопатками. Боковые фасады четверика прорезаны двумя окнами с лучковыми перемычками, между которыми в верхней части стен устроены квадратные ниши-киоты. В трапезной и апсиде северные стены глухие, в южных - по одному проёму. Окна в диагональных гранях апсиды и притвора ложные. Ленточные наличники с едва намеченными ушами завершены треугольными фронтонами над поясом крупных дентикул и дополнены подоконными уступчатыми филёнками. Стены всех объёмов по верху обходит пояс своеобразных балясин (вертикальный кирпич между торцами двух горизонтальных), на четверике он дополнен рядами зубчиков.

Внутреннее пространство здания не соответствует фасадным членениям. Роль трапезной выполнял притвор, о чём свидетельствуют остатки рамы иконостаса, трапезная же образует единое пространство с центральным объёмом. Все помещения перекрыты коробовыми сводами продольной ориентации с лотками в восточной части алтаря и в западной части трапезной и притвора. Пол выложен белокаменными плитами, в оконных проёмах уцелели первоначальные кованые решётки. В алтаре и на своде четверика сохранились фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в., а в основном объёме - каркас иконостаса 19 в. с фрагментами резьбы.

Березин, Добронравов, 1898, с. 188-190; Токмаков, 1903, с. 33.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 207-211

************************************************

Церковь Николая Чудотворца. Своеобразный памятник суздальской школы периода классицизма. Симметричная продольно-осевая композиция традиционна: трёхсветный четверик храма с крупной полуовальной в плане апсидой (пониженной и суженной), узкой и короткой невысокой трапезной и двухъярусной с полуярусом колокольней. Индивидуальность облику придают необычная форма апсиды, завершения объёмов (центральная глава на двухъярусном цилиндрическом барабане, нижняя часть которого световая, и четырёхгранный шатёр колокольни), а также подчёркнуто плоскостная трактовка фасадного декора. Во 2-й пол. 19 в. с северо-западного угла трапезной и с запада к колокольне пристроен притвор с мощными контрфорсами по сторонам.

Стены всех объёмов покрыты горизонтальным рустом с довольно широкими междурустьями. На боковых фасадах четверика проёмы, расположенные по трём осям и в три света, объединены лопатками (нижние крайние окна помещены на лёгких выступах стены, на уровне окон второго света разделённых на две лопатки). Третий ярус отделён карнизом, обходящим весь объём. Боковые проёмы двух нижних ярусов имеют лучковые перемычки (более пологие во втором ярусе); на южном фасаде, внизу, в центре, расположен вход, на северном - ложное окно; во втором ярусе среднее окно - полуциркульное, к нему сходятся ленты руста. Боковые окна верхнего света круглые, а центральное - ромбовидное. Нижние крайние окна увенчаны сандриками со свисающими серьгами и треугольными фронтонами, над круглыми окнами высоко поднятые сандрики с подвесками дополнены трапециевидными фронтонами. По сторонам центральных проёмов нижнего яруса утоплены полуколонны, над ними проходит гладкий пояс своеобразного антаблемента. Четверик завершён карнизом из ступенчатых консолей и поребрика, близким по рисунку карнизу трапезной.

Внутри доминирует высокое и светлое основное пространство, перекрытое восьмигранным сомкнутым сводом с узкими диагональными гранями над маленькими тромпами. Трапезная перекрыта коробовым сводом, апсида - цилиндрическим с конхой.

Сохранились незначительные фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в. (в круглых медальонах над тромпами - евангелисты). Двухъярусный иконостас 1-й трети 19 в. - яркое произведение в стиле классицизма. Строгая композиция и эффектный нарядный декор придают ему парадный и торжественный облик. Утрачен нижний ярус, почти все иконы, многие детали резьбы. Центральная часть в три оси образует небольшой выступ. Проём царских врат фланкирован широкими, завершёнными фронтонами двухколонными портиками, во втором ярусе в центре - четырёхколонный портик, по флангам - двухколонные. Фризы украшены резными композициями из ваз с расходящимися от них стеблями, розетками, рядами поставленных вертикально листьев аканта, свисающими драпировками. Увенчан иконостас Распятием с предстоящими (тромплеи). В алтаре фрагментарно сохранилась надпрестольная сень в виде четырёх колонн, несущих полусферическое покрытие. Пол выложен белокаменными плитами.

Березин, Добронравов, 1898, с. 188-190; Токмаков, 1903, с. 33.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 207-211

************************************************

Храмовый комплекс.
Церкви Феодора Стратилата и Николая Чудотворца
(село Антилохово)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

6 марта 2016 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить Увеличить



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Монастыри и храмы Киева

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Причал.Христианское творчество: христианские стихи,проза,статьи,галерея графики,фото,музыка,психологи,знакомства,книги и файлы

Официальная страница Иваново-Вознесенской Епархии

Паломники.ru - международная православная социальная сеть